В России падает число ДТП, оформленных по европротоколу
Рост цен на автозапчасти и сокращение числа договоров ОСАГО обернулись снижением популярности упрощенного оформления мелких аварий без ГИБДД. В 2022 году доля ДТП, оформленных с помощью европротокола, сократилась с 40% до 34%, следует из данных, опубликованных Научным центром безопасности дорожного движения МВД. Такая тенденция, признают в центре, наблюдается впервые за много лет. В Российском союзе страховщиков заметили, что тренд сохраняется и в текущем году. Так, 50% мелких происшествий водители вообще не оформляют, предпочитая договариваться на месте и не желая связываться в принципе со страховыми компаниями, пишет «Ъ».
Вышел подготовленный Научным центром безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России годовой обзор правоприменительной деятельности. В последние годы доля аварий без пострадавших, оформляемых европротоколом (без вызова ГИБДД), ежегодно росла и по итогам 2021 года достигла 40% (1,14 млн аварий в абсолютном количестве).
Однако в 2022 году тенденция впервые сменилась — показатель сократился до 34% (848 тыс. аварий).
«Такая динамика может объясняться снижением количества договоров ОСАГО, заключенных в 2022 году (40 млн, –4,6%),— сказано в обзоре НЦ БДД.— Кроме того, цены на запчасти для автомобилей в первом полугодии 2022 года выросли в среднем на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Для некоторых комплектующих увеличение составило 70%. Данный фактор мог сдерживать водителей от оформления ДТП без участия сотрудников полиции во избежание неправильного определения суммы материального ущерба, в пределах которой возможно оформление европротокола».
По данным НЦ БДД, 88% страховых случаев, оформленных по европротоколу, закончились выплатой, средний размер которой составляет 44,8 тыс. руб. Чем, в свою очередь, объясняется снижение количества договоров ОСАГО, в документе не раскрывается.
В 2022 году сотрудники ГИБДД оформили 1,64 млн ДТП без пострадавших с материальным ущербом, но из них 54% могли быть оформлены без участия сотрудников, следует из обзора НЦ БДД. Напомним, автовладелец имеет право вызвать инспектора на место любой аварии и полиция не вправе отказать. 70% всех мелких аварий оформлялись в течение часа, 27% — в течение одного-двух часов, 3% — более трех часов.
Более половины всех мелких происшествий оформлены без ГИБДД в Дагестане, Якутии, Чечне, Приморском крае, Калининградской, Новосибирской и Пензенской областях.
Реже всего европротокол применялся в Камчатском крае, Амурской и Иркутской областях, Ненецком и Чукотском автономных округах.
Мы завели уютный канал в Telegram, куда выкладываем ссылки на самые интересные новости. Хотите узнавать о них первыми — подпишитесь в один клик.