Версия для печати

Выступление Александра Хлопонина на сессии Законодательного Собрания края

Должен сказать, что искренне считаю это признанием общих успехов, которых мы вместе с жителями большого Красноярского края добились за последние пять лет.

Голосование, которое предстоит провести сегодня, для меня совсем не рядовая процедура. Поэтому прежде чем оно состоится, я хотел бы поделиться своими оценками того, что нам удалось сделать за эти годы, что по тем или иным причинам мы сделать не смогли или не успели. Самое главное — что предстоит сделать в течение нового срока губернаторских полномочий.

Я не склонен преувеличивать наши успехи. Но я также против того, чтобы оставить без внимания позитивные перемены, произошедшие в области экономики, социальной сферы, государственного управления.

Остался в прошлом конфликт между исполнительной и законодательной властью. Сегодня это уже конструктивная дискуссия, в основе которой — стремление найти разумный компромисс во благо жителей края.

Нам удалось преодолеть противостояние элит края и автономных округов. Прежние противоречия являлись питательной средой для той самой политической нестабильности, которой регион славился совсем недавно.

Можно по-разному относиться к статистике, законы которой, конечно, несовершенны. Но основные ее показатели также выглядят достаточно убедительно.

Консолидированный бюджет региона практически утроился — с 29-и миллиардов рублей в 2003 году до 100 миллиардов в 2007-м.

Красноярский край входит в пятерку лидеров по притоку инвестиций, уступая лишь столичным и основным нефтедобывающим регионам. В крае, где полтора десятилетия вообще не велось нового индустриального строительства, возобновлена реализация крупнейших промышленных проектов. Эти проекты беспрецедентны по масштабу для современной России!

Но самым главным является вопрос о том, сказались ли эти макроэкономические достижения на жизни нашего населения? Безусловно, пока не в полной мере. Хотя часть статистики, которая, что называется, ближе к человеку, тоже подтверждает позитивные перемены.

За пять лет в крае в 2 раза выросло количество ежегодно вводимого жилья. В 2007 году строители сдадут миллион квадратных метров, и мы понимаем, что в кратчайшее время обязаны увеличить эту цифру еще вдвое. В этот же период за счет краевого бюджета мы построили более 80-и крупных объектов инфраструктуры и социального назначения. В том числе 10 школ, 9 учреждений здравоохранения. Более чем в 2 раза в регионе выросла средняя заработная плата, которая сегодня составляет около 13-и тысяч рублей (хочу напомнить, что в 2003 году средняя заработная плата составляла 6 тысяч рублей).

Коллеги! Сегодня мы вместе с вами распоряжаемся огромным бюджетом, о котором могут только мечтать соседние регионы. Должен заметить, что более половины из этих ста миллиардов составляют расходы социального характера.

Иными словами, на социальную сферу сегодня мы тратим средств в 2 раза больше, чем весь объем бюджета 2002 года. Этот пример показателен, но главное — наша политика в этой сфере стала ответственной и последовательной.

Ответственной потому, что мы намерены неукоснительно исполнять обязательства перед населением. В этом году мы приняли 30 целевых программ (в том числе 12 новых). Возможности для этого обеспечены не сиюминутной конъюнктурой краевой экономики. Они рассчитаны на основе долгосрочных прогнозов.

Последовательность социальной политики обеспечена комплексным программным подходом. В 2006 году вместе с депутатами мы определили несколько приоритетов, которые потом получили название «4Д». Мы понимаем, что этими приоритетами не исчерпывается список проблем, актуальных для населения края. Поэтому с самого начала договорились, что перечень программ будет пополняться по мере того, как будут расти наши возможности.

Позвольте обратить Ваше внимание и на последовательность наших совместных действий и решений.

В предыдущие годы, прежде всего, ставилась задача наведения порядка в имеющихся краевых финансах. В кратчайшие сроки мы приступили к исполнению всех основных обязательств бюджета перед работниками бюджетной сферы и населением, а также перед поставщиками товаров и услуг для края и муниципальных образований.

Во-вторых — мы добились неукоснительного исполнения налоговых обязательств перед краем со стороны основных налогоплательщиков, склонных в то время к оптимизации своих финансовых потоков не в пользу региона.

Реализация этих двух пунктов обеспечила стабилизацию бюджетной сферы на основе имеющихся тогда ресурсов и возможностей.

