Версия для печати

Головой должен работать Горсовет

Валерия Ревкуца с 20 сентября 2013 официально можно признать личностью легендарной. В эпоху Советского Союза он прошел все ступеньки партийной управленческой школы, организовал успешный бизнес в постперестроечный период. В новом веке пять лет проработал народным избранником в Горсовете. 20 сентября 21 новоизбранный депутат проголосовал за избрание Валерия Александровича председателем Городского Совета Красноярска нового созыва, доверив ему вновь работать в большой городской политике. Что ждет Горсовет с приходом зубра советской партийной закалки, успешного бизнесмена-управленца и просто открытого, добродушного человека ИА «Пресс-Лайн» поинтересовался лично у председателя.

— Валерий Александрович, искренне поздравляю вас с возвращением в активную политическую жизнь города, и этим первый вопрос предопределен: ваши впечатления от нынешней системы политико-управленческой модели, когда бюджет страны мыслится только с привязкой к цене барреля нефти на мировых рынках, и той мега-машины с союзными республиками как единым целым, пятилетками, масштабными промышленными стройками. Впечатление от политико-управленческой модели того и нынешнего времени.

— И в том и в другом времени есть свои плюсы и минусы, буду говорить честно и откровенно. Но, если СССР планово, централизованно строил некий масштабный единый организм, который гарантировал занятость, экономическую перспективу огромной территории и десяткам союзных республик, то сегодняшняя политико-управленческая модель напоминает скорее возницу, водителя транспортного средства, перспектива которого заканчивается только педалями тормоза, газа и ухабами в виде экономических кризисов, которые неизбежны в неплановой экономике. В этом и разница: в то время политики и управленцы думали глобально, полномасштабно, а в наше время у руководителя, предпринимателя горизонт планирования близкий, недалекий.

Еще одна разница в эпохах — люди и их личностный рост. Невозможно было оказаться в кресле руководителя, не пройдя должности мастера, старшего мастера, начальника цеха и так далее. Только собственный профессиональный, моральный рост предполагал рост карьерный. Для того чтобы обрести право управления муниципальным образованием, ты должен был пройти управленческую школу на уровне промышленного предприятия, района города и так далее.

Какова нынешняя кадровая политика, говорить и не приходится. Я лично в прошлом году встречался с председателем правительства Красноярского края Виктором Петровичем Томенко и сказал ему примерно те же самые мысли: вы иногда назначаете заместителем губернатора человека, который не знает, какую задачу поставить перед руководителем агентства. Руководитель агентства более компетентен в тех профессиональных делах и функциональных направлениях, которые он обеспечивает. Поэтому этот бедный заместитель губернатора, либо заместитель председателя правительства просто мучается, не зная, что ему делать.

Чем выше уровень принятия решения, тем выше цена ошибки: можно внизу ошибаться, экспериментировать — там, где это стоит одну копейку. Нельзя ошибаться наверху — там, где это стоит миллиард.

Поэтому я придерживаюсь проверенных временем и собственным опытом принципов: качественное планирование и система подбора, расстановки и формирования тех кадров, которые должны принимать на себя ответственность за те управленческие решения, которые они проводят в жизнь.

— Спасибо за прозрачность обозначенной вами позиции, отсюда и следующий вопрос: что важнее, Горсовет или Глава города? Поясню, лично у меня складывается впечатление, что в современной конструкции местного самоуправления Глава города, глава исполнительной власти, важнее, значимей, чем глава городской представительной власти. Хотя легитимность обеих ветвей определяется выбором народа — главного суверена, которому по Конституции вся власть в стране и принадлежит. А на ваш взгляд, насколько важнее, значимее тот и другой орган МСУ?

— Горожане. Важнее всего горожане. Без участия горожан невозможно решать серьезные вопросы по улучшения их быта в городе, их досуга, образования, медицины и так далее. Чтобы мобилизовать красноярцев, чтобы они участвовали в управлении муниципальным образованием, представительная и исполнительная власти должны выходить к ним с единым мнением.

Понятно, что обе ветви власти могут спорить между собой, иметь разногласия, разные точки видения проблемы и путей их решения, но к людям мы должны выходить с единой, согласованной позицией. Это не просто слова — это мое глубокое убеждение.

Глава города — избираемое населением высшее должностное лицо города, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления. Городской Совет — постоянно действующий представительный орган городского самоуправления, в компетенции которого находятся важнейшие вопросы жизнеобеспечения города. За организацию работы это органа отвечает председатель городского Совета, то есть я. Опосредованно, но мы несем ответственность в полной мере за большинство действий, которая совершает власть исполнительная. Другими словами, если помыслить представительную и исполнительную власти как единый организм, то руки, то, что делается руками, — это исполнительная власть, а Горсовет — голова. Головой работать должен Горсовет.

Если говорить о моментах личностных и о том, что председателем городского Совета я стал неожиданно даже для себя, хочу сказать, что на выборах Главы города я поддерживал Эдхама Шукриевича Акбулатова, голосовал за него, мы с ним знакомы очень давно. Тем не менее, мы сели, посмотрели друг другу в глаза и еще раз проговорили, что каждый из нас — по отдельности, и оба мы вместе будем честно служить горожанам, что у нас есть все основания и предпосылки, а вернее — твердая убежденность, что мы вместе работать можем.

— Согласны ли вы с мнением некоторых политологов, что выборы депутатов в Городской Совет по партийным спискам, мягко скажем, не оправданы? Партийная конкуренция, конкуренция партийных идеологий в решении насущных проблем города выглядит странной.

