«Марафон выиграть легче, чем сессию сдать»

История о том, как закончить сельскую школу в классе из двух человек, стать мастером спорта и поступить в крупнейший вуз Кузбасса

Влад Паршаков − лыжник, получивший звание «Мастер спорта» в 19 лет. Парень из поселка Щегловский в Кемеровской области, который сейчас учится в столице региона − городе Кемерове (именно так, а не в “в Кемерово”). Обижается, когда слышит вопрос о том, нужна ли спортсменам учеба, и всегда берет с собой на сборы дополнительное задание от педагогов вуза. А еще он рослый − первое что бросается в глаза.
− Владик приехал! Ты опять вырос?, − бывшие учителя в поселковой школе при виде Влада даже удивляются как-то привычно.Бик − Да, у меня уже 43 размер ноги!, − отвечает Влад.
− А мы всегда говорили − родился в лыжах!, − все в учительской смеются.

Откуда приехал

Посёлок Щегловский,
Кемеровская область

Куда поступил

Кузбасский государственный технический университет

Влада здесь ждали. Им гордятся и многие учителя считают честью что-нибудь рассказать про бывшего ученика. И не потому, что журналисты приехали, нет. Потому что Владислав Паршаков в свои 19 представляет сборную Кемеровской области по лыжным гонкам, а недавно стал “Мастером спорта”, правда немного “случайно”.
− Это очень удивительная история. Мы с папой (он тоже лыжник) готовились к очередным соревнованиям и такие − “Ну, можем податься на “Кандидата” − пора!”. И я поехал. Там были люди гораздо опытнее и статуснее меня. Многие уже “кандидаты”. Я просто побежал. Для себя, не для кого-то, ведь мне это нравится. И вот уже ближе к финишу я вижу, что соперников как-то нет вокруг. Пересекаю черту и не верю − я так-то выполнил норматив Мастера! Звоню отцу, тот что-то кричит в трубку и бросает. Звоню маме − та не верит, говорит, что я что-то перепутал. Это было невероятно. Так, в общем, я и стал 19-летним мастером спорта, бывает.
Эту историю мы услышим еще не раз, а три − от родителей Владислава. Он уверен, что всем, что он достиг, он обязан воспитанию. Мама − волейболистка, папа — лыжник. Люди спорта, где-то требовательные, но всегда справедливые. Мы стоим дома у нашего героя, у стены в зале, увешанной медалями. Кажется, что она вот-вот накренится или упадет − на ней нет свободного места. Решаю задать мастеру спорта смелый вопрос:
− Влад, а зачем тебе учеба? Ты же весь “в спорте”
− Как зачем? Спорт когда-то кончится. Профессионалы рано уходят на отдых. И я должен в жизни быть кем-то.
− А как тебя вообще занесло в политех? То есть, прости, в Кузбасский государственный технический университет? Ты любишь физику?
− Вообще не понимал её до старшей школы. Но мы выбирали с родителями это направление, оно еще называлось наноэлектроника, оно нам показалось перспективным. А физику я… просто выучил. Отец показал, как. Я одно время просто сидел перед учебниками и тетрадями в ступоре. Папа подошел и спокойно сказал: «Ты ведь понимаешь, что надо?». Да, говорю, понимаю. «Сейчас сделай это и это, затем вместе посмотрим». И я понемногу, шаг за шагом, начал разбираться. Дисциплина, воля − это воспитание моих родителей. Оно помогло мне не только в спорте − везде.
Влад живет дома с родителями, бабушкой, сестрой и братом. Младшие тоже ищут себя в спорте − 9-летний Иван катается на лыжах, изучает конструктор и уже сдал нормативы ГТО, а девятиклассница Настя вполне готова обогнать на лыжах своего старшего брата. В поселковой школе перемена. Учителя стараются никого из класса не выпускать, пока тут журналисты − покажем пример поведения!. Но кого мы обманываем − малыши всегда любят носиться по коридорам. Тут встречаем младшего Ивана с рукопожатием даже посильнее, чем у брата, и скромницу-Настю, которую Влад уговорил познакомиться с гостями.
− Настя, у тебя про брата все так хорошо говорят. Он, что идеальный? Есть за что его поругать как сестре?
− Хм… Он редко бывает дома! Мы скучаем, − застенчиво отвечает школьница.
На этом трогательном моменте семейной идиллии руководство школы объявляет звонок, детей в классы, а нас зовут в столовую − на обед сегодня тефтели с макаронами, щи и компот. Поселок Щегловский для Владислава − это огороды да переулочки − это огромный тренировочный комплекс. Летом спортсмен Паршаков надевает роллеры − специальные «летние» лыжи на колесиках − и ездит по проселочным дорогам. Да, там же, где ездят тракторы, автомобили и ходят односельчане.
− Слушай, это опасно? Машины ведь ездят
− Да нет, все привыкли уже. Во-первых я так давно уже тренируюсь. Бывает даже с тачками некоторым зарубаемся − кто быстрее, ради шутки, конечно. А, во-вторых, уверен, вы не знали, но в Щегловском я не первое поколение лыжников-профессионалов. Так что щегловские уже не удивляются. Но опасность все же есть − это камни на дороге. Проедет как-нибудь внедорожник или трактор, камни на асфальт вынесет и они могут попасть ко мне в ролики. Я так пару раз уже “прилетал”. Больно.
Посёлок Щегловский располагается относительно недалеко от Кемерова − в 80 километрах. Влад не переезжал в город после поступления в КузГТУ. Но это не из-за близости от столицы.
− Мне сейчас нельзя отвлекаться на “бытовуху”. Жить в общаге или на съемной квартире − значит, готовить, убираться, платить за аренду. А у меня утром тренировка, днем учеба, вечером тренировка. Так что я пока живу с родителями.
− Я правильно понимаю, что спорт − для тебя в том числе это про деньги?
− Нет. Вообще нет. Сейчас наоборот мы с родителями вкладываемся в обмундирование, спортинвентарь. А это очень дорого − где-то что-то брали даже в кредит. Но все равно, невозможно заниматься спортом высших достижений ради денег. Не добьешься рекордов, потому что это не самая сильная человеческая мотивация. Зачем я в спорте… Даже не могу объяснить. Я просто по-другому не умею жить. Разве мог бы я стать в своей семье пианистом? Просто не было выбора. Для меня спорт − это собственно моя жизнь. Пафосно звучит, ну и пусть. Так и есть.
Многие одноклассники Влада после 9-го класса решили получать среднее специальное образование. Этот тренд не все поддержали осмысленно, считает он, некоторые просто испугались, что не сдадут экзамены.
− Были друзья, которым я говорил, давай, все получится! Я ведь сам не зубрила (в хорошем смысле). Да мне марафон проще выиграть, чем сессию сдать. Но я уверен был, что если готовиться − все сдашь, наберешь нормально баллов. Пусть не по сотке за каждый экзамен, но куда-нибудь точно поступишь! Но всё равно многие сдались, что ли. Конечно, у каждого свой выбор, но если мечтаешь о чем-то, почему отказываться? Хочешь − работай, и у тебя все будет.

Влад приглашает нас в свой спортзал − это его мекка в родной деревне. Тут и волейбол, и баскетбол, и турник. Вместо тусовок «на деревенских пятаках» парень собирал вокруг себя спортсменов и они умели “оторваться” по-своему. Как оказалось, Влад некоторое увлекался воркаутом − это эффектные упражнения на турнике. Тут целая субкультура и свои «выкрутасы». Как и во всем остальном, для Влада главное, чтобы с каждым разом было лучше, быстрее, сильнее.
− Но мама не любила это увлечение и потом оказалась права. В один из выходов на турнике слетел и стукнулся. Сильно повредил локоть. Врачи когда смотрели, сказали, что рука уже навсегда останется слабой. И это правда, первое время она была даже визуально меньше, ссохлась. Это был переломный момент. Во-первых, мне пришлось долго восстанавливаться, но, вопреки врачам, я вернул форму, а, во-вторых, я понял, что если выбрал профессиональный спорт, то нужно сконцентрироваться на нём и только на нём.
Кстати, разговор с отцом Влада все никак не получался. Александр Анатольевич − спортивный консультант и детский тренер в Щегловском. Весь день, пока мы гостили на родине Влада, он работал. Но уже под вечер, выезжая в Кемерово, замечаем на горизонте выходящих из леса ребятишек. Все они гуськом топали за крупным мужчиной. Урок физкультуры и учитель.”Паршаков!”, − подумали мы. И угадали!
− Александр Анатольевич, здравствуйте! Мы вас поймали!
− А чего меня ловить. Я детей в лес водил, тренировались, − улыбается отец мастера спорта.
Дети разного возраста − уставшие, с красными щеками, но довольные − сразу достают телефоны, чтобы снимать видео про то, как у их наставника берут интервью. Но Александр не из робких, спокоен и уверен. Волнуется? Может, но виду не подает.
− Своих детей сложнее тренировать, чем других поселковых?
− Конечно! Своих же еще пожалеть надо. Как у нас Ваня говорит, “Папа у нас − это только дома, а на тренировке — Александр Анатольевич!”. Спорт для многих детей тут едва ли не единственный способ времяпровождения. Иначе есть большой риск в плохую компанию попасть. Поэтому мы часто настаиваем, чтобы родители отдавали детей на занятия. Все через лыжи проходят, а потом кто-куда. Жена моя вот воллейбол организует.
− Ваня, Настя, − обращаюсь к брату и сестре Влада, − а Папа у вас злой или добрый тренер?
− Строгий! Справедливый, − по очереди отвечают дети.
В родном вузе Влад Паршаков на 2 курсе. Впереди его ждут практические занятия, работа с микросхемами, пайка. Сейчас же пока − одна теория. Спортсмену часто приходится уезжать на сборы − деканат и профессоры идут навстречу. Возможно, ему даже бы прощали долги, ведь он представляет на соревнованиях родной вуз, но тут снова вступает в игру воспитание Влада в его лучшем проявлении:
− Я поступил на это направление в том числе из-за того, что расписание мне подходило под сборы. Тем не менее, я всегда подхожу к преподавателям и беру домашку, факультатив. − И ты реально занимаешься на выезде? − Приходится. Мне же самому надо. У нас строго − утром тренировка, затем обязательный двухчасовой сон, затем снова тренировка. Так вот у меня сон на час меньше, потому что каждый день по часу − сижу за конспектами или лабораторными. Вожу с собой книги и ноут.
Интересно, что идею проекта «Сами мы не местные» всячески разделяет ректорат Кузбасского государственного технического университета. У вуза даже есть программа, нацеленная на поиск студентов именно из региона, не из города. На вопрос, почему именно деревенские, проректор по учебной работе Наталья Кудреватых находит железный аргумент.
− Зачастую мы слышим такой стереотип, что дети из сельской местности подготовлены хуже. Будто бы нехватка компьютеров, еще какого-то оборудования… Но по факту мы видим совсем другое. Давайте будем честны: когда учитель ведет занятие в классе у пяти-десяти учеников, представляете, какая отдача? Плюс в сельской местности все друг друга знают, и ребенку просто стыдно учиться плохо. Наконец, когда ребёнок приезжает в город, он же понимает, что у него нет за плечами связей мамы, папы, они даже физически далеко. И студент старается, учится, знакомится, не надеясь, что ему кто-то поможет. В результате мы видим хорошие кадры. За таких борются крупные компании Кузбасса и таких бронируют корпорации уже на входе в вуз, − рассказывает Наталья.
Тут стоит отметить, что практически 90% среднего и высшего менеджмента крупнейших кузбасских промышленных компаний − выпускники КузГТУ. И большАя часть из них родились в деревне.
− Я в свое время сама приехала из маленького города Таштагол. Помню, стояла на остановке, меня никто не знал, покупала картошку на Швейке, потому что было дешевле. Потихоньку, потихоньку, и перед вами стою − проректор по учебной работе лучшего вуза в Кузбассе.
На этих словах обращаем внимание на стоящего позади, за спиной проректора Влада. Он, кажется, восхищен человеком, с которым мы только что говорили. Отходим в сторонку:
− Согласен с тем, что говорила Наталья Александровна?
− Вообще на все 100! Вот я так сказать не могу, как она − красиво. Но именно так и ощущаю сам.
− А что насчет того, что спортсменов считают ограниченным людьми − мол, интересы ограничивают только на своем спорте?
− Сразу понятно, что эти люди ничего не знают о спорте и со спортсменами не знакомы. К примеру, лыжи — это что? Это голова. Ты должен думать, просчитывать ходы. Гонка начинается не с линии старта. Гонка начинается с первых тренировок, как ты их построишь, как свой организм изучишь. Кстати, биологию обожал в школе. А потом сама гонка − ты без головы далеко не уедешь. Думать надо много. И повторюсь, спортивные тренировки сильно помогают в учебе − в умственном спорте. Дисциплина и режим в учебе тоже 50% успеха.
− А вот тебе тут в школе пожелали, чтобы все мечты сбылись − о чем мечтаешь-то?
− А это я не скажу.
− Боишься сглазить?
− Давай так. Получится − все узнают. Не получится − никто не узнает.
− Пусть получится!
− Увидим.