НОН-СТОП: по обезьяньему счету
Если кто не видел в выходные по телику первую часть обновленной франшизы про мартышек и компанию (которая, по идее, сама является непрямым римейком четвертой серии оригинальной франшизы — «Завоевание планеты обезьян»), рассказываю… В оригинале 1972 года действие происходит в недалеком будущем. В 1983 году эпидемия убивает всех собак и кошек, оставив человечество без домашних любимцев. Тогда люди заводят обезьян в качестве домашних животных… «Перезагрузка» 2011 года примерно про то же самое: в 2016 году усилиями молодого ученого в исполнении Джеймса Франко и сверхэффективного лекарства Альц-112 от болезни Альцгеймера ребята (пардон, зверята) резко поумнелии и начали захватывать себе территорию, несмотря на все автоматы, танки и самолеты коварных людишек…
«Восстание планеты обезьян» очень хорошо прошел в прокате и (в кои-то веки) был «нормально» встречен критиками. Поэтому сиквел не заставил себя ждать. Рассчитывали на того же режиссера Руперта Уайтта, но он покинул проект, заявив, что боссы 20th Century Fox слишком много от него хотят — ставят чересчур сжатые сроки, за которые нереально сделать качественное кино. Тогда взяли Мэтта Ривза, снявшего «Монстро» и англоязычную версию «Впусти меня». Он не подкачал, и вот… «Рассвет планеты обезьян» («Планета обезьян: Революция» по-русски), которая, по-видимому, является римейком пятой и последней части оригинала «Битва за планету обезьян» 1973 года.
Прошло 10 лет. Мир охватил «Обезьяний грипп» и на планете сменился доминирующий вид. Люди на грани вымирания: осталось всего несколько колоний, включая Сан-Франциско. Такое положение дел доводит большую часть остатков человечества до отчаяния, и между ними и приматами разворачивается полномасштабная война…
За несколько месяцев до премьеры «20 век Фокс» развернула масштабную PR-кампанию, цель которой — заполнить 10-летний пробел между фильмами и, само собой, подогреть ожидания. «Мартышки» обосновались в Твиттере, Фейсбуке (Деятельность запрещена в России, организация признана экстремистской), Инстаграме* (деятельность социальной сети Instagram является экстремистской и запрещена на территории России)… Самый интересный «вирусняк» обосновался на SimianFlu.com — сайте, полностью посвященном обезьяньему гриппу. На нем нет ни одного прямого упоминания о фильме, зато полно информации типа: старайтесь не выходить на улицу, избегайте общественных мест, по возможности не прикасайтесь к другим людям и носите респиратор. Дабы убедить посетителей, рекламщики даже сделали социальный ролик.
Ну, а потом… даже сделали инфографику о распространении «гриппа» по планете. Люди спустя 48 часов после заражения испытывали сильные мигрени, боли в горле, общую слабость, жар и «ломку» суставов. Через 96 часов после заражения к первоначальным симптомам добавлялись тошнота, рвота, красные глаза, сыпь и кашель. По прошествии 7 дней состояние резко усугублялось — боли в животе, потеря веса, кровотечения из носа, рта и глаз. Чтобы совсем нагнать жути, в соцсети загнали хэштег #simianflu и создали несколько фальшивых юзеров, соривших информацией о вирусе. На сайте болезни тем временем ведется фейковая онлайн-трансляция с паническими постами заболевших. Если бы это запустили бы и по TV, думаю, паника среди доверчивых буржуинов началась бы, как во времена знаменитой радиопередачи Орсона Уэллса по «Войне миров» сами знаете какого Уэллса. Когда тысячи американцев поверили в нашествие марсиан и, все бросив, начали спасаться бегством, устроив на дорогах боооольшущий хаос.
Но и так… соцсетей — хватило!
Фильм же, безусловно, удался! При некоторых визуальных огрехах и недостатках сюжета авторам удалось найти баланс между броскими и тихими моментами, за счет чего фильм ни на секунду не кажется скучным или тягомотным.
Кроме того, новая серия — безусловный прорыв и по «технической» части. Не секрет, что сочетание нарисованного человека с точно «захваченными» движениями создает когнитивный диссонанс (кто не знает, что это — см. википедию!).
