Who is Mr. Толоконский?
Дела сибирские
Если рассматривать жизненный путь нового (пусть пока и временного) руководителя края с точки зрения сибирских корней, то биография Виктора Толоконского выгодно отличается от его предшественников. Со времен Александра Лебедя коренных сибиряков во главе Красноярского края не было (за исключением разве что уроженца края Николая Ашлапова, исполнявшего обязанности губернатора в 2002 году).
Что же касается Толоконского, то он родился в Новосибирске, прошел там управленческий путь от мэра города до губернатора области, был назначен представителем президента РФ по Сибирскому федеральному округу. То, что Виктор Толоконский всегда признавался в любви к Новосибирску, для разумных людей вряд ли может послужить каким-либо аллергеном, если не перегибать палку «местного патриотизма», требуя в губернаторы «исключительно коренного красноярца». Сибиряк, любящий свой родной город, пусть и соседний, — это уже не варяг по определению.
Примечательно, что, работая в должности представителя президента прошедшие четыре года, Виктор Толоконский, в отличие от многих его коллег-полпредов, не ограничивался традиционными совещаниями и заседаниями. В Красноярске он участвовал в посадке деревьев, активно обсуждал молодежные проекты на ТИМ «Бирюса» и в молодежном центре «Пилот», а в Новосибирске неоднократно был замечен даже в исполнении песен в караоке на общегородских мероприятиях. Пожалуй, ни один полномочный представитель Владимира Путина столь ярким имиджем похвастаться не может.
Новосибирск: 20 лет руководства
Почему в таком случае его «передвинули» сначала с должности непосредственного руководителя Новосибирской области в полпреды, а сейчас и вовсе направили в соседний регион? Многие новосибирские комментаторы в СМИ и блогосфере видят ответ в политической плоскости: в области изменился баланс сил, и повестка для такого тяжеловеса, как Толоконский, с точки зрения Кремля, на сегодня оказалась исчерпанной. С этим можно согласиться. Действительно, нельзя вечно замыкаться в рамках одного региона, даже если дела в нем идут успешно.
Чем может похвастаться Новосибирск за период руководства Толоконского городом и областью? Не претендуя на составление всеобъемлющего переченя, отметим несколько «острых» фактов, которые наиболее часто приводят в дискуссиях на тему «Новосибирск vs Красноярск».
Если в Красноярске о метро можно только прочитать в проектной документации или услышать в регулярных предвыборных обещаниях, то в Новосибирске его развитие успешно продолжается (несмотря на аналогичные трудности с федеральным финансированием). Если дискуссии о будущем красноярского аэропорта еще далеки от завершения, а само его здание напоминает о временах сорокалетней давности, то в Новосибирске аэропорт давно современен с точки зрения логистики и элементарного комфорта. Если красноярская авиакомпания «КрасЭйр» приказала долго жить, несмотря на многолетние вливания из бюджета, то созданный в начале «лихих 90-х» новосибирский летный отряд, несмотря на все трудности, сейчас стал одной из ведущих авиакомпаний России. Как бы ни было обидно красноярцам, но, исходя из этих трех примеров, приходится признать, что с точки зрения стратегического развития транспортной отрасли край сильно уступает.
Это же можно отметить и рассматривая некоторые другие стратегические вопросы. Например, проект создания агломерации: в Красноярске эту идею обсудили пять лет назад и успешно положили «под сукно» (по крайней мере, с информационной точки зрения про нее давно забыли). В Новосибирске программы развития агломерации процветают и даже приближаются к конкретике с точки зрения логистики, рабочих мест и соответствующих организационных решений. Новосибирский государственный университет успешно конкурирует по качеству образования в различных рейтингах с Сибирским федеральным университетом (Красноярск), в Новосибирской области активно развиваются прикладные научные разработки (именно при участии Толоконского был создан Технопарк в Академгородке).
