«ЕГЭ - это лучшее, что придумало человечество. Главное, чтобы был интернет»
Будущий учитель из Алтайского края о том, как учиться в посёлке с 50 жителями и сдать выпускные экзамены на 200 баллов
Как подготовиться к ЕГЭ на «отлично» и выше, когда между уроками нужно пасти овец и коров, управляться с огородом, а единственную дорогу до школы иногда размывает так, что неделями туда не проехать? Студент Алтайского государственного педагогического университета Артём Никляев приехал учиться в Барнаул из посёлка, где живут всего 50 человек. Парень уверен: в его жизни нет ничего особенного. Но все интересные истории начинаются именно так.
Наше знакомство и встреча с Артёмом оказалась под угрозой срыва с самого начала. Казалось бы: к студенту приедут журналисты, узнать его историю, рассказать сотням тысячам других школьников, а у самого Артёма только-только начался последний учебный год. Что может пойти не так?
Оказалось, что Артём уже 2 года как работает учителем и скажи мы ему хоть на день позже о том, что мы прилетаем в гости, он бы отказался — ведь он отвечает теперь не только за себя, как за студента, но и за “своих” детей. Молодой бакалавр ежедневно ведет занятия ребятишкам с ограниченными возможностями здоровья − у него контракт с местным лицеем. Артём преподает математику и информатику, и занятия переносить он не может, да и не хочет.
− Так, ребята, вы тут пока погуляйте, я сбегу на пару часов, − на полуслове во время знакомства говорит Артём.Вопросов больше нет. Парень абсолютно уверен, что знакомство с журналистами подождет, а дети − нет. Кажется, тест на профпригодность молодым учителем только что пройден на “отлично”.
− Что случилось?
− У меня сейчас с ребятишками будет онлайн-урок. Родители ждут, там дети с ОВЗ, я должен с ними домашку проверить, разобрать ошибки и дать новые задания.
Откуда приехал
Посёлок Алексеевский,
Алтайский край
Куда поступил
Алтайский государственный педагогический университет
Артём Никляев приехал в Барнаул 4 года назад из посёлка Алексеевский на самой периферии Алтайского края. Это буквально самый край региона.
Подготовка к ЕГЭ Артёма была сложной не столько из-за самих тестов, сколько из-за доступа в интернет. Парень, кроме школьной программы старался изучать материалы в сети, смотреть обучающие ролики, но на загрузку 20-минутного видео у него уходила ночь. Позже будущий выпускник проявил смекалку, нашел специальное устройство – усилитель сигнала модема, подключил его к домашнему роутеру и обеспечил интернетом всю семью. После этого, вспоминает, соседские дети бегали к нему, смотреть, как устроена система, и пытались сделать так же.
− У нас тут смотри как: сидишь в одной комнате – у тебя “алтайский” интернет, а выходишь на кухню и тебе сотовый оператор присылает сообщение: «Добро пожаловать в Новосибирскую область!». Возвращаешься в спальню, а тебе – «Добро пожаловать домой!».Посёлок, в котором родился Артём, − это всего две улицы, несколько домов и 50 жителей. Школа – в соседнем селе, куда Артёма каждый день возил автобус. Ну или, признаётся он, “почти” каждый день. Осенью, весной и зимой дороги на этом участке заметало или размывало, и Артём оставался на неделю-две дома.
− Знаете, когда в 9-м классе я сдал экзамены на четверки, меня этот результат не устроил. Я решил серьёзно взяться за подготовку к ЕГЭ. С 10-го класса, нашел онлайн-курсы, где помогают. Но действительно полезным оказались не сами программы, а чаты, где общаются такие же абитуриенты, как я. Я нашел там единомышленников, с которыми было не так страшно выходить на экзамены. Чисто эмоционально легче, ведь с моего поселка я был почти один выпускник. А тут шуткой поддержат, где-то найти что-то помогут.
А ещё Артёму приходилось совмещать решение тестов ЕГЭ с выпасом овец, кормлением коров, уборкой огорода. Для городского звучит удивительно, для Артёма – больше удивления вызывает реакция многих, будто это что-то из ряда вон. Он и во время нашего визита к нему родной дом, в Алексеевский, по просьбе отца, выгнал стадо, прыгнул на мопед и полетел по алтайским полям караулить баранов.
Интересно наблюдать, как с интеллигентным будущим учителем случается нечто:
Мама Артёма, Наталья Витальевна, работает в местном сельском клубе организатором досуговых и социальных мероприятий. Но это на полставки, а в остальное время – хозяйство. Коровы, овцы, куры, лошадь и огород. Отец обслуживает местную водонапорную станцию, обеспечивая поселок водой. Другой работы в Алексеевском нет.
− КУДЭ!? СТОЙ. ПШЛА! НУ!Сложно представить себе этого отличника, участвующего в общественной жизни студента, с которым мы говорим о судьбе российской системы образования, орущим на овец посреди поля. Но это тоже он — Артём.. Когда овцы не с первой попытки, но сбились в одну кучу, Артём снова подлетел к нам на мопеде – щёки горят, улыбка до ушей, дыхание сбито. От радости.. «В свою стихию попал», − смеётся он. Как нельзя кстати тут же мама Артёма зовет всех домой – пить чай.