Однако простое наведение порядка еще не было достаточным условием для развития. Для этого требовалось эффективное, принципиально новое решение. Такое решение нам подсказали представители общественности, выступившие с идеей проведения референдума об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

Объединение стало третьим пунктом нашей программы. Этот процесс позволил ликвидировать основу для многолетних противоречий и конфликтов с руководством автономных округов по поводу налоговых отчислений, взаимодействия предприятий, которые в свое время создавались как звенья единой технологической цепочки. Заложниками этих противоречий в равной степени оставались и край, и наши северные соседи.

В-четвертых — референдум создал эффективную основу для развития экономики огромного региона, для реализации крупнейших инвестиционных проектов. Я всегда говорил, что объединение — это в первую очередь не политический, а именно экономический, управленческий проект. Помимо огромного эмоционального патриотического эффекта, мы получили возможность объединить промышленный потенциал края с ресурсной базой автономных округов. Все это создало совершенно новые по своему качеству возможности развития.

Но самое главное — пятое. На основе экономического роста мы приступили, как я уже говорил, к реализации ответственной и последовательной социальной политики, которая должна привести к новому качеству жизни в едином Красноярском крае.

Я с удовлетворением перечисляю вновь эти действия, поскольку большая часть наших планов пятилетней давности сегодня уже исполнена. Подчеркну — большая часть. Но необходимо помнить, что сделано далеко не все из намеченного.

Мы отдавали себе отчет в сложности стоящих перед краем задач, но многие из них оказались еще сложнее, чем мы думали. Уверен, для их решения нам просто не хватило времени, а не сил, возможностей или политической воли.

Мы знаем обо всех проблемах и считаем важным их всерьез обсуждать — как это происходило, например, на прошлой сессии краевого парламента, когда вы слушали Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае.

Значительная часть населения имеет еще очень маленькие доходы, мы строим новое жилье взамен аварийного и ветхого, но его количество в городах края все еще очень велико. Оставляет желать лучшего уровень жизни в сельской местности. Люди справедливо жалуются на качество краевых дорог, несмотря на то, что затраты краевого бюджета на их ремонт выросли в этом году в пять раз.

Одним из очевидных недостатков развития края является неравномерность этого развития. Разными темпами увеличивался потенциал разных территорий края, разных отраслей краевой экономики и социальной сферы.

Сильный импульс развития получили в основном те районы и города, на территории которых реализуются крупные инвестиционные проекты. Деловая активность и новая энергия жизни напрямую коснулась краевого центра, районов Нижнего Приангарья, еще нескольких районов и городов. Говоря откровенно, мы рассчитывали, что эти импульсы распространятся по всей территории края значительно быстрее. Понимая это упущение, мы подготовили Стратегию пространственного развития края до 2017 года.

В логике этого документа сегодня в краевой администрации рассматриваются Программы социально-экономического развития всех городов и районов. Первый анализ этих программ, подготовленных самими муниципалитетами, показывает, что территории сумели увидеть и верно оценить новые возможности, которые дают им реализуемые в крае экономические и социальные проекты.

К сожалению, прошедших пяти лет оказалось недостаточно для того, чтобы решительно переломить ситуацию в лесной отрасли, в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ.

Конечно, в первом случае нам мешали задержки с принятием нового Лесного кодекса на федеральном уровне. Но, несмотря на это обстоятельство, проведена серьезная подготовка к строительству ряда крупных лесоперерабатывающих предприятий, прежде всего — завода по производству фанеры и двух ЦБК. Уже в ближайшее время продукция отрасли с высокой степенью добавленной стоимости существенно вырастет в общих объемах.

Сельское хозяйство края с точки зрения общей статистики выглядит довольно неплохо. Однако высокие показатели достигнуты за счет работы сотни крупных хозяйств, в которых работают менее 10-и процентов населения, живущего на селе.

 

В то же время основная часть сельского населения все еще остается вне зоны интенсивного развития. На преодоление этой ситуации направлена Программа развития сельской кооперации. Успешные личные подсобные хозяйства являются тем звеном, которое должно стать основой нового качества жизни на селе.

Жилищно-коммунальное хозяйство также является сферой, в которой мы рассчитывали достичь более существенных результатов. На мой взгляд, основная проблема отрасли сегодня заключается не в росте тарифов.

