Версия для печати

Юрий Льноградский

Идти на концерт «МузЭнергоТура» нужно ровно потому, что такого шанса больше не будет никогда.
© ИА «Пресс-Лайн»

Через несколько дней в Красноярске, Ачинске, Железногорске, Енисейске и Канске пройдут концерты «МузЭнергоТура» — одного из самых необычных музыкальных фестивалей последнего времени, участники которого в этом году проедут на автобусе практически через всю Россию: от подмосковной Дубны до Владивостока. О том, что красноярцы смогут увидеть на концерте «МузЭнергоТура», чем третья инкарнация фестиваля отличается от первых двух и почему его обязательно следует посетить даже тем, кто успел увидеть выступление участников «МузЭнергоТура» на фестивале в Устуу-Хурээ, корреспондент «Пресс-Лайна» побеседовал с организатором и идеологом фестиваля Юрием Льноградским.

— Юрий, вы находитесь в пути более месяца, проехали через полстраны и наверняка уже можете сказать, чем «МузЭнергоТур» этого года отличается от двух предыдущих фестивалей, если такие отличия, конечно, есть?

— Поскольку это не новый фестиваль, а все тот же, все его отличия заключаются в нормальных рабочих моментах, которые никак не дают повода говорить о том, что «МузЭнергоТур» стал более правильным (или менее правильным). Общее содержание осталось тем же самым, но коллективы совершенно другие и никаких повторений не будет.

— Вы проводите в автобусе почти три месяца, ежедневно играя концерты и ночуя в не самых комфортных условиях. Что мотивирует музыкантов участвовать в таком откровенно физически тяжелом мероприятии?

— От начала до конца всю дорогу проезжают только трое или четверо музыкантов. Остальные все-таки приезжают-уезжают и в среднем проводят в туре около двух недель или чуть больше. Что касается мотивации, то она очевидна: «МузЭнергоТур» дает музыкантам возможность играть свою музыку без каких-либо стилистических и программных ограничений и в большом объеме. В Европе это сейчас просто физически невозможно, поскольку там все перенасыщено таким материалом и элементарно нет площадок, на которых можно играть по несколько недель подряд. Добавьте сюда еще радикально новую аудиторию, экзотику мест, в которые музыканты едут, красоты, географию, дистанцию и впечатления, которых у европейских музыкантов никогда не было и никогда больше не будет. Все это в совокупности дает такой результат, что все довольны, все хотят повторения и жалеют, что приходится уезжать.

— Состав музыкантов каждый год меняется, но я знаю, что несколько человек едут в тур уже не впервые. Это испанский гитарист Анхель Онтальва, его французский коллега Ален Блесин… Будет ли кто-то еще, кто уже знаком нашей публике?

— Анхель едет с нами во второй раз, Ален — в третий, есть швейцарский барабанщик Лионель Фридли, который едет в третий раз [к сожалению, пока этот материал готовился к публикации, Лионель Фридли сломал руку и вынужден был прервать свое участие в туре — прим. ИА «Пресс-Лайн»], есть техперсонал, который ездит уже третий год. Но вообще ограничение у нас только одно: мы стараемся одни и те же составы — именно составы — не показывать дважды на одной территории. Если человек во второй или третий раз выступает в каком-то городе, он будет играть с новым музыкантами и новую программу. А такого, чтобы мы два раза подряд привозили в один город тот же самый коллектив, у нас не бывает.

— В Красноярском крае «МузЭнергоТур» сделает целых семь остановок и даст восемь концертов — больше, чем в большинстве других регионов. Так вышло случайно или этому есть какая-то причина?

— Причин три: во-первых, Красноярский край большой, во-вторых, он сравнительно густонаселенный, а в-третьих, у нас довольно специфический маршрут, поскольку нам нужно зайти с запада, съездить на юг, чтобы попасть в Туву, а потом вернуться, чтобы через центр идти дальше на восток. Поэтому получается, что из четырех возможных направлений мы закрываем три и, соответственно, играем плотнее, чем если бы просто проехали навылет.

