Версия для печати

Автомобильные выхлопы становятся главной причиной загрязнения атмосферы Красноярска

Автомобильные выхлопы постепенно становятся главным источником загрязнения воздуха в Красноярске и крае.

По данным агентства «Автостат» за 2011 год, среди крупных городов России Красноярск стал лидером российского авторынка по динамике роста. За прошедший год в столице края зарегистрировано 18,9 тысячи новых легковых автомобилей, что больше аналогичного периода 2010 год (9,5 тысячи) почти на 100%. Всего в крае зарегистрировано более 900 тысяч автомобилей, из которых около трети — в Красноярске.

Активная автомобилизация не могла не сказаться на состоянии атмосферы в крае. Об этом свидетельствуют и данные предварительного государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2011 год, размещенного на сайте правительства.

Как следует из доклада, за последние десять лет количество вредных веществ, попавших в атмосферу края со стационарных источников, незначительно уменьшилось — с 2562 тыс тонн в 2001 до 2516 тыс тонн в 2011 году. При этом, если загрязнения от стационарных источников все это время находились приблизительно на одном уровне, то выбросы от автотранспорта увеличились более чем в два раза — до 428 тыс тонн.

В докладе делается вывод, что, без учета Норильской промзоны, на автотранспорт приходится 42% от всего объема выбросов в крае. 21,5% выбросов попадает в воздух от ГРЭС и ТЭЦ, еще четверть приходится на крупные предприятия и источники, и 10,8% суммарно добавляют ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «РУСАЛ Красноярск». РУСАЛу, в то же время, в отличие от остальных крупных краевых промышленных предприятий, удалось уменьшить объемы промышленных выбросов на треть.

С тем, что проблема увеличения автомобильных выхлопов актуальна, согласен директор КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» Сергей Шахматов. «Сегодня в Красноярске наблюдается картина приблизительно такая: общий объем выбросов от стационарных источников последние шесть лет сокращается, а динамика выбросов от передвижных источников увеличивается. Причем она увеличивается большими темпами, нежели сокращаются выбросы «стационарные»», — рассказал он ИА «Пресс-Лайн».

По его мнению, уже к концу 2012 года можно будет говорить о том, что доля выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в общем объеме источников загрязнений атмосферы Красноярска достигнет 50%.

Каких-то простых, «топорных» решений у проблемы нет, здесь нужен комплексный подход, уверен Шахматов. «Нужно не только развивать улично-дорожную сеть, но и принимать решения, например, по ограничению движения, поощрению владельцев автотранспорта, которые ездят на более чистом топливе — EURO 4, EURO 5. Это возможно и прописать в краевых законах по налогообложению. В целом, есть масса организационных ресурсов, которые бы могли повлиять так или иначе на выбросы от передвижных источников», — считает он.

По его мнению, понимание этой проблемы есть сегодня и у городских властей. «Мэр Эдхам Акбулатов на состоявшемся в июле этого года большом совещании с привлечением экологов, краевых властей и городских депутатов обозначил намерения обновить городской автотранспортный парк, переход на технику, которая будет работать на высокооктановых бензинах и на газе», — рассказал он.

В свою очередь, сообщил Шахматов, возглавляемый им Центр занимается развитием сети автоматизированных постов наблюдения за атмосферным воздухом. «Край сегодня выделяет огромные деньги на эту сеть, мы планируем в 2014 году закончить ее строительство, чтобы получать наиболее достоверные и оперативные данные об атмосферном воздухе в Красноярске», — отметил он, подчеркнув, что основной проблемой загрязнения атмосферы Красноярска остается увеличение автомобильных выхлопов.

Фото: commons.wikimedia.org


Сейчас на главной