Версия для печати

НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ОСТАНУТСЯ ЛУЧШИЕ?

Евгений ПьянковО том, что изменилось в туристическом бизнесе после 1 июня, когда вступил в силу новый закон о финансовых гарантиях туроператоров, нашему корреспонденту рассказал начальник отдела туризма при управлении внешних связей Совета администрации Красноярского края Евгений Пьянков.

КРАСНОЯРСКИЕ ТУРКОМПАНИИ

  • Евгений Александрович, в настоящее время заниматься официальной туроператорской деятельностью могут лишь компании, которые внесены в Единый реестр туроператоров России. Пока в этом качестве зарегистрировались 15 красноярских турфирм. Хотел бы уточнить, это туркомпании работающие на «въезд и выезд» в целом по краю?
  • Действительно с 1 июня 2007 года только обладающие финансовыми гарантиями и включенные в федеральный реестр компании могут работать на туроператорском рынке. На сегодня в этом реестре 18 красноярских компаний, 15 из них определили в качестве основных направлений «въезд и выезд», а три – внутреннее направление. Думаю, что в течение следующих двух недель их количество может увеличиться до 20-25 компаний.
  • Но ведь у нас, насколько мне известно, только Красноярске около 130 туристических компаний. Чем будут заниматься остальные?
  • Не совсем так. Из 130 компаний зарегистрированных в регионе, около 95 процентов работает в краевом центре, но есть туркомпании и в Минусинске, и в Шушенском, и в Норильске, и в других городах и населенных пунктах края.

Раньше, до вступления закона в силу, компании было не столь важно, кто она: туроператор или турагент. Цена вопроса определялась в 700 рублей. Турагентская лицензия стоила 300 рублей, а туроператорская – 1000. Поэтому частенько приобретались обе лицензии, тем более, что выдавались они на пять лет.

Но предоставляемые услуги этими туркомпаниями, не соответствовали предъявляемым требованиям. По сути, подавляющее большинство занималось агентской деятельностью. Сейчас так работать не получится. В первую очередь, в связи с большими финансовыми обязательствами. Надо определяться с будущей деятельностью конкретно – либо ты чей-то агент и продаешь чужой продукт, либо ты этот продукт производишь сам. Но и ответственность за это несешь по полной программе.

Ввиду серьезных финансовых условий (от 500 тысяч до пяти миллионов в первый год), компании должны решить, какой именно деятельностью они будут заниматься: сформировывать и реализовывать свой продукт или продавать чужой. Думаю, что число региональных туроператоров не превысит 25 компаний, а остальные в качестве турагентов, скорее всего, будут продавать чей-то продукт.

  • И насколько эффективен принятый закон о тургарантиях?
  • Он заменил закон о туристической деятельности 1996 года. Как вы понимаете, на сегодняшний день предыдущий закон устарел, жизненные реалии сильно изменились. И механизмы лицензирования не совсем верно отражали суть качества предоставляемых услуг туристам. Не говоря уже о том, как изменился туристический рынок.

С 1 января 2007 года туроператорские и турагентстские лицензии были упразднены, и рынку необходимы стали новые механизмы, позволяющие обеспечивать качество предоставляемых туристических услуг. Повышение ответственности туроператоров (в т.ч. финансовой) определенное в новом законе, по сути, является шагом к саморегулированию отрасли.

  • Это зачем?
  • За тем, чтобы как можно меньше было рычагов со стороны государства (по управлению, выдаче лицензий и проч.). Надо, чтобы туризм сам себя содержал. С одной стороны, уменьшается количество препятствий для выхода компаний на рынок, а с другой – повышается степень ее ответственности. Согласитесь, региональный рынок очень узкий. Все друг друга знают. И если какой-то турагент начнет заниматься туроператорской деятельностью без соответствующих документов (что является незаконным), то отрасль сама примет меры. Когда появляется новая компания, предлагающая недорогой продукт, к ней оперативно проявляют повышенное внимание по части опыта, репутации, ресурсов и возможностей предложения такого продукта.
  • То есть, можно применять все меры вплоть до закрытия компании?
  • «Роспотребнадзор» на сегодняшний день имеет все на то полномочия. Закон придется исполнять.

ТУРИСТОВ ЗАЩИТЯТ

  • Очень много говорят о том, что новый закон направлен на то, чтобы защитить туристов. Аргументируют тем, что теперь в случае неприятных ситуаций, связанных с отдыхом по турпутевке, судиться придется с одним «субъектом», а не бегать в поисках виновного.
  • Это тоже немаловажный момент. Покупатель турпутевки заранее будет знать, от кого он получает услугу и с каким туроператором работает. Подделка теперь практически исключена. Покупателю достаточно заглянуть в единый реестр на сайте Федерального агентства по туризму – www.russiatourism.ru, чтобы узнать, с кем он имеет дело.
  • То есть, мы потихоньку двигаемся в сторону более цивилизованного туризма?
  • Можно сказать и так. Существует статистика, по которой около 53 процентов общего туристического потока является неконтролируемым и неорганизованным – по всей стране. И с каждым годом эта цифра все увеличивается. А туристической отрасли более интересен турист контролируемый. Чем его привлечь? Нужны какие-то базовые туристические комплексы, базы отдыха, интересные объекты, туристические кадры. Поэтому новым законом вводятся обязательные требования по обязательному наличию подготовленных кадров (гида-переводчика, инструктора-проводника и других) для организации соответствующих маршрутов.