− Изначально тут был один большой совхоз, и людей было гораздо больше. Но в 90-х вы знаете, что случилось с сельским хозяйством в большинстве регионов. Так что мы живем просто на самообеспечении. Артём, по сути, один из последних детей, которые родились в Алексеевском. Остальные уже разъехались, с грустью констатирует Наталья Никляева.Сам Артём говорит, что ему больно смотреть на то, как его малая родина постепенно исчезает
− Я бы очень хотел, чтобы в Алексеевском появилось какое-то новое предприятие, ферма, чтобы посёлок сохранился хотя бы в нынешнем его виде.
− А что бы ты готов был сделать сам, чтобы сохранить Алексеевский?
− Пока я не знаю, но мне кажется в любом случае сначала надо получить высшее образование, выучиться, а дальше никто не знает, как пойдет дело. Мне уже предлагали стать сельским учителем, но я ведь еще не доучился даже, как я могу встать в один ряд со своими педагогами? В общем, надо еще немного времени, чтобы определиться.
Педагогический вуз, в котором учится Артём Никляев, гордо носит звание «Первого вуза Алтая». Учителя, выпустившиеся из Алтайского государственного педагогического университета, есть в каждой районной школе региона.
Корпусы АлтГПУ раскинуты по центру Барнаула. Артём учится в нескольких сразу. Бросается в глаза – у корпуса педуниверситета и у главного корпуса вуза стоят памятники – Виктору Цою и Владимиру Высоцкому.
− Наши есть везде! Вот и я уже успел съездить на практику в родную школу, встретиться с детьми, поговорить. Но, знаете, что интересно? Когда я детям рассказывал, что поступил в город, что ездил на такой-то форум, на другой, не все ребятишки мне верили.Несмотря на то, что Артём уже без году учитель математики и информатики, он не считает себя классическим «технарём». В школе он вообще больше любил обществознание и русский язык. Почему же тогда выбрал такую специальность?
− Откуда у них такой скепсис, как думаешь?
− Не знаю. Кажется, что некоторые воспитаны так, что им должны всё на блюдечке приносить. То есть, либо ты успешный априори, либо нет. А то, что для результата надо трудиться, почему-то соображают не все. Но все равно были и такие школьники, которые остались после урока и расспрашивали меня, как им попасть в какие-нибудь программы, так что все в порядке!
− Не могу сказать точно, было место обычной случайности. Но еще важное замечание – мне нравится всё новое. Я не испытываю страха, что я чего-то не знаю. Наоборот – у меня есть интерес ко всему неизвестному. Поэтому уже сейчас мне гораздо ближе эта специальность, а в свободное время я учусь создавать сайты и их оформлять. Пригодится как подработка, может быть, − подчеркивает Артём.
− Почему тут памятники музыкантам?В Барнауле Артём с первого курса снимал комнату, затем квартиру с товарищем. Городскую жизнь и быт вне деревни смог наладить быстро. Нет, он до этого не готовил себе сам еду и один не жил, но помог адаптироваться вуз.
− Ой, я не знаю. Но мне нравится. Это как-то символично. Это легенды уходящей эпохи и примеры для нынешнего поколения. Свобода, творчество – что-то такое.
− А сам какую музыку слушаешь?
− Разную. У меня же сельские дискотеки были. Там вырастаешь меломаном. *смеётся* Кто-то в город съездит, на флешку накачает, привезет, мы садимся – слушаем. А потом второй раз уже танцуем под то, что выбрали, − уже с серьёзным видом рассказывает Артём.
− Я с первого курса носился по студенческим событиям, потом ездил на форумы и слёты – быстро научился жить один. Готовить стал, не так как мама, конечно. Она сначала переживала, как я тут, а потом приехала в гости, а у меня на столе печенье, которое я сам сделал. Ну, и мы поняли, что не пропаду, − смеется Артём.Несмотря на то, что у Артёма много знакомых, настоящих друзей, проверенных временем, найти еще не удалось. В вузе с ним здороваются, узнают (ведь он не раз появлялся то на календаре в качестве модели, то в газете), но это все еще не тот самый друг на всю жизнь, признается молодой человек. Для него это серьезные вещи.
− А вот за нашей спиной написана еще одна серьёзная вещь «Учитель будущего поколения России»? Как ты понимаешь, кто такой учитель будущего?
− Тут можно на две части разделить. «Учитель будущего» − это мы. Это специалисты, которые должны принять весь прошлый опыт системы образования, понять его. А потом и свое принести в него, что-то новое. Речь, возможно, о мультимедиа, информационной грамотности.
− А второе?
− А вот вторая часть интереснее − «Будущее поколение России». Это тоже мы, но плюс и те, кого мы будем учить. Совершенно новые по образу мысли и действий люди, которым строить нашу страну. Вот так, сильно мудрёно получилось?
− По-моему, как есть.