— С самого первого момента я приступил к формированию такой ситуации в Горсовете, чтобы потенциал каждого депутата вне зависимости от его партийной принадлежности, раскрылся с максимальной пользой для тех людей, которые за него проголосовали.

С другой стороны, я бы ввел тест для каждого кандидата в депутаты, — что выдвигающегося по партийным спискам, что самовыдвиженца, — а куда ты идешь? На тех же праймериз «Единой России», в которых я участвовал, я видел молодых, красивых, энергичных людей, которые выходили и говорили, что, мол, они придут в Горсовет и будут реализовывать именно свою программу, будут отстаивать только свою позицию.

Друзья! Городской Совет — это коллегиальный орган! Если 36 депутатов придут и будут отстаивать «свое видение», мы за пять лет не примем ни одного решения.

Не так давно красноярцы выбрали мэра, проголосовали за него, за его видение будущего города, за его программу. Это, как минимум, ориентир для городского Совета, каким должен быть город. За это проголосовало большинство красноярцев. Понятно, что программа будет по ходу корректироваться, в ней будут появляться новые приоритеты, но это город. Это живой организм.

Тот же новый Генеральный план развития города. Его можно критиковать, как-то по другому относиться, но ведь никто же не спорит, что с момента реализации предыдущего плана, время поменяло многие ориентиры: социальные нормативы, транспортную загруженность, строительные технологии и так далее.

Для сравнения, я был в Японии в 94-ом, в 97-ом и побывал в прошлом году. Изменения принципиальные: если в 94-ом году по Токио невозможно было проехать, это была одна сплошная пробка, то в прошлом году мы ни разу не стояли в заторе. Вот какие ориентиры, цели и перспективы нужно иметь любому депутату в голове, работая на благо города.

— Сегодня комиссии в городском Совете формируются по отраслевому принципу. На ваш взгляд, это нормально?

— Есть квалификационные и профессиональные требования. Для того чтобы разбираться в проблемах транспорта, я должен понимать что такое коммуникации, что такое транспорт как таковое: что такое автомобильный транспорт, железнодорожный, пневмотранспорт, трубопроводный транспорт и другое. И каковы пути оптимальных решений в этих направлениях. С этим может разобраться только профессионал. Эксперт может дать оценку. А правильно ли ты разбираешься в этом, правильно ты призываешь сообщество тратить бюджетные деньги: либо закрывать трамвайную линию, либо открывать, либо развивать фуникулеры в городе, либо еще что-то?

Полагаю, что бюджетом должны заниматься люди, которые профессионально понимают, что это такое. Понимают, что такое Бюджетный кодекс. Не владея этим инструментом, подходить к бюджету просто невозможно. У нас установилась определенная практика, и дефицита бюджета, и внесения изменений в бюджет.

Профессионалы, в первую очередь, должны предопределять выработку политики городского Совета в тех или иных направлениях. Это не мое личное мнение, это мнение, основанное на интересах жителей этого города. Это мнение сопряжено с возможностями исполнительной власти, с возможностями нашего бюджета.

Можно напридумывать прожектов, которые так и останутся прожектами, поскольку мы не найдем ресурсов на их реализацию.

— Вы упомянули, что Горсовет должен работать головой. Возникает вопрос, может быть, передать ему часть функций интеллектуальных, которые сейчас находятся в ведении у администрации? Например, ту же экспертно-аналитическую функцию. Почему подразделение администрации оценивает действия самой администрации? Конфликт интересов налицо.

— Есть общественные советы, которые созданы на стыке полномочий представительной и исполнительной власти. Это и совет по малому бизнесу, куда входят и депутаты, и представители органов исполнительной власти, другие советы.

Надо возвращаться к тем позициям, когда оценку тебе должны дать те люди, которые имеют на это право. Если ты депутат, то это твои избиратели. Если ты участвуешь в органах исполнительной власти, у тебя тоже есть параметры, к которым ты должен привести, скажем, свое ведомство, а не доказывать с пеной у рта, сколько и как бюджетных денег потрачено, освоено. А то, что ухабы на дорогах остались, так ну и что?

Скажу более, если мы хотим полноценного управления для такого мегаполиса как Красноярск, то пора поднимать вопрос, чтобы депутаты работали на профессиональной основе. Это не будет большим бременем для бюджета.

Для сравнения, в Японии в одном из городов на 300 тысяч жителей 52! депутата, которые работают на освобожденной основе. Мы с ними встречались, и было поразительно, насколько четко они выполняют свои контрольные функции: они досконально знают, на что потрачена каждая иена из городского бюджета.

Вот и у нас хотелось бы знать, куда потрачен каждый рубль бюджетных средств. На общественных началах, на которых работают сегодня депутаты Городского Совета, часто этого не удается сделать.

— Как собираетесь выстраивать работу со средствами массовой информации?

— Сейчас мы стараемся сделать таким образом, чтобы у средств массовой информации, в том числе у новостийщиков, появилась потребность знать, чем мы в Горсовете занимаемся. Не просто в одностороннем порядке мы предлагаем: осветите то-то или то-то, а чтобы и у вас появлялся обоюдный интерес к нам.

Попытаемся мы достичь этого весьма простым и одновременно сложным инструментом: организовать работу Горсовета таким образом, чтобы он принимал такие решения, которые вызывали бы положительный общественный резонанс, становились бы для СМИ интересными информационными поводами.

Кроме того, каждый депутат каждые полгода должен будет дать публичный отчет, чем он занимался это время, чего достиг, что планирует делать дальше, как на округе, где он выбрался, так и в составе коллегиальных органов в Горсовете. Думаю, такая форма будет интересна не только избирателям, но и средствам массовой информации.

Беседовал Павел Емельянов.


Сейчас на главной