Болевые точки в городском хозяйстве сибирских мегаполисов носят преимущественно общий для большинства городов характер и связаны с пресловутой точечной застройкой, убыточным и устаревшим городским транспортом, ЖКХ и уборкой улиц. Более острыми в Новосибирске выглядят проблемы обманутых дольщиков и сам жилищный вопрос в целом: в новосибирских банках кредиты на «хрущевки», например, позиционируются как выбор успешного человека. Региональные власти в 2013 году признались, что решить проблему «хрущевок» не в состоянии: слишком высоки масштабы, а инвесторов привлечь сложно. Впрочем, несмотря на то, что ситуация с городским хозяйством в столице СФО уже несколько лет лишь косвенно входила в компетенцию Виктора Толоконского как полпреда, сам он проявлял подлинное неравнодушие к городским проблемам. Например, в том же 2013 году сумел отстоять интересы мелких городских предпринимателей, киоски которых региональная власть собралась закрыть «по соображениям безопасности». В Красноярске, заметим, подобная проблема с разгневанными предпринимателями стоит не менее остро.
Разумеется, невозможно приписать все достижения Новосибирска и области одному человеку. Но и отрицать его заслуги за долгие годы руководства городом и регионом тоже не стоит. Важно помнить о его лоббистских возможностях, умениях договариваться, а где нужно — отстаивать свои позиции.
Конфликт с преемником
В последние годы в Новосибирской области активно обсуждался конфликт Толоконского с его предшественником на посту губернатора Василием Юрченко. Умалчивать об этом было бы неправильно.
Юрченко, бывший заместитель Толоконского, в своей деятельности на посту губернатора неоднократно принимал решения, вызывавшие критику последнего: речь шла о широком круге вопросов, начиная с кадровых перестановок в администрации и заканчивая поддержкой спортивных команд и взаимоотношений с предпринимателями. Однако с учетом того, что Толоконский на тот момент уже был состоявшимся руководителем, было бы странно, если бы он не имел своей позиции по тому или иному вопросу. И поэтому сам конфликт как столкновение различных интересов — явление вполне заурядное. Скорее, было бы удивительным, если бы интересы полпреда не пересекались с интересами других акторов областной политики.
Любопытен и итог работы Юрченко: он отправлен в отставку «по утрате доверия». До него от Владимира Путина такой формулировки не удостаивался ни один губернатор. Причины такого решения не в последнюю очередь связаны и с коррупционной составляющей, уже сейчас Юрченко проходит свидетелем по уголовному делу.
Примечательно другое: по сути за четыре года своего губернаторства он так и не смог «найти собственное лицо» в новосибирской политике — при этом специалисты по связям с общественностью и кураторы информационной политики в новосибирской областной администрации за последние годы менялись с бешеной скоростью, от местных медиамагнатов и рекламщиков до известных в области блогеров. Но без четкого позиционирования доверия добиться невозможно. Именно на этот провал в выстраивании отношений обратил внимание Виктор Толоконский, который к вопросам взаимоотношения с общественностью, очевидно, предъявляет повышенные требования. «Все-таки с обществом важно работать с иным уровнем уважения, с другим уровнем заинтересованности», — сказал он, в частности, по поводу Юрченко (РИА «Новости»).
Не помогли Юрченко и попытки выстроить в свою пользу недавнюю кампанию по выборам мэра Новосибирска: его ставленник, вице-мэр Знатков, был человеком, по сути, малоизвестным. Победа кандидата от КПРФ Анатолия Локтя, имеющего давно сложившуюся популярность в области, выглядит на этом фоне закономерной. В результате после выборов мэра в Новосибирской области сложился тот необходимый Кремлю баланс: Анатолий Локоть успешно приступил к развитию мегаполиса, привлекая профессиональные кадры, а на выборы губернатора идет бывший мэр, единоросс Владимир Городецкий, который уже работал с Толоконским в его бытность губернатором.
Становится очевидно, что на сегодняшний день «новосибирская повестка», с точки зрения Кремля, для полпреда уже исчерпана. Однако его несомненный опыт как управленца, по мнению руководства страны, может быть успешно использован на другом участке. Это отмечалось и экспертами, прогнозировавшими его переход на работу в другой регион.
Красноярск: перемены назрели
В Красноярске, в свою очередь, смена власти ожидалась уже несколько месяцев. Слухи об отставке Льва Кузнецова начали активно циркулировать с марта. Сам губернатор в апреле информацию о своей отставке опроверг.
Однако теперь уже ясно, что в этом была определенная доля лукавства: новое министерство с ходу не создать, для этого нужна была подготовительная работа, о чем и свидетельствуют слова Владимира Путина, которые он сказал при новом назначении Кузнецова: «Я знаю, что вы уже беседовали на этот счет в Администрации Президента, в Правительстве». Очевидно, что процесс таких «бесед» как раз и совпал с активизацией слухов об отставке.
