«Жизнь открывает нам дороги, а университет учит их выбирать»

Дарья Полежаева — о пути из сельской школы к шотландским танцам, французскому языку и учёбе в большом вузе

В её деревенской комнате мини-выставка копий Ренуара, несколько иностранных словарей, коллекция романов и книга по ботанике. За окном − конюшня, трактор и огород. Всё это — в не таком далёком прошлом. Сейчас Дарья Полежаева учится на 4 курсе Пермского государственного национального исследовательского университета. Будущий специалист по связям с общественностью в перерывах между занятиями репетирует пируэты шотландского танца а по вечерам готовит таких же, как недавно она, вчерашних школьников к ЕГЭ.
− … Потому что я сдала историю на 93 балла. − Сколько-сколько!? − Ну это не 100, но всё же неплохо. Я сама, кстати, была довольна. Хотя готовилась к экзаменам онлайн. И после прохождения курса преподаватель по истории сама предложила мне стать её помощницей. Теперь я готовлю таких же, какой когда-то была я − школьников. А им действительно нужна помощь, даже самым умным − их надо успокаивать. − Тебе это удается? − Ну… Я просто говорю, что он − молодец и у него все получится, − смеется в ответ Даша.

Откуда приехал

Деревня Саркаево,
Кунгурский район

Куда поступил

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Наша героиня, как любой начитанный человек, достаточно часто отпускает самоироничные замечания. А еще она скромна. О результате ЕГЭ по истории и о том, что в свободное от учёбы время она танцует шотландские танцы, мы узнаём лишь спустя какое-то время после первого знакомства.
− Почему шотландские? У тебя есть какие-то корни? − Да нет же! Это случайная история. Я как-то раз опаздывала на свою электричку и думала, как скоротать время. Увидела объявление, что проходит мастер-класс и пошла. До этого танцевала бачату, сальсу пробовала. Но, знаете, там такая пластика и движения − не моё. А вот в шотландских танцах − ровные линии, твердая осанка и все движения такие четкие. Я сразу поняла, что смогу проявить себя именно здесь.
Мы уже было начали уговаривать Дашу отвести нас в учебный класс, чтобы увидеть те самые танцы, о которых мы говорим, но внезапно наша героиня разулась прямо в коридоре вуза, включила с телефона звуки шотландской волынки и начала танцевать. И одновременно рассказывать.
− Практически каждый танец у шотландцев − это история. Сейчас я вам покажу одну из таких. В ней супруга пытается спасти мужа − за ним идет погоня и жена всячески пытается отвлечь преследователей − она танцует на самом краю обрыва. Танцует нарочито надрывно, привлекая внимание, и все поглядывает вниз − к морю − успел ли её благоверный отплыть на лодке или нет.
Звук волынки не самый, так скажем, мягкий, да и в композиции нет понятных многим ударных, дающих ритм. Так что танец выглядел самобытно еще до того, как Даша начала двигаться. Но, когда видишь эмоции девушки, как ей это нравится − вопросы отпадают, ты завороженно наблюдаешь за рыжеволосой пермячкой с корнями народа коми, танцующей шотландские танцы в коридорах родного ей вуза на Урале.
− Даш, а почему ты поступила на «Связи с общественностью», кстати? − О, я выбирала профессию с 8 класса. Представьте, я даже заходила в аптеки и разговаривала с фармацевтами, спрашивала, как им их работа, чтобы узнать из первых уст. Но свою специальность в итоге выбрала, посмотрев на сестру. Она гораздо старше меня, давно работает маркетологом. Она трудится над созданием и продвижением разных сайтов, я даже как-то работала на неё и писала ей тексты для наполнения страничек. Мне понравилось и я решила: получу смежную специальность и буду развиваться в этом же направлении.
Дарья поступила в вуз в Перми, закончив школу в одном из небольших населённых пунктов в Кунгурском районе края. Ее деревня Саркаево − одно из нескольких поселений, объединенных вокруг более крупного поселка Кыласово. Школы в самом Саркаево, где жила Даша, не было.
− До школы надо было идти через поля. И, представьте, я студеными зимами, как настоящая сибирячка, сквозь ветер и снег пробиралась по сугробам. Такая вот “дорога знаний”! А весной было еще «интересней» − рядом с домом речка разливалась так, что невозможно было пройти. Я вынуждена была идти обходным путем − на полчаса дольше. − Сколько вас училось в классе? − В выпускном классе нас осталось 4 мальчика и 4 девочки. Очень удобно было танцевать вальс на выпускном, − улыбается Даша.
Попасть в дашину школу нам не удалось − в учебных заведениях сейчас строгие регламенты: не пускают даже любимых выпускников, если заранее не предупредить и не оформить пропуск. Однако классная руководительница ученицы Полежаевой, Ирина Владимировна, специально «забронировала» для встречи с нами местную библиотеку.
− Даже хорошо, что мы здесь, поглядите, − указывает на книжную полку учительница, − тут хранится опубликованный районный сборник стихов. Знали, что Даша еще и пишет? − Нет, − уже не удивляясь, отвечаем мы, − но мы знаем, что талантливая девушка! − Даша, прочтешь? − Конечно! Давайте вот эту − «Две звезды»: На небе две звезды горят Как будто фонари. А может где-то там, вдали Они — посланники земли. Хотят они сказать о том, Что сердцу мир небес знаком, Что если слушать тишину, То звёздный шёпот я пойму. − И чем вдохновлялась? − Родной природой. А эти конкретно стихи мне неожиданно пришли в голову. Мы с мамой гуляли вдоль нашей речки Бабки, был вечер. В небе я увидела две яркие звезды и просто начало крутиться на языке − На небе две звезды горят… В общем я погнала маму быстрее домой, чтобы успеть записать. И записала, − улыбается опять (да и почти всегда) Дарья.