— Вы уже в третий раз привозите фестиваль в Красноярский край. Какие впечатления остались от предыдущих выступлений и красноярской публики? Местные чиновники от культуры периодически высказывают мнение, что Красноярск — не джазовый город. Можете ли вы на основе своего опыта выступлений здесь это мнение подтвердить или опровергнуть?

— Я бы не хотел делать выводов относительно города в целом на основании одного фестиваля, который к тому же сам по себе не джазовый.

Красноярск — большой город, в нем есть интеллигентная публика, которая явно уже поколениями воспитана на джазе и классике, и в этом плане город конечно отличается от районных центров и даже региональных столиц, которые меньше по размеру. Соответственно, прием публики отличается от того, что мы имеем, условно говоря, «в деревнях». Но отличается он не в том смысле, что в Красноярске хорошо, а где-нибудь в деревне Нижние Верхушки — плохо, а в том, что он особый. В деревне аудитория может встречать музыкантов более горячо, потому что мы впервые для нее открываем новые миры. В Красноярске может не быть такого энергетического выброса, но отличается качество восприятия: люди осознанно понимают, насколько классную штуку им привезли. Не насколько новую, а именно насколько классную.

В этом смысле то, что происходит в Красноярске, сравнимо с реакцией публики в филармониях крупных городов: Тулы, Челябинска, Томска… в Омске у нас недавно был просто потрясающий концерт. Конечно, приятно, когда на концерт приходит много людей, много образованных людей, поэтому мы всегда на Красноярск смотрим с большими ожиданиями.

— Вы сказали, что «МузЭнергоТур» — не джазовый фестиваль. А как тогда вы определили бы его жанр?

— Сложный вопрос. Его невозможно определить, мы над этим бьемся уже три года. У нас есть два основных принципа: во-первых, музыка должна быть импровизационной, предполагающей какое-то взаимодействие, но это может быть и джаз, и прог-рок, и фольклор, и авангард — что угодно. Во-вторых, музыка должна быть свободной и оригинальной в том смысле, что люди, которые ее создают, должны быть в состоянии творить здесь и сейчас и допускать различные творческие перестроения и комбинации просто потому, что сегодня ситуация не такая, как вчера. Чтобы, грубо говоря, не исполнялся каждый день просто набор джазовых стандартов, в которых есть идиоматическая джазовая импровизация «тема — соло — тема», а чтобы это было перестроение программы в целом, чтобы все это жило и трансформировалось.

— Так вышло, что июль в Красноярске оказался достаточно насыщен разными концертами. Есть ли какая-то причина, по которой любителям музыки следует выбрать именно «МузЭнергоТур»?

— Я считаю, что ходить надо вообще на все концерты, на которые хочется. Но наше главное отличие в том, что мы каждый раз показываем уникальную программу, которая нигде не будет повторяться по своему содержанию. Причем, она меняется не только от года к году, но даже от города к городу: то, что вы услышите в Канске и за день до этого в Енисейске, будет отличаться и по наполнению, и по программе, и по длительности. И поскольку это действительно серьезное высокое профессиональное искусство, которое еще и абсолютно уникально по форме подачи, идти на концерт «МузЭнергоТура» нужно ровно потому, что такого шанса больше не будет никогда. Если какая-нибудь условная звезда эстрады может приехать снова и еще раз спеть набор тех же песен, то мы уже не приедем и не споем.

Концерты «МузЭнергоТура» в Красноярском крае

Красноярск:
27 июля, 20.30 — ТРЦ «КомсоМОЛЛ» (проект «Музыка на крыше», участвуют Galeone 5 (Швейцария-Италия) и Анхель Онтальва (Испания) и Plastik Soldiers (Нидерланды))
29 июля, 19.00 — Концертный зал «Гранд-Холл Сибирь»

Ачинск:
26 июля, 19.00 — Городской дворец культуры

Железногорск:
27 июля, 19.00 — Дворец культуры

Енисейск:
28 июля, 19.00 — Городской дом культуры

Канск:
30 июля — Городской дом культуры



Сейчас на главной