Версия для печати

Глазами художника

Корреспондент ИА «Пресс-Лайн» побывал в творческой мастерской выдающегося художника, члена Союза художников, Валерия Александровича Пилипчука. Художник поделился секретами мастерства, рассказал о технике выполнения своих работ, недавней поездке в Китай и о назначении искусства в целом.

— С чего вы начали свою творческую деятельность?

— Творческую деятельность я начал с первой выставки в 1972 году. В 2012 году исполняется уже 40 лет моей творческой деятельности. За это время я выставился в 212 выставках, из которых около 20 персональных. Это краевые, международные, зарубежные, всесоюзные выставки. Когда меня принимали в члены Союза художников, у меня уже было 6 всесоюзных выставок.

— Какие заслуги нужно иметь, чтобы стать членом Союза художников?

— Сейчас это все размыто. Раньше обязательно нужно было иметь несколько краевых выставок, 1-2 зональных, республиканскую выставку. Принимают по творческой активности, как человек участвует в выставках.

— То есть высшего или среднего специального художественного образования для членства вообще можно не иметь?

— Можно не иметь, если есть талант. К примеру, у Ряузова не было специального образования, он всего два года обучался в Томском училище. Художник учится всю жизнь. Не бывает такого, что закончил институт, и ты уже художник. Ты не художник, ты даже еще, может быть, плохой ремесленник. После того, как ты стал хорошим ремесленником, нужно стать хорошим мастером. Скульптор или живописец должен в совершенстве владеть материалом, в котором работает. Все это для того, чтобы выразить свою сущность, показать то, что ты хочешь показать настолько выразительно, чтобы люди не могли оторвать глаз.

— Какова тематика работ вашей последней выставки и почему она называется «Погружение»?

— Я нашел новую технику, она авторская, в ней пока еще никто не работает. «Погружение» на черном паспарту, черный фон, использование акрила как цветовой подкладки и лака. Я сделал такой цикл работ. И «Погружение» — это погружение в себя, в те мысли, которые я хотел показать и погрузить в них людей, чтобы они задумались над тем, что увидели.

— В какой еще технике вы работаете?

— Я работаю в различных техниках. Когда мне приходит какая-то мысль, идея, то я работаю циклами над какой-то темой. Для каждого цикла я выбираю ту технику, в которой наиболее выразительно могу изобразить образ, содержание, колорит. В акварели работаю, в инсталляциях, в масле, акрилом. Стараюсь достичь в этом совершенства. И технику выбираю, которую еще никто не исполнял.

— Как вы определяете назначение своей деятельности и искусства в целом?

— Искусство в целом делается не только для себя, оно делается для людей. Художники творят, музыканты, театральные труппы и другие — это и есть современное искусство, которое создает культуру народа. Если нет культуры, то нет народа, нет государства. Я выражаю посредством искусства свое время, то, что думаю, о чем думаю.

— Какие из современных художников для вас авторитетны?

— Каждого художника я считаю личностью, которая выражает сама себя. Есть просто такой художник или другой художник. Каждый художник по-своему своеобразен. Нельзя выбирать художников по принципу «этот лучше, этот хуже». Время выбирает художников и время поднимает их на определенную высоту. В свое время, к примеру, Ван Гог не продал ни одной своей работы, кроме «Брата». Сейчас его работы стоят десятки миллионов долларов. Когда люди начинают разбираться, понимать художника, тогда и приходит его расцвет. Так, если человек посещает выставку, и какая-то работа затронула его, он прикипает к ней, а остальные работы забывает.

— Кого из старых мастеров вы можете назвать своими учителями?

— Воспитывался я на Ван Гоге. В целом к импрессионизму был ближе настроен.

— Я слышала, что вы сами пишите стихи…

— Я художник, а не поэт, поэтому стихи у меня рождаются сами по себе. К примеру, я сделал работу, на нее возникают стихи или, наоборот, сначала стихи, а потом я делаю работу.

— А вы не могли бы сейчас что-нибудь процитировать?

— Я живу в перевернутом мире,
Где и солнце, и реки — вспять.
Я себя не всегда понимаю, —
Где уж людям меня понять…
***
В жизни дров наломано немало,
Впрямь — поленница стоит стеной!
Но живем, как научила мама,
И верны лишь совести одной…

— Кто вам вообще близок в русской литературе? Какие авторы?

— Очень люблю Есенина, Пушкина, Варлама Шаламова, Платонова, Высоцкого, Цоя. Воспитан я вообще на стихах и музыке Высоцкого. Для меня он не просто кумир, а гений в своем роде, не зря его песни и по сей день исполняют. Он и сейчас злободневен.

— Может, у вас будет какое-то пожелание еще несостоявшимся художникам?

— Во-первых, кто хочет заниматься творчеством, тот должен овладеть ремеслом. Ремесло перерастает в мастерство. Но не зацикливаться на этом, а создавать и творить что-то свое. Такое неповторимое, чтобы не говорили, что Иванов, к примеру, пишет как такой-то художник. Стать непохожим поможет только самовыражение человека как личности на его полотнах, на его рисунках в любой технике, тогда он станет настоящим художником. Нужно пройти основную школу: научиться владеть материалом, рисунком, чтобы рука была хорошо поставлена. А рука работает не сама по себе, она зависит от нашего биологического компьютера, от мозга. Какие реакции в мозгу происходят, так и владеет человек рукой, держит карандаш, кисть и так далее. Если есть идеи в голове, значит, он будет самовыражаться. А как уже самовыражаться, будут ли его воспринимать зрители или нет, это другой момент. Повторяю, время покажет, но он должен достичь такого мастерства, чтобы знал перспективу, колорит, цветоведение. К примеру, японские школьники по окончанию школы знают 10 000 номеров цветов.

— Подскажите, в современном веке возможно ли как-то содержать себя художнику?

— Всегда это было сложно. Во все времена художники были в таком положении, что те, кто ближе к власти, имеют какие-то заказы, средства и так далее. А так художники перебиваются. Нужно покупать краски, материал, холст, поэтому художникам не очень хорошо сейчас живется.

— Одна из недавних ваших поездок была в Китай…

— Да, у меня была персональная выставка, приуроченная к моему 60-летию. И сейчас будет выставка в сентябре уже к 65-летию. А так я во многих странах был.

— А чем для вас была примечательна культура Китая? Чем запомнилась сама страна?

— Китай — это великая страна. И все, что мы имеем, приходило оттуда. Древнейшая культура, которая сохраняет себя и сейчас. Им нравится и современное искусство, и они сохраняют традиции своего древнего искусства, не теряют прошлого, ведь без прошлого нет настоящего и нет будущего. Почему там я провожу свою выставку? Потому что в Харбине создали Музей современного русского искусства. У нас в миллионном городе нет такого музея. Есть только музей, который собирает в себе все и хранит, а современного искусства нет. Нет даже выставочного зала, ни городского, ни краевого. Вот так у нас поставлена сейчас культура в городе.

Беседовала Ольга Улыбина

pilipchuk_strannik.jpg

Фото и репродукция картины Валерия Пилипчука «Блуждающий странник»: домискусств.рф
Благодарим за помощь в организации интервью сотрудников красноярского Дома искусств.


Сейчас на главной