Как человек, восхищающийся, как она сама говорит, родной природой, Даша сочла за честь провести гостей по родному поселку и окрестностям. По пути нас встречает большой навесной мост над Бабкой (вы же ещё помните, что это речка, да?). Даше он напоминает мост “Золотые ворота” в Сан-Франциско, а местным пацанам, похоже, гоночную трассу. Школьники носятся по нему бегом, а мы, городские, ступаем очень осторожно: мост качается, страшновато.
− Видите − там, на склоне, барельеф Ленина? Была одна интересная история. Его в конце прошлого века разрушили и долго он был разобран.
Не так давно активисты подняли на гору нужный материал и восстановили изображение Владимира Ильича. Но на следующее утро кто-то снова раскидал все камни по поляне. Так он и остался в полуразобранном состоянии. Ходят слухи, что разобрали барельеф те, кого Ленин в свое время тоже очень сильно не любил и на государственном уровне упразднил. В этот момент Даша кивнула головой в другую сторону поселка, где виднелись купола местной церкви.
− Но я считаю, что это слухи. Верить нельзя, конечно, − решительно подытожила Дарья, как человек, сдавший почти на сто баллов ЕГЭ по истории.
На подходе к дому Даши навстречу нас встречает трехцветная кошка. И тут же идёт на руки. Соскучилась не она одна − за распахнутыми дверями нас приветствуют родители Даши.
− Даш, привет! А ты знаешь, что у нас в конюшне ёжик поселился? Спит, видимо, на зиму, − с порога начинает делиться новостями мама Светлана.
Что ж, идём все вместе смотреть на ежа в конюшне. В доме у дашиных родителей − большая русская печь, небольшая кухня, зал и две спальни. Угадать, какая из спален − дашина, не составляет труда. Стопки книг, гитара, укулеле, вязаные коврики и «выставка» Рембрандта на стене. “Тут живет настоящий романтик”, как принято говорить в таких случаях.
− Меня, кстати, многим вещам учила именно мама. И вязать, и готовить, читать. Да всё! Мне никогда не запрещали ничего, и не говорили, что мы чего-то не можем. − А еще цветы по всему дому, − подхватывает мама, − это все тоже дело рук Дашеньки. Тащила их отовсюду в дом и в итоге такой сад устроила. Сейчас без неё многие цветочки чахнут. Видимо, скучают. − А вы? − Конечно! Дома такая непривычная тишина. Но у нас внуки уже, так что понемногу дети в дом возвращаются, и семья уже гораздо больше, − рассказывают родители Даши, Владимир и Светлана.
Все это время, кстати, пока мы говорим, мама и папа суетятся на кухне, стряпают пирожки и режут салаты. Даша рассказывает маме, с кем познакомилась и куда пойдет вечером в городе. Мама подшучивает, что дочке пора бы уже серьезные знакомства заводить.
− А как вам выпускные классы Даши? Сложно было? − Знаете, мы не привыкли её контролировать. Она всегда сама следила за успеваемостью, и в школе хвалили. Так что пора экзаменов для нас была более-менее спокойной. Мы только покупали Даше все, что нужно было. Помогали так. А все остальное − она сама. − Мам, а помнишь, как подавали документы? − вспоминает Дарья. − Да! Вот представьте, она хотела именно в Пермский государственный! Но подавала еще в другие вузы − на всякий случай. И вот, начали приходить отовсюду ответы, что принята, а Даша всё − нет и нет. Ждала ответа от конкретного вуза. Я этот момент переживала, конечно. Но потом, помню, мы едем в Кунгур, и звонят. Даша как закричит: мол, всё, разворачиваемся, едем подавать документы в Пермь − меня приняли! Вот радости было!
Пермский государственный национальный исследовательский университет − первый на Урале. По крайней мере, если мы говорим о дате основания вуза. Первые занятия провели в 1916 году, а начало всей истории положил местный меценат Николай Мешков, который в память об усопшей жене построил здание ночлежки. Чуть позже оно стало одним из корпусов вуза.
− У нас тут целый кампус! Тут можно жить − есть, спать, учиться. То есть вообще не выезжать. И конечно тут много своих легенд. Например, смотри, − Даша показывает на маленькую бронзовую статую. − Чудовище какое-то! − Нет же! Это Кот-ученый. Одно время тут жил кот, который ходил на лекции и жил в университете. Ему даже выдали студенческий билет. Когда кота не стало, ему поставили такой памятник. − Но зачем человеческое лицо? − А это, видимо, появилось у него от знаний. Учеба даже из кота сделает человека. У нас кстати теперь неформальный символ университета − это ученый кот.
Продолжаем экскурсию и Дарья вспоминает новые истории − одну за одной. Каждый раз, слегка даже вскрикивая от радости, что вспомнила что-то такое, что очень бы хотела рассказать.
− Ой, я попробовала, наверное, все, что предлагал мне университет. И КВН, и общественные всякие движения, танцы, французский! Кстати, после курса французского в нашем вузе я взяла уже платные уроки, дальше учу сама. Мечтаю увидеть Париж! − Как ты все это успеваешь? Еще ведь работа. − Университет научил меня выбирать. Всё, что жизнь подкидывает мне, невозможно охватить. Нужно выбрать для себя дело по душе, которое получается. Вот я и остановилась на учебе, французском языке, шотландских танцах и подработке. − Книги, французский, Париж. Ты романтик? − Наверное да. И потому нравится читать. − Из всех твоих книг есть любимая? − «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. − Почему она? − Я считаю, что мы очень похожи с главной героиней. Я тоже очень сильная и люблю свою родину.