Версия для печати

Многоуровневая проблема

© ИА «Пресс-Лайн»

Наводить порядок на дорогах в центре Красноярска власти решили с помощью системы платных плоскостных парковок. О многоуровневых парковках, которые власти много обещали построить лет восемь назад, сейчас говорят не так активно, хотя поговорить тут есть о чем.

Танцы на плоскости

Дорожную ситуацию в центре Красноярска довольно подробно описал мэр Эдхам Акбулатов на октябрьской сессии Законодательного собрания (защищая проект платных парковок). По данным главы города, сегодня в Красноярске зарегистрировано более 420 тысяч автомобилей — условно говоря, 420 машин на тысячу жителей в миллионном городе.

В историческом центре (в Центральном и Железнодорожном районах) сейчас проживает около 100 тысяч красноярцев. Еще столько же ежедневно посещают центр: ездят на работу, учебу, в магазины и культурные заведения.

— Можно сказать, одна пятая часть жителей города так или иначе присутствует в центре, — заметил мэр.

В утренние и вечерние часы пик около 30 тысяч автомобилей пересекают центр, продолжил он. Порядка 6000 автомобилей ежедневно паркуется в центре, занимая площадь в 132 тысячи кв. м. Машины, таким образом, располагаются почти на одной шестой площади всей улично-дорожной сети центра города, которая составляет 885 тысяч кв. м.

— Очевидно, что ситуация в центре будет усугубляться, — сделал неутешительный прогноз Акбулатов. — Город будет развиваться, и только на «первой линии» зданий теоретически можно разместить еще 15–20 тысяч квадратных метров деловой недвижимости — дополнительных точек притяжения.

Дорогая перспектива

Ставку в решении этой проблемы мэрия уже почти год делает на платные плоскостные парковки. От альтернативного варианта — строительства системы многоуровневых парковок, о которой много говорилось в 2006–2007 годы, — власти отказались из-за дороговизны. Об этом тот же Эдхам Акбулатов сказал еще в конце 2012 года:

— У города нет денег, чтобы построить нужное число многоуровневых парковок. Нам необходимо решать вопросы с детскими садами, школами и дорогами, и мы не в состоянии заниматься еще и парковками. Вопрос должно решать городское сообщество. Кто-то должен платить, а кто-то должен строить, окупать свои инвестиции, так же, как строятся магазины, которые бюджет не финансирует.

Для потенциальных инвесторов еще в 2011 году «Гражданпроект» по заказу губернатора определил 16 перспективных мест для строительства как подземных, так и наземных многоуровневых парковок в центре Красноярска. Туда вошли гаражные массивы в районе перекрестка улиц Парижской Коммуны и Марковского, Горького и Красной Армии, площадки вблизи Центрального рынка, на площади Мира, площади Революции, под стадионом «Локомотив» и другие. Однако дальше проектов дело в большинстве случаев не дошло, инвесторов не нашли (а там, где нашли, — забегая вперед — ничего хорошего не получилось).

Примерную стоимость строительства многоуровневой парковки можно подсчитать. Себестоимость обустройства одного «квадрата» подземной автостоянки начинается от 25 тысяч рублей. Одной машине для возможности не только занимать место, но и подъехать к нему и развернуться, необходимо 25 квадратных метров (по данным «Гражданпроекта»). Для создания условной стоянки на 400 мест в итоге потребуется минимум 250 миллионов рублей.

При этом, как показывает опыт тех же платных плоскостных парковок, за стоянку красноярцы пока платить не готовы. Из 1500 паркомест, по словам руководителя департамента горхозяйства мэрии Игоря Титенкова, оплачивается сейчас только 100. Если предположить, что и многоуровневыми парковками красноярские автолюбители будут пользоваться так же неохотно, то окупаемость проектов может растянуться на весьма долгие сроки, так что отсутствие денежных вложений можно понять.

Квантовый скачок

Впрочем, нельзя сказать, что в этом вопросе за последнюю пару лет вообще не было никаких подвижек. Например, скоро отправится на госэкспертизу проект многоуровневой парковки в районе «Кванта» и сквера Сурикова напротив здания Заксобрания. Стоянку для чиновников и депутатов здесь изначально хотело разместить правительство Красноярского края. Однако из-за конфликтов между подрядчиком и заказчиком вместо парковки на несколько лет остался стоять недострой.

Не так давно край передал недостроенное здание мэрии, которая планирует завершить строительство парковки — уже не для чиновников, а для простых автомобилистов. По словам пресс-секретаря департамента градостроительства Оксаны Покаместовой, новый проект парковки должен пройти госэкспертизу до конца этого года. Аукцион по поиску подрядчика планируют провести в следующем году. Тогда же объявят стоимость строительства и прочие детали проекта.

