Версия для печати

Рудники земли сибирской

ПО ПРОСТОРАМ СИБИРИ

Так получилось, что пресс-конференция с управляющим директором ОАО «Евразруда» Андреем Гайдиным была запланирована на четверг, а добраться вовремя в Новокузнецк, где расположен головной офис компании, из Красноярска можно было только на автобусе. Поэтому пришлось ехать в славный город на Томи из славного города на Енисее не на поезде, как хотелось, а на «Икарусе». Что поделаешь, раз не ходят поезда ежедневно. Про самолет и речи не веду! Когда авиация страны была разбита на многочисленные компании, авиаперевозчики, осуществляющие рейсы на небольшие расстояния, быстро пришли к банкротству, и теперь такие перелеты между регионами почти не практикуются. Долететь до Новокузнецка из краевого центра можно за час, но в справочной сообщили, что добраться туда самолетом возможно по маршруту… Красноярск–Москва–Новокузнецк. Понятно, что лететь таким несколько странным маршрутом не захотелось. В общем, пришлось расстояние между нашими городами в 800 километров преодолевать на автобусе.

В принципе, для Сибири это не расстояние, но ехать на общественном автотранспорте очень долго – почти 14 с половиной часов. На автомобиле эти километры можно преодолеть в два раза быстрее, но и для автобуса это очень долго. Поездка затянулась, так как через каждые полтора часа «Икарус» останавливался минут на 20-40, чтобы пассажиры смогли «прогуляться», вот только едет автобус ночью и так часто «гулять» совершенно не хочется. Впрочем, вернемся к маршруту Красноярск – Новокузнецк.

Надо сказать, что асфальтовая дорога не очень разбита, вот только федеральная трасса у нас очень узкая – по одной полосе туда и обратно. Для водителей это неудобно, но дороги в России строить не спешат, и приходится довольствоваться тем, что есть. Правда, в Кемеровской области трасса Кемерово–Новокузнецк лучше: по две полосы туда и обратно. И бензин у них дешевле, чем у нас. По всей трассе марку АИ-92 предлагают по 17 руб. 50 коп. за литр, в отличие от красноярских автозаправок, где дешевле 18 руб. 90 коп. и не купишь.

ГОРОД КУЗНЕЦОВ

Утром мы прибыли в свой пункт назначения – Новокузнецк. Этот город расположен на реке Томь и его притоках Кондома и Аба. Он раскинулся широко, его окружают многочисленные дачные и красивые коттеджные поселки. Но общее впечатление – по архитектуре город похож на многие российские города, разросшиеся во времена индустриализации страны Советов. Впрочем, и современная застройка сибирских населенных пунктов «городского типа» очень похожа. Повсеместно встречаются остроконечные башенки на кирпичных зданиях, стеклянные темно-синие фасады. Хотя, у Новокузнецка есть своя архитектурная гордость – каменные бастионы Кузнецкой крепости, под защитой которой некогда находились металлургические цеха Акинфия Демидова. Здесь также представляет интерес литературный музей всемирно известного русского писателя Федора Достоевского. Он расположен в доме его пребывания во время ссылки. Именно в этом городе Достоевский обвенчался с первой женой Марией Исаевой.

Сегодня Новокузнецк один из крупнейших промышленных центров России, в нем находятся ферросплавный и алюминиевые заводы, предприятие химико-фармацевтических препаратов и многие другие. А главное, в городе расположены Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, которые входят в состав ОАО «Евразруда» (предприятие «ЕвразГруп»). Именно по приглашению пресс-службы акционерного общества и состоялась эта поездка в Кемеровскую область.

Как ни «спешил» наш автобус на пресс-конференцию с управляющим директором ОАО «Евразруда» Андреем Гайдиным, прибыли с опозданием. Хотя успели узнать, что руководство компании намерено вложить в модернизацию филиалов 500 млн рублей инвестиций. По его словам, если сейчас не заниматься капитальными работами по строительству и реконструкций рудников, то в обозримом будущем начнут падать объемы добычи железной руды, а главное – вырастет себестоимость продукции, которая станет неконкурентоспособной. Гайдин сообщил, что на многих рудниках компании работы ведутся на оборудовании 1960-1970-х годов, которое хотя и предусмотрено технологией, но требует постепенной замены. Кроме того, на предприятиях «Евразруды» предполагается разработать и внедрить программы, которые позволят снизить высокие энергетические затраты на рудниках, что в свою очередь также снизит себестоимость продукции и повысит ее конкурентоспособность. Он также ответил на вопросы журналистов об экологических программах и кадровой политике в филиалах.

