Версия для печати

Красноярский край оспаривает законность проверок ГИБДД в отношении дорожников

Власти региона подали иск в Верховный суд
gazeta-n1.ru

Власти Красноярского края подали иск в Верховный суд (ВС). Чиновники просят отменить ряд норм в приказе МВД, который касается безопасности движения при строительстве, ремонте и эксплуатации автодорог. Инспекторы постоянно штрафуют дорожников за отсутствие тротуаров и освещения, что противоречит ГОСТу о состоянии улично-дорожной сети, жалуются истцы. Чиновники надеются отменить хотя бы часть штрафов — на уплату которых край потратил более 13 млн руб, пишет «КоммерсантЪ».

Иск управления автодорог по Красноярскому краю (КрУДор) будет рассмотрен в начале февраля. Дорожники требуют признать недействующими ряд пунктов регламента МВД по надзору за соблюдением правил в области безопасности движения при строительстве, ремонте и эксплуатации автодорог (приказ МВД №380 2015 года). В последние несколько лет, рассказала “Ъ” начальник отдела правовой и кадровой работы КрУДор Елизавета Волконицкая, выросло число штрафов, которые ГИБДД выносит в отношении дорожников по ст. 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог).

Основные претензии ГИБДД предъявляет не к содержанию дорог, подчеркивает Елизавета Волконицкая, а к отсутствию тротуаров и освещения на некоторых улицах, что формально противоречит ГОСТу о состоянии улично-дорожной сети. По ее словам, чтобы освещение и тротуары там появились, нужен капитальный ремонт или реконструкция улиц. КрУДор неоднократно запрашивало деньги у регионального минтранса: 6,3 млрд руб. необходимо на освещение, 2,7 млрд руб.— на тротуары. Но у региона средств на это нет.

«Мы содержим дороги, построенные еще в 1960-х годах, тогда не было требований о тротуарах и освещении,— отмечает Елизавета Волконицкая.— Штрафовать нас за то, что они не соответствуют действующему нормативу, нелогично».

Тем не менее с 2019 года общая сумма уплаченных из регионального дорожного фонда штрафов превысила 13,2 млн руб. Из них в 2021 году — 4,1 млн руб., в январе 2022 года — 3,6 млн руб.

Краевое управление автодорог обратилось в ВС в ноябре 2021 года. Дорожники ссылаются в иске на нормы закона о государственном контроле. Документ, который описывает порядок инспекций юрлиц и предприятий проверяющими органами (не только ГИБДД), действует с 1 июля 2021 года. Приказ №380, указывают истцы, позволяет инспекторам контролировать состояние дорог и выносить штрафы, в том числе с использованием камер либо во время выезда на ДТП, что законом не предусмотрено. В целом, считают дорожники, их права как «контролируемого лица» регламентом нарушены, потому что инспекторам разрешено осуществлять «непрерывный надзор» и выносить протоколы без предупреждения. В то время как в законе о госконтроле заложен принцип «соразмерности вмешательства» и «открытости» информации о проверках.

МВД с претензиями не согласно, пишет издание. Ведомство обращает внимание, что оспариваемый приказ и так был отменен в декабре 2021 года. Это произошло в связи с новым законодательством о госконтроле и вышедшим вслед за ним постановлением правительства №1101, где описаны все процедуры для инспекторов, контролирующих дороги. Тогда же МВД направляло в регионы разъяснение о том, какими документами отныне нужно руководствоваться. Судя по всему, ГИБДД Красноярского края какое-то время продолжало ссылаться на старый приказ. В отзыве МВД сказано, что «ряд» производств по ст. 12.34 КоАП РФ в отношении управления автодорог, вынесенных после 1 июля, прекращен. Более того, 20 декабря в адрес ГУВД Красноярского края было направлено дополнительное письмо с указанием, что инспекторы должны руководствоваться новым законом и постановлением, а «нарушенные права истца» должны быть восстановлены.

При этом в полиции настаивают: допущенные «административным органом нарушения» не означают, что сам регламент был незаконен. Документ был принят в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Регламент действительно допускал внеплановые проверки без предупреждения (при жалобах граждан на состояние дорог или по сообщениям СМИ), при этом информация направлялась в прокуратуру. В действующем сейчас постановлении №1101 о госконтроле аналогичных норм не обнаружено.

Мы завели уютный канал в Telegram, куда выкладываем ссылки на самые интересные новости. Хотите узнавать о них первыми — подпишитесь в один клик.


Сейчас на главной