Версия для печати

Более трети усыновленных детей в Красноярском крае в 2012 году взяли иностранцы

С января по ноябрь 2012 года иностранные граждане усыновили 81 ребенка из Красноярского края, из них 31 ребенок был усыновлен гражданами США. Российскими гражданами за этот период усыновлено 148 маленьких жителей края. По статистике Минобрнауки РФ за 2011 год Красноярский край находился на четвертом месте по усыновлению детей иностранными гражданами после Санкт-Петербурга, Пермской области и Москвы.

Как рассказала ИА «Пресс-Лайн» главный специалист Отдела по опеке и попечительству, усыновлению Минобрнауки Красноярского края Татьяна Владимирова, все дети из Красноярского края, усыновленные иностранцами, имеют очень серьезные заболевания.

Данные за 2011 год:
162 ребенка усыновлены российскими семьями
157 — иностранными семьями

«В законодательстве четко не прописано, могут ли иностранцы усыновлять здоровых детей. Но приоритетом в усыновлении пользуются российские граждане. Мы отдаем детей иностранцам только после того, как они предложены россиянам. Само собой получается, что иностранцы берут детей с патологиями либо с отягощенной наследственностью: наркомания, алкоголизм, ВИЧ, гепатит, психические отклонения. Кроме того, российским семьям мы отдаем детей сразу, а иностранцы могут взять малыша, только когда он восемь месяцев простоял на учете в банке данных, и его никто не взял», — пояснила она.

Из 81 ребенка, усыновленного в 2012 году иностранцами, шесть — дети-инвалиды из Красноярского края, всех их взяли американские родители. Граждане США усыновили детей-даунов, детей с пороками сердца и с заячьей губой, а также девочку с проблемами в мочеполовой системе, новая семья планирует сделать ей ряд операций в Америке.

«В прошлом году мы отдали трехлетнюю девочку, которая вообще не ходила. В этом году мы получили первые отчетные фотографии из ее новой американской семьи, ребенок на глазах расцвел благодаря индивидуальному подходу, — рассказала специалист по опеке. — Все дело в том, что в США другой подход к больным детям и детям-инвалидам, они там вполне нормально социализируются, становятся полноправными гражданами в обществе, в силу своих возможностей. Конечно, дети-дауны в США не станут профессорами, но у них есть там возможность работать. А у нас, как правило, они находятся всю жизнь в закрытых учреждениях».

По российскому законодательству в отношении иностранных семей-усыновителей существует послеусыновительный контроль. В течение трех лет иностранная семья обязана предоставить четыре отчета, в которые включены текстовый анализ адаптации, а также фотоотчет. Если у ребенка проблемы со здоровьем, региональный оператор по опеке запрашивает информацию о состоянии ребенка вплоть до 18 лет.

В краевом банке данных на сегодняшний день состоит около пяти тысяч детей, которые нуждаются в устройстве в семью. По словам Владимировой, эта цифра из года в год принципиально не меняется, колебания составляют плюс-минус триста детей. В учреждениях всегда остается много детей старше десятилетнего возраста. Во всей базе данных количество детей от 0 до 3 лет, которых обычно усыновляют, составляет всего 2%.

«Российские семьи по статистике усыновляют детей от 0 до 1 года. Иностранцы предпочитают усыновлять детей от 0 до 3 лет. Основной аргумент с их стороны в том, что в этом возрасте больше шансов исправить патологии ребенка. После десяти лет мы спрашиваем у ребенка его желание на переезд за границу, и многие из них, помня своих родителей, которые лишены родительских прав, отказываются. Большую роль играет фактор семейственности. Дети старше трех лет попадают в детдома после лишения родительских прав, и зачастую там оказываются целые семьи, где минимум три, а максимум шесть братьев и сестер, и разъединять их нецелесообразно», — пояснила она.

26 декабря Совет Федерации ФС РФ единогласно (за исключением 20 отсутствующих во время голосования сенаторов) одобрил Закон «Димы Яковлева» («О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации»), накладывающий запрет на усыновление российских детей гражданами США.

«Дети, безусловно, должны оставаться в своей стране. Вопрос в другом: сможет ли сейчас государство создать условия для уменьшения количества сирот, а это, в первую очередь, работа с кровной семьей. И какие меры мы должны предпринять для устройства детей в российские семьи, притом что очень много сирот у нас живут в домах инвалидов? А инвалиды, как показывает практика, российским семьям не нужны», — отмечает Владимирова.


Сейчас на главной