Для мультиков — та часть мозга, которая отвечает за анализ движений, говорит зрителю, что на экране настоящий человек, а та часть мозга, которая анализирует статичное изображение, утверждает, что перед зрителем нарисованный персонаж. Это подсознательно пугает и раздражает, настраивая публику против такой анимации.
В кино — другое дело. Там мокап (сокращение от motion capture — захват движений) используется для очеловечивания нечеловеческих персонажей, типа Голлума или Кинг-Конга. Поскольку на абсолютную человечность такие герои не претендуют, когнитивный диссонанс у публики не возникает. Наоборот, узнавание в них человеческих черт вызывает у зрителей симпатию к подобным персонажам.
Актерам же мокап позволяет играть куда более тонко, чем когда их мимика и жесты скованы и частично скрыты масками и костюмами. И с каждым годом совершенствование технологии все более раскрепощает исполнителей и постановщиков. «Планета обезьян: Революция», в частности, перемахнула сразу через два высоких технических барьера. Во-первых, в прошлом мокапом можно было заниматься только на студии, причем желательно в почти пустом павильоне, чтобы ничто не загораживало актеров в специальных костюмах от направленных на них камер. Создатели же «Революции» смогли вывезти свое оборудование на природу и заставить его работать в канадском лесу, среди разных коряг.
Только представьте, какую творческую свободу это предоставляет создателям будущих блокбастеров! Ведь при всех достоинствах съемок в декорациях или на фоне зеленого экрана, работу на природе ничто не заменит. Во-вторых, прежде в кадре могли одновременно находиться лишь пара-тройка актеров в костюмах для захвата движений. Для большего использовался компьютерный монтаж. В новом фильме перед камерой порой «скакали» полтора десятка «мартышек» во во главе с главным мокапщиком современности Энди Серкисом. И все они могли взаимодействовать друг с другом, а не с пустотой. Что открыло новые возможности для конструирования мизансцен. Конечно, новые возможности пригодятся не всем фильмам, но уж в фантастике-то…
Так что ждем заключительную часть трилогии, намеченную на 2016 год.
Цезарь (тот, который обезьян), конечно, герой, но зачем же с людьми-то так… Что поделаешь, богатая у американцев фантазия. Вечно норовят что-нибудь этакое… Зато у нас — свои герои. Настоящие, не придуманные! Это я про Ивана Поддубного — знаменитейшего и известнейшего нашего чемпиона по борьбе, так и оставшегося непобедимым. Хотя он и проигрывал отдельные схватки, но за 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования или турнира. Человек с очень нелегкой судьбой, как собственно и фильм о нем.
«Поддубный» начал сниматься еще аж три года назад. А, как мы знаем, «кинодолгострои» ни к чему хорошему не приводят. В режиссерах числился Глеб Орлов, автор приснопамятной «Наша Russia. Яйца судьбы», а исполнитель главной роли Михаил Пореченков, казалось, надолго подпортил себе карьеру разными там «Днями Д». В общем, ожидания были… те еще! Слава богу, все оказалось значительно лучше, и фильм отлично вписался в новое русло русского кино, направленное на киномифологизацию канонических фигур нашей страны 20 века.
И можно порадоваться, что фильм, думаю, занял почетное место рядом с «Легендой № 17» и стоит куда выше «Ярослава» или «1612». Конечно, картина перевирает некоторые факты; конечно, фильм был бы несомненно лучше, снимай его кто-нибудь уровня Хотиненко, Балабанова или Бортко (да даже Андрея Малюкова), но… что получилось — то получилось!
Съемки охватили сразу несколько крупных городов: Москву, Киев, Санкт-Петербург, Париж и Нью-Йорк, однако большая часть фильма была снята в Феодосии. Иван Поддубный при жизни не расставался со стальной 16-килограммовой тростью. Для фильма была изготовлена такая же, весьма приглянувшаяся Михаилу Пореченкову.
Кстати, о нем… Человека можно поздравить от всей души. Михаил создал трогательный, чисто русский, в самых лучших смыслах этого слова, героический образ, сочетающий в себе все самые яркие атрибуты нашего соотечественника: леность, но сила; скромность, но напористость; искренность, но твердость — в кои-то веки эти черты мило уживаются на экране. Кроме того, каждый кадр дает ощущение трепетного отношения его к роли. Думается, что после этого кино образ Поддубного станет его визитной карточкой, наподобие ливановского Холмса и тихоновского Штирлица.