Я считаю, что в этот бизнес должны приходить профессионалы, и тогда рынок будет переходить в более цивилизованный. Будут создаваться предпосылки для того, чтобы клиент остался довольным.

  • Евгений Александрович, а как вы думаете, сегодня в краевом центре турфирм в избытке или все-таки не хватает?
  • Думаю, существующее количество компаний не изменится. Хотя туроператоров, может быть, станет меньше. И как следствие, вырастет количество турагентов. Вообще, для каждого конкретного города количество турфирм и должно быть разным. В Москве, например, одна насыщенность бизнеса, а в регионах – другая. Значит, и туристический поток разный. Поэтому, региональный туристический бизнес основан на других принципах и диверсификации услуг. Все прекрасно понимают, что туристические направления, имеющие большую доходность, позволяют компании перераспределять средства на другие перспективные проекты.

Сегодня многие компании начинают вкладывать денежные средства из доходных направлений в перспективные проекты, в том числе и на территории края.

ПЕРСПЕКТИВА – РАЗВИТИЕ ТУРПРОЕКТОВ

  • Что-то пока компании не спешат вкладывать средства в эти перспективные проекты.
  • И Москва не сразу строилась. Посмотрите на тот же горный Алтай. Там лет 10 назад, кроме курорта «Белокуриха», ничего не было. А сейчас построены десятки турбаз, разработаны сотни маршрутов. И на туриста смотрят не как на способ сиюминутного получения денег, а как на некий «долгосрочный проект».

Думаю, туристы согласятся со мной, что принятый закон повышает шансы не быть обманутым. А если уж случатся «накладки» во время отдыха – гарантирована компенсация.

Не забывайте, для нас турбизнес, по сути, бизнес очень молодой. Если не брать в расчет «монстров» вроде «Спутника», «Красноярсктуриста» и «Интуриста», которые существовали в бывшем Советском союзе, то современной отрасли всего лет 15. Но сегодня это динамично развивающаяся сфера бизнеса. Причем, «эластичная». Как только наступает экономическая стабильность, растут доходы населения, так и в турбизнесе наступает стабильность. Хотелось бы, чтобы для современного турбизнеса закон пошел на пользу, и уменьшилось бы количество недобросовестных компаний.

  • И в заключение нашей беседы, Евгений Александрович, что вы можете сказать о состоянии дел в краевом турибизнесе?
  • Сегодня уже прошел тот этап, когда «открыли границы», и народ ринулся «насыщаться» в западные страны. Сейчас хочется чего-то другого. Например, во всем мире растет интерес к экологическому туризму. И наш край должен воспользоваться этим в первую очередь. Другое дело, мы не должны зазывать туриста на «пустое место». Он обязательно должен приехать и получить качественную услугу. Сегодня администрация края предпринимает достаточные меры, чтобы через год-два в регионе появился современный туристический комплекс.

Например, уже проведен конкурс на изготовление маркетовых справок. Что это такое? Сегодня в крае три перспективных агломерации для туризма: юг, север и центр. Отрасли ориентированы по-разному – где-то больше развит экологический, а где-то исторический туризм. И у каждого из них свой потребитель, свои целевые потоки, свои перспективы. Исследования, которые будут проводить специалисты федерального уровня, позволят нам на 15-20 лет вперед спрогнозировать эти потоки, определить перспективные проекты. Не забывайте, что наши соседи – Хакасия, Алтай, Иркутская область – там через 15 лет будет насыщенная инфраструктура. А значит, на границах края могут появиться очень мощные туристические ресурсы. Наша задача лишь правильно их использовать. Уверен, что пройдет лет десять, и налоговые отчисления от туристической отрасли будут стоять отдельной строфой в бюджете края.

Беседовал Сергей ШЕРЕМЕТОВ

 

Справка:

Чтобы уточнить информацию о новом законе фингарантиях, пришлось обратиться в крупные местные туркомпании («Дюла», «Сибирь-тур», «Калинка-тур» и «Алеф»):

Представители красноярского турбизнеса заявили, что для них практически ничего не изменилось. Так как новый закон «неправильно прописан» и в нем не прослеживается «комплексный подход». Поэтому опять возникают «некие лазейки», и эффективно нововведения работать не будут. В законе не прописано, как и кто будут наказывать «провинившихся».

Попавшие в реестр туркомпании никаких преимