Версия для печати

Социологи оценили адаптацию жителей России к геополитическим изменениям

В целом россияне не стали больше пить
pixabay.com

В первый день открывшейся в четверг в Москве Грушинской конференции социологи обсудили, что же происходит с обычными россиянами в эпоху геополитических перемен. Как выяснилось, в целом они к изменениям адаптировались и уверяют, что не стали больше пить и курить. Уровень тревожности и индекс потребительских настроений тоже находятся в приемлемых рамках, пишет «КоммерсантЪ».

Одна из первых секций традиционной Грушинской конференции, проходящей под эгидой ВЦИОМа с 25 по 27 мая, носила громкое название «Параллельные реальности в российском обществе: множественность жизненных миров на фоне конфликта». В ее описании на сайте мероприятия говорилось, что она будет посвящена людям, не вовлеченным в политическую повестку, которые «молчаливы и апатичны».

Выступивший с докладом первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев представил данные октябрьского опроса 2022 года о том, как изменилась повседневная жизнь обычных россиян. Например, респондентов спрашивали, стали ли они больше курить и употреблять алкоголь, ухудшилось ли их материальное положение, чего они более всего опасаются и т. д. Чем больше цифр называл докладчик, тем яснее становился вывод, который мог бы показаться парадоксальным некоторым «необычным», то есть политизированным гражданам.

«Большинство россиян живут как раньше»,— гласил один из слайдов.

Примерно такой ответ на один из вопросов выбрали 63,6% респондентов. Больше пить и курить стали (по их собственным словам) только 4% и 17% опрошенных соответственно, а 64% и 59% оставили потребление подобной продукции на прежнем уровне. Наконец, 57% россиян не почувствовали изменений материального положения.

Впрочем, сказать, что граждане не ощутили за прошедший год вообще ничего нового, тоже было бы преувеличением. Так, почти треть респондентов (32,2%) столкнулась с нервным расстройством, депрессией или просто плохим эмоциональным самочувствием (в 2021 году таких было 28,5%). 64% признались, что им пришлось чем-то пожертвовать: например, по 34% опрошенных не совершили ранее запланированных крупных покупок или отменили путешествие и отдых.

Мы завели уютный канал в Telegram, куда выкладываем ссылки на самые интересные новости. Хотите узнавать о них первыми — подпишитесь в один клик.


Сейчас на главной