Мы создали одну из лучших в стране систем компенсации населению этих затрат, связанную с уровнем доходов каждой семьи. Но реформа отрасли пока не привела к главному, ради чего она затевалась — повышению качества предоставляемых услуг.

В области социальной политики мы с вами немало сделали для наших детей. В центре внимания были: школа, высшее образование, детское здравоохранение, детский спорт. На эти цели выделены большие средства в рамках Приоритетных национальных проектов и краевых программ. Эта работа должна продолжаться, включая в свою орбиту поддержку дополнительного образования и более активную молодежную политику. Однако нельзя сказать, что с той же интенсивностью мы занимались проблемами старшего поколения. Да, возможности нового бюджета позволили восстановить действие краевых законов о поддержке ветеранов. Наши доходы помогли краю сравнительно безболезненно пережить пресловутую монетизацию льгот. Мы построили десять специализированных жилых домов для ветеранов в районах. Но эта работа пока еще не имеет системного характера. Полагаю, из всех направлений социальной сферы именно это должно стать в центре нашего внимания в ближайшие годы.

За Красноярским краем прочно закрепилось звание «региона-локомотива», лидера среди регионов восточной части страны. Мы, безусловно, рады таким оценкам со стороны федерального центра и наших соседей, мы должны гордиться своими успехами. Но внутри края должны руководствоваться самыми строгими критериями.

Вскоре нам с вами предстоит начать совместную работу над новым региональным бюджетом. Новое финансовое планирование будет определять жизнь края на несколько лет вперед и на более долгую перспективу. Считаю, что основным лозунгом этой работы должны стать слова «преемственность» и «развитие».

Преемственность должна выражаться, прежде всего, в политической и социальной стабильности, конструктивном взаимодействии с федеральным центром при решении общегосударственных и краевых задач, создании условий для привлечения государственных и частных инвестиций, в социальной направленности бюджетной политики, возобновлении масштабных индустриальных проектов, становлении в крае подлинных институтов гражданского общества. Это та основа, которая позволяет нам планировать дальнейшее развитие региона — уже с учетом требований XXI-го века.

А вот развитие для нас — это создание основ постиндустриальной экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях. Да, край еще далеко не исчерпал ресурс классического промышленного развития, опирающегося на разработку недр и других природных богатств. Но если мы хотим сохранить лидерство, следует уже сегодня развивать сектор интеллектуальной экономики. Для этого у нас есть все возможности: это и созданный Федеральный университет, потенциал Краевого научного центра, высокотехнологичные производства закрытых городов.

Важным приоритетом является развитие социокультурной среды. Этот термин представляется мне более широким, чем просто культура или гуманитарная сфера вообще. Культура имеет безусловную самостоятельную ценность. Но социокультурная среда создается только в сочетании с транспортной, жилищной, экологической и гражданской инфраструктурой. По сути, образуется пространство для интересной и насыщенной жизни. В будущей конкурентной борьбе лидерами станут те регионы, которые сумеют организовать такое пространство у себя.

Еще один приоритет связан с нашей уникальной географией. Масштабы края таковы, что значительная часть населения всегда будет жить в небольших населенных пунктах — сельских, таежных, северных. Даже если мы предложим всем переселиться в большие города, далеко не все этого захотят. Поэтому мы должны обеспечить этой части населения нормальные условия жизни, доступность государственных услуг.

Города будут развиваться. Мне даже кажется, что с учетом тенденций последних лет этот процесс становится необратимым. Но села и поселки должны получить дополнительный импульс с помощью краевого бюджета. Причем и эта поддержка, и социокультурное развитие должны быть связаны с инициативами самих граждан, с их активным участием в изменении жизни к лучшему.

Коллеги! За время моей работы в должности Губернатора края вы, надеюсь, убедились в моей принципиальной позиции: власть должна быть открыта для диалога по экономической и социальной тематике со всеми политическими силами. Критерий здесь один — готовность к сотрудничеству и к совместному поиску решений на благо жителей объединенного региона. Надеюсь теперь также и на инициативу со стороны общественных организаций, Гражданской Ассамблеи Красноярского края.

Политическая воля, согласованные действия всех ветвей и уровней власти, консолидация общественных сил края — вот те условия, на основе которых можно решить самые сложные и самые масштабные задачи.

Вместе мы обязательно добьемся успеха!



Сейчас на главной