В годы войны Поддубный проживал в оккупированном немцами маленьком Ейске (курортном городке Краснодарского края на берегу Азовского побережья). Когда ему предложили поехать со всеми почестями в Германию, готовить немецких спортсменов, он сказал: «Я — русский борец. Им и останусь»…
Есть некоторая категория картин, которые смотрят только ради главной «фишки». В музыкальных фильмах — это, конечно, песни, в кунг-фу-фильмах — драки… Было бы смешно, например, требовать от каких-нибудь «Их звали костоломы» проработанных персонажей и связного сюжета. Как и от новой категории фильмов — танцевальных.
Опять никаких глубоких мыслей, опять поверхностные отношения и эмоции, опять — картонные персонажи. На экраны вышел «Шаг вперед-5».
С огромным трудом одержанные ранее победы уже спустя год обернулись для Шона и его танцевальной команды разочарованием. Перебравшись из Майами в Калифорнию, друзья утратили весь драйв и теперь не могут пробиться даже в захудалые рекламные ролики. Честолюбивый Шон сколачивает новую команду и подает заявку на участие в большом танцевальном баттле. На кону трехлетний контракт, а в противниках у Шона не только лучшая танцевальная группа западного побережья, но и его бывшая команда…
Пожалуй — все! Что еще можно написать о фильме, где надо смотреть только на то, как танцуют. Хотя танцуют-то как раз — ого-го! Профессиональные гимнасты позавидуют таким па! Не ждите откровений, веселье и танцы — вот девиз подобных фильмов. И, понятно, что пятую часть не очень-то отличишь от третьей, а сам «Шаг вперед» не очень-то отличается от «Уличных танцев» или «Королей танцпола». Не даром никто из актеров не был задействован даже эпизодически во всех пяти картинах франшизы. Все фильмы серии связывают только продюсеры Дженнифер Джигбот и Адам Шенкман, а также хореограф Джамал Симс. Тем не менее, для фанатов выход фильма — праздник. Ну, а если и вы любите потанцевать, тоже — рекомендую.
Снять хороший сиквел боевика или ужаса довольно непросто, но всегда можно увеличить бюджет и «задавить» масштабом. То есть все то же самое, но в 100 раз «оглушительней», как, например, в «Трансформерах». С комедиями такой номер не пройдет: «смешливости» — они либо есть, либо их нет. И никакой бюджет тут не поможет. Раньше, правда, были не смешные комедии с большим бюджетом (типа «Приключения Плуто Нэша», «Город и деревня» или «Сын Маски»), но товарищи из Голливуда быстро их прикрыли — деньги-то все считать умеют… Но комедии–то снимать надо. Тогда делается ход конем — все переворачивается с ног на голову. Как когда-то придумал Кэмерон, сделав во втором «Терминаторе» из Шварца «хорошего» робота, хотя первые минут 15 ни за что об этом не догадаться.
Вот и «Мачо и ботан-2» пошли по тому же пути. На этот раз Шмидт и Дженко под видом учащихся отправляются в колледж. Цель прежняя — вычислить и повязать местных наркодиллеров, однако ставки заметно подросли. Веселья и запрещенных веществ в этой среде намного больше, а значит автомобильные погони будут еще опаснее, взрывы еще громче, а напускной героизм пары суперполицейских еще нелепее…
Авторы прекрасно умудрились обыграть вторичность и постебаться над ней, периодически повторяя ситуации из первого фильма, но меняя в них персонажей местами!
Возможно, дело в плотности шуток (в ход идет все: от цитат и игры слов до «звездных» камео!), которые льются из авторов нескончаемым потоком. К примеру, в сцене «наркотрипа», где Ченнинг Татум беззаботно выплясывает под мультяшными радугами или где потешно Джона Хилл отбивается от Джиллиан Белл, пытаясь перевести драку в секс. Правда, понятно, что в третий раз это дело уже не сработает, поэтому, видно, авторы решили закончить на дилогии и в финале крайне смачно обстебали сразу все возможные сиквелы. Ну… потом — будет потом, а пока перед нами один из самых лучших и соответственно кассовых сиквелов в этом году, в отличие, например, от «Железного рыцаря-2» или «Байкеров-3».
Ходите в кино!
С.Бондов