Версия для печати

«Может быть, его пиарщикам стоит закопать эту идею»

Специалисты по social media оценили появление Александра Усса в социальных сетях

Губернатор Красноярского края Александр Усс одним из последних глав регионов в России завел собственную страницу в Инстаграм и уже опубликовал * (деятельность социальной сети Instagram является экстремистской и запрещена на территории России)там первую запись. Публикация рассказывает о посещении парка «Гремячая грива».

В описании аккаунта указано, что это «неофициальная страница» Усса. Главу региона и сотрудников его информационного блока уже не раз спрашивали, почему у Усса до сих пор нет аккаунтов в социальных сетях. В последний раз этот вопрос подняли в самом конце 2019 года, на итоговой пресс-конференции. «Дело в том, что свои публичные выступления я всегда продумываю сам. А если я сам буду вести свои соцсети, я по часу буду думать над каждым предложением. В итоге ничего не получится. Тут либо сам, либо ничего», — заявил тогда Александр Усс. Однако затем сказал, что возможен вариант, когда про него будет писать кто-то другой.

«В такой форме этим можно заняться. В любом случае, вопрос назрел, и я обещаю им заняться после Нового года», — отметил губернатор.

Через несколько дней после пресс-конференции у главы региона сменился пресс-секретарь. Прежний руководитель, Елена Уляшева, ушла работать в телекомпанию «7 канал». Новым главой пресс-службы губернатора стал Максим Кудрявцев. Одной из его задач и называют «социализацию» Усса.

Специалисты по интернет-продвижению и работе в социальных сетях, опрошенные «Пресс-лайном», одобряют сам факт появления аккаунта, но обращают внимание на массу ошибок, которые были допущены, как при выборе площадки, так и при выборе формата общения с аудиторией.

По мнению председателя комиссии по СМИ Общественной палаты России Александра Малькевича, для любого руководителя региона важны инструменты обратной связи:

«… Важно, когда глава региона и его команда умеют пользоваться так называемыми «новыми медиа» для того, чтобы и информировать о своей деятельности и получать обратную реакцию». «При этом повальное увлечение соцсетями, бесконечное составление рейтингов «Самый популярный губернатор-блогер» и так далее — они, на мой взгляд, оказывают плохую службу для руководителя и его команды, потому что первые лица регионов, скажем так, в возрасте — они далеки от этого всего. Это не значит, что они не должны в соцсетях присутствовать, но это точно не значит, что они должны там присутствовать из-под палки. Во-вторых, ведение социальных сетей от третьего лица — это совсем не то, что нужно, сразу видно, что это делается через силу, очень формальное, неживое и превращается в какую-то стенгазету или, в худшем смысле слова, «Губернаторский вестник». Да, он может быть использован журналистами, но мало востребован у обычных людей», — говорит Малькевич.

Малькевич также задаётся вопросом странного для имиджа и возраста губернатора выбора площадки:

«Не совсем понятно, почему именно Инстаграм? Если Александр Викторович в принципе не был представлен в социальных сетях, то есть площадки, которые гораздо более адекватны его возрасту и имиджу, его электорату. Я это говорю без всякой тени иронии. Есть «Одноклассники», есть «ВКонтакте», то есть народные, отечественные платформы, где можно быть созвучным аудитории. Я хочу напомнить, что есть уже печальный опыт Рамзана Кадырова, который потерял свой аккаунт в Инстаграме с миллионами подписчиков и множеством постов. Да, перезапустился, снова стал первым, но я не очень приветствую активную работу и вкладывание ресурсов, в том числе материальных, со стороны региональных лидеров на площадках, которые нам не принадлежат. В этом плане мне кажется, что с учетом и возраста, и имиджа Усса, он мог бы быть гораздо органичнее в сетях, типа «Одноклассники»».

Руководитель проекта «Политим» (интернет-продвижение политических кампаний) Александр Откидач тоже приветствует появление Усса в социальных сетях, но критикует выбранную форму общения:

«Решение завести аккаунт в Инстаграм верное и объяснимое. Власть ищет новые выходы для формирование общественного мнения. Только выбранная форма, на мой взгляд, спорная. Понято, что Усс никогда бы не вёл свои аккаунты сам, не той формации человек. Понятно, что аккаунты ведёт пресс-служба или подрядчик. Возможно, именно с этой целью и сделана надпись «неофициальная страница губернатора». Чтобы избежать, если что, критики в адрес губернатора за контент, ошибки или мнения. Тем не менее вести пусть даже неофициальный аккаунт от третьего лица, является очень плохим тоном. В этом случае лучше бы аккаунт назывался «Помощник губернатора» или «Общественная приёмная губернатора». Тогда было бы логичным и третье лицо, и любые провокации и конфликты удалось бы перевести под эту настройку». Откидач также замечает интересную особенность в интернет-симпатиях аккаунта Усса. «Не совсем понятно, зачем аккаунт губернатора Красноярского края в первую очередь подписался на аккаунт Рамазана Кадырова. Потом уже пошли федеральные величины, СМИ и структуры типа РЖД. Стороннему наблюдатели может показаться, что жизнь тех, кто никак не относится к Красноярском краю, губернатору интересна намного больше, чем жизнь красноярцев».