Уже объявлено, что новое министерство по делам Северного Кавказа будет курировать федеральный вице-премьер и бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. В итоге Лев Кузнецов снова вошел в привычное амплуа «номера два» при своем давнем «патроне».
С чем останется Красноярский край и какое «наследство» выпало Виктору Толоконскому? За годы правления Льва Кузнецова изменения произошли как позитивные, так и не очень. Среди первых — рост рождаемости и снижение смертности, повышение уровня среднемесячной зарплаты по краю и рост внутреннего регионального продукта, снижение преступности, а также строительство важных инфраструктурных объектов и начало практической реализации многих масштабных проектов, таких, как добыча нефти на Ванкоре и запуск Богучанской ГЭС.
Среди наиболее негативных тенденций чаще всего называются бюджетные проблемы: в начале правления Льва Кузнецова у краевого бюджета был 7-миллиардный профицит, сейчас — 22-миллиардный дефицит, что вызывает серьезную обеспокоенность и даже критику со стороны многих депутатов Законодательного края.
Впрочем, нельзя сказать, что социально-экономические неурядицы способны поразить Виктора Толоконского какой-либо новизной. Схожие проблемы наблюдаются и в Новосибирской области (там дефицит бюджета в 2014 году, например, и вовсе приблизился к критическому значению в 15%). При этом и Красноярский край, и Новосибирская область занимают лидирующие позиции по привлечению инвестиций (по итогам 2013 года — 1 и 3 места соответственно). У Толоконского есть опыт управления инвестиционными потоками: об этом может сказать хотя бы тот факт, что за время его руководства Новосибирской областью (2000-2010 годы) бюджет региона вырос с 8 до 100 миллиардов рублей.
А вот общественно-политические риски могут составить для Толоконского определенную долю остроты. Он уже признался, что из-за масштабной территории в Красноярском крае много специфических проблем, с которыми в Новосибирске сталкиваться не приходилось.
Действительно, на протяжении прошлого года в многочисленных территориях края постоянно фиксировались различные конфликты, связанные с работой местной власти, спорами между главами районов, депутатами, хозяйствующими субъектами. Наиболее яркие примеры — в Туруханском и Абанском районах. Краевой власти приходилось реагировать на них практически «в пожарном порядке», что периодически вызывало упреки в низком качестве системной работы на местах. Требовала внимания и запутанная структура самой власти, а также то, что в Красноярском крае чиновников в сфере госуправления больше, чем в других регионах. Любопытно, что буквально на днях глава Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение сократить госаппарат на 10%. Неизвестно, захочет ли Виктор Толоконский начинать свое общение с красноярскими чиновниками со столь чувствительного мероприятия.
Среди других рисков, которые были зафиксированы в Красноярском крае — низкие темпы исполнения некоторых майских указов президента, проблемы в межнациональных и межконфессиональных отношениях, постоянные упреки всевозможных экспертов в низком уровне информационной открытости власти.
Выборы губернатора в регионе должны пройти в сентябре 2014 года, однако Виктор Толоконский еще не принял окончательного решения о выдвижении своей кандидатуры. И если высокопоставленные представители исполнительной власти уже заявили о его позитивных качествах, то некоторые авторитетные законодатели, напротив, рассматривают новосибирца лишь как временного управляющего. Например, депутат Анатолий Быков уже заявил о необходимости консолидации красноярской элиты и подготовке собственных кандидатов на выборы. Еще не принял окончательного решения другой политический тяжеловес — единоросс, спикер Заксобрания Александр Усс. В поле зрения красноярских журналистов периодически попадает и первый замглавы МВД России Александр Горовой.
Однако, как справедливо заметил Виктор Толоконский, такие решения не принимаются индивидуально. И ключевым фактором здесь, несомненно, будет решение Кремля, которое должно последовать в течение ближайших недель. Впрочем, уже сейчас очевидно, что Красноярский край в лице Толоконского получил «политического тяжеловеса», опытного политика и управленца. Даже если в итоге по поводу его участия в выборах будет принято другое решение, в регионе до осени скучно точно не будет — ни ему самому, ни жителям края.
Роман Кулаковский, кандидат политических наук