К июню 2016 года рассчитывают сдать парковку, которая будет находиться пусть и не в историческом, но перспективном Новом центре города — напротив МВДЦ «Сибирь». Строительство активно ведется с весны этого года. В строительной компании «Сибагропромстрой» рассказали, что паркинг займет восемь–девять этажей и обеспечит места для стоянки 445 автомобилей. Стоимость проекта в компании не раскрывают. Стоянка будет платной, но с ценой за место строители пока не определились.

© Красноярская ярмарка

© Красноярская ярмарка

Без казусов тоже не обошлось. Например, многоуровневую стоянку возле БКЗ (одно из 16 перспективных мест, отобранных «Гражданпроектом») обещали открыть еще к 2013 году. Однако компания «Инжиринг-Строй», получившая в аренду землю под строительство, вместо паркинга развернула нелегальную торговлю. Без разрешения мэрии в районе филармонии появились летние кафе, а затем киоски и пункты проката.

Власти на ситуацию обратили внимание с подачи депутатов горсовета только в этом году, мэрия даже пригрозила ликвидировать все незаконные строения. Сам «Инжиринг-Строй» от кафе сначала открещивался, а потом попросил администрацию города включить их в схему временных сооружений, на что власти благосклонно согласились. При этом многоуровневую парковку на этом участке строить, кажется, вовсе невозможно из-за археологических трудностей. На этом месте когда-то находились кладбище (где покоился командор Резанов) и красноярский острог — необходимы раскопки, что делает строительство невыгодным по себестоимости.

Однако власти продолжают рассматривать эту территорию для возможности парковки автомобилей. Буквально на днях, в начале ноября, департамент муниципального имущества и земельных отношений предложил разместить тут же, под площадью Мира, подземные гаражи. Чиновники планируют выставить право аренды участка на аукцион, а вопрос в скором времени вынести на публичные слушания.

Наконец, совсем рядом с этой площадкой строится элитный жилой комплекс «Адмирал» стоимостью 2,9 млрд рублей. В нем будет сразу три подземных парковки общей площадью 21,7 тысячи кв. м. Двумя стоянками смогут пользоваться только жильцы комплекса (сейчас одно место стоит 1,5 млн рублей, через год цена вырастет до 2,5 млн), третьей — посетители торгового центра, который будет находиться тут же, в «Адмирале». Сдача намечена на середину 2017 года.

Подземный ход

Как раз с последним вариантом — когда застройщик строит подземный паркинг в жилом комплексе либо в торговом центре — проблем в городе меньше, чем со строительством многоуровневых парковок. По данным департамента градостроительства мэрии, за 2013–2015 годы построено 29 таких парковок, продолжает строиться сейчас — 62. Расположены они в основном в активно застраивающихся микрорайонах Советского района.

В «Сибагропромстрое» говорят, что подземные парковки компания делает в каждом жилом комплексе. Одно место обходится жителю в 600–650 тысяч рублей, на сайте компании есть цены и в 500 тысяч и ниже.

Как заверили в компании, практически все места на парковках проданы. В жилом комплексе БЦ-7 на Взлетке (сдан в конце 2008 года) из 129 мест жильцы купили все 100%, в БЦ-6 из 273 — 99%. В «Слободе Весны» сейчас сданы две из трех подземных парковок — на 67 и 250 мест, и они также раскуплены на 99%. Третья стоянка на 59 мест еще строится, но как будут продаваться места на ней, в компании пока прогнозов не делают.

— Спрос снижается — как и на все сейчас. То, что вводилось в 2013–2014 годы, продавалось. В принципе все построенное реализовано, но как будет продаваться строящаяся в кризис, мы не прогнозируем, — отметили в компании.

Заместитель генерального директора по девелопменту группы компаний «СМ.Сити» Евгений Ковальский на примере своего холдинга поясняет, что примерно 20–25% новоселов сразу покупают себе парковочные места.

— Остальные жильцы приобретают по два–три парковочных места в месяц. Через три–четыре года продажа мест подходит к завершению, — говорит Ковальский.

Количество проданных подземных парковочных мест у «СМ.Сити» сейчас составляет от 45 до 85% от количества квартир в каждом доме. Большинство мест стоит 800 тысяч рублей, есть места от 650 тысяч до 1,5 млн рублей в зависимости от размера места.

— Себестоимость одного парковочного места в последнем из построенных на сегодня и заселенных домов (Навигационная, 7) составила 890,3 тысячи рублей, — поделился данными Евгений Ковальский. — Как видно, мы продаем парковочные места в убыток. Но мы строим их в первую очередь для удобства жильцов.

В то же время представитель «СМ.Сити» признал, что красноярцы в целом пока не признают платные парковки, предпочитая просто бросить машину во дворе.

— Даже у нас в первой очереди открытые дворы заставлены машинами. В «Малых кварталах» те, кто не купил парковку, ставят автомобили вне периметра дома, — говорит Ковальский. — Кризис тут ничего нового не внес, большинству закрытые парковки просто не нужны. Это не зависит от платежеспособности жителей — люди просто принципиально не готовы платить за парковку. А на изменение менталитета нужны десятилетия.

Александр Ибрагимов


Сейчас на главной