Директор коммуникационного агентства iSutki Com и автор нескольких независимых региональных медиа-проектов Александр Жиров, как и остальные эксперты, обращает внимание на «искусственность» в проекте общении Усса с аудиторией социальных сетей, называя такую работу непрофессиональной. «Да, его пиарщики понимают, что есть коммуникативные тренды и их надо использовать. И да, они выбрали — возможно, интуитивно — верный ракурс: вряд ли 65-летний советский человек вдруг внезапно начнёт вести аккаунт в Инстаграме от своего имени — поэтому аккаунт как бы ведётся от третьего лица, — говорит Жиров, — Но мы ведь видим, что этот аккаунт «как бы ведётся» — то есть присутствует в сети, «чтобы был», а не для выполнения конкретной коммуникативной функции».

«…Когда аккаунт заводит частное лицо, вполне естественно, что в его ленте изначально только один пост, вполне возможно, даже с ошибкой — помните, Дмитрия Медведева и его «Всем привет! Я в Твиттере и это мое6 первое сообщение!»

Эта ошибка — которую надо было бы придумать, если бы её не было — как бы сразу располагает к себе аудиторию и показывает, что аккаунт действительно ведёт «первое лицо», без помощи всяких пресс-служб, которые на тысячу раз проверяют и выверяют его твиты и посты. Когда аккаунт официальный (хотя указано, что он «неофициальный»), запускать его «в народ» с одним-единственным постом и фото в стиле «газета «Ленинский путь» — это ошибка, которая показывает неготовность пиарщиков Усса работать с новыми коммуникативными инструментами (хотя называть появившийся в 2010-м году Инстаграм «новым средством коммуникации» довольно странно). Дело в том, что новый аккаунт бренда — что обувной фабрики, что крафтового пива, что известного человека — должен начинаться с подготовки. Что видит посторонний человек, попавший в новый аккаунт Усса? Странную фотографию. Что он должен видеть? Как минимум 6-9 постов, из которых будет понятно, что это за аккаунт, о чём он и зачем вообще стоит на него подписываться. Если, конечно, у пиарщиков Усса у самих есть такое понимание.

Ещё больше убеждение в непрофессионализме пресс-службы Усса усиливается, — говорит Жиров, — когда читаешь сам первый пост (Господь с ней, с фотографией). Стилистика, цитата, предложение «писать комментарии» на непонятно сформулированную тему — выдают в создателях аккаунта дикарей, которые решили создать из пальмовых листьев и бамбука макеты самолётов, ожидая, что однажды прилетит большая стальная птица и принесёт им тушёнку. Но это так не работает. Это «не взлетит». Как работает? Ну, например, можно посмотреть на аккаунты в Инстаграме губернатора Пермского края Решетникова, губернатора Нижегородской области Никитина и губернатора Калининградской области Алиханова — первый ведёт прямо в своём аккаунте прямые эфиры, в которых общается с жителями, второй — в прямом эфире проверяет работу общественного транспорта и ждёт автобус, третий — вообще чувствует себя как рыба в воде в интернете и уровню общения его с аудиторией и пониманию коммуникационных трендов стоит позавидовать всем остальным «чиновникам-блогерам». У Антона Алиханова, кстати, почти 100 тысяч подписчиков, а его «губернаторский» инстаграм вырос из личного, и до сих пор там встречаются шутки в виде хэштэгов, личные посты, в том числе, про семью без официоза, и обыгрывание музыкальных вкусов главы Калининградской области».

Может ли такое быть у Усса? Вряд ли. Для того, чтобы в аккаунте — даже ведущемся от третьего лица — появилась жизнь, нужно чтобы человек, который дал аккаунту своё имя, сам понимал, для чего это делается. А 65-летний советский человек Александр Усс вряд ли понимает, зачем нужны все эти «интернеты». Может быть, его пиарщикам стоит закопать эту идею и придумать, как иначе создать иллюзию близости губернатора к народу», — резюмирует Александр Жиров.


Сейчас на главной