ГОРНАЯ ШОРИЯ – ЗЕМЛЯ ГОРНЯКОВ

На этом путешествие не закончилось. Буквально сразу после пресс-конференции журналисты отправились в поездку на предприятия «Евразруды», расположенные в Горной Шории.

В течение двух часов мы неспеша по дороге между горных таежных сопок добирались до поселка Мундыбаш, где расположена Мундыбашская обогатительная фабрика. Надо сказать, что в переводе с шорского «мундыбаш» означает «тут голова», практически это «головной» филиал ОАО «Евразруда». Здесь вырабатывается железорудный концентрат, который затем доставляется на металлургические комбинаты Новокузнецка.

Экскурсию для журналистов по мундыбашскому филиалу компании провели главный инженер Степан Баров и начальник цеха Александр Констанц. Нам показали корпус сушки, рассказали о реконструкции на фабрике. В частности, о внедрении новых схем обогащения и новом оборудовании. Если сейчас в вырабатываемом концентрате находится 58% железа, то после модернизации здесь будет производиться более качественный аглоконцентрат, содержащий 64% железа. Чем аглоконцентрат отличается от концентрата, Констанц «языком домохозяйки» поведал журналистам: «если взять бумагу и фольгу, все это хорошо смешать, то получится золотая бумага». Но и так ясно, что в аглоконцентрате процентное соотношение железа выше, а значит, выплавка стали и чугуна значительно возрастет.

После Мундыбаша мы отправились дальше, вглубь Шории – в Шерегеш и Таштагол. Вообще, Горная Шория от Красноярского края находится не очень далеко. С востока она отделяется от республики Хакасия Абаканским хребтом, но шоссейных дорог между республикой и Шорией нет. На юге эта небольшая горно-таежная область граничит с Бийской Гривой, на стыке Алтая и Западного Саяна. А на западе и севере ограничивается долинами рек Антропа, Кондома и Томь. Свое название Шория получила от малочисленного народа – шорцев, которые славились умением выплавлять железо. Именно их русские первопроходцы-казаки называли «кузнецкими татарами».

ШЕРЕГЕШ – ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ

После Мундыбаша пресс-тур продолжил свой путь по дорогам Горной Шории. Всюду встречались тюркские названия рек, гор и поселков, режущие слух русскому человеку. Но они звучат как старинная песня, вслушайтесь: Кондома, Мрассу, Камчала, Темир-Тау, Каз, Мундыбаш, Чугунаш, Таштагол, Мустаг, Шерегеш, Буланже…

Поселок Шерегеш появился в этих краях не так давно. Как гласит людская молва, он назван в честь братьев Шерегешевых (скорее всего, потомков шорцев, которых в этих местах проживает больше всего), нашедших в 1930-х годах черные тяжелые камни – руду. В 1950-х годах здесь началась промышленная разработка железной руды и сегодня Шерегешский рудник по объему добычи является одним из крупнейших в России.

Но сначала мы прибыли на горнолыжный курорт, где устроители пресс-тура организовали экскурсию на гору Мустаг (1247 м над уровнем моря) с видом на зеленый курумник горы Зеленая, скальные выступы, памятный многометровый крест и горнолыжный комплекс «Мустаг».

Надо сказать, что на горе расположено множество небольших уютных гостиниц, единственное, что вызывает недоумение – в этих отелях нельзя пить воду из крана в номере. Впрочем, возможно, такое неудобство было только в нашей гостинице. А вообще, давно хотелось побывать в этих краях, правда, зимой. Кто любит кататься на горных лыжах, хорошо знает эти места. Хотя, летом здесь тоже красиво. А осенью упоительный горный воздух был наполнен запахами увядающих трав, хвоей, рябиной, и… ветром.

Разместившись в комфортабельной гостинице «Спорт-отель» журналисты отправились на конную прогулку. Многие корреспонденты впервые смогли прокатиться на этом благородном животном. Впрочем, решиться на такой моцион по горным тропам смогли не все.

ШТОЛЬНИ ШЕРЕГЕШСКОГО РУДНИКА

На следующий день экскурсии по предприятиям компании «Евразруда» продолжились. Нас встретил директор Горно-Шорского филиала компании Сергей Фефелов, который рассказал о своем руднике. Оказывается, возвышающийся над поселком 100-метровый копер один из самых больших за Уралом. Он уступает только коперам заполярного Норильска. В этом филиале Фефелов работает не так давно и главной своей задачей считает «вернуть руднику звание флагмана» компании. Несмотря на то, что предприятие строилось на выработку «на гора» 6 млн тонн руды, в настоящее время добывает 3,600 млн тонн. «Сегодня по программе реконструкции предприятия мы к 2013 году должны освоить горизонт 115 и по плану добывать 4,2-4,5 млн тонн. Но нам хотелось бы ускорить этот процесс и запустить комплекс горизонта раньше», – сообщил журналистам Сергей Фефелов. Он также отметил, что главная проблема Горно-Шорского филиала сегодня заключается в нехватке квалифицированных кадров. Хотя это общая проблема для всей страны. В настоящее время нехватка профессионалов среднего звена ощущается повсеместно.

После пресс-конференции журналисты отправились на экскурсию в шахту. Переодевание перед спуском заняло около часа. Больше всего, что поразило в шахте – побеленные потолки. Наверное, это делается для того, чтобы в штольнях было немного светлее от слабого освещения ламп, да и внезапные «потеки» будут лучше видны. Впрочем, этот рудник считается одним из самых «сухих» в компании. Каждый час из шахты откачивается 800 кубов воды.

Прогулка по шпалам и разветвленным штольням заняла около 2 часов. Большее количество механизмов горнорудной шахты мы, конечно, не увидели, но и то, что посмотрели, – впечатляет. Об этом лучше всего могут рассказать фотографии.

Поднявшись из забоя, мы совершили обязательный шахтерский ритуал – приняли душ. Эта церемония обязательна для всех, кто спускался в шахту и не важно, на целый день или на 10 минут. Получается, что омовения как бы защищают человека, спускавшегося под землю от всего негативного, что он мог с собой вынести, и защищают его.

«РОМАШКА» НА ГОРНОЙ КРУЧЕ

Можно сказать, что на это путешествие по Горной Шории для нас закончилось. В заключение мы побывали в санатории-профилактории ОАО «Евразруда» под таким простым названием – «Ромашка». Этот оздоровительный комплекс расположен недалеко от города Таштагола и горнолыжной трассы на горе Туманная в очень живописной местности. Здесь есть все не только для оздоровления, но и для активного отдыха.

Уютные номера, квалифицированный персонал, широкий выбор лечения и профилактики заболеваний – все это к услугам работников филиалов компании. Сюда можно приехать и одному и всей семьей. Больше всего, что запомнилось в «Ромашке», так это кедропластовая капсула. Такой лечебной процедуры я еще не видела. Капсула – это своего рода сауна, только она обшита пластинами из кедропласта. Надо сказать, что он прессуется в Таштаголе по специальной технологии из кедровых орешков. Говорят, что принимая процедуры в кедропластовой капсуле, ощущаешь себя в центре огромного благоухающего хвоей и шишками кедрового леса. Когда-нибудь надо обязательно попробовать, что это такое.

После обеда мы отправились в обратную дорогу. Наш путь пролегал через город Таштагол, что в переводе с тюркского означает «каменная долина», или лог. Что неудивительно, ведь вся земля шорцев – это кладовая полезных каменных ископаемых.

В Таштаголе нам удалось побывать в краеведческом музее и даже приобрести сувениры – тотемы местных духов, покровителей людей. А еще запомнились картины местных художников на кедропласте и многочисленные поделки с изображением хозяина тайги – медведя. Наверное, медведь когда-то был родовым покровителем шорцев. В этих краях его образ можно увидеть в очертаниях скал, услышать в названиях лощин и ручьев. Кстати, одна из горнолыжных трасс здесь носит имя «Медвежонок».

Вот и закончился пресс-тур. Но хочется верить, что удастся еще не раз побывать в этих местах. Побродить по таежным тропам Горной Шории и снова насладиться видами удивительных горных долин, обрамленных каменными гольцами. И потом, мы же побывали далеко не на всех предприятиях «Евразруды», а значит, поездка должна обязательно состояться.

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

 






















novokuzneck22


novokuzneck26

krest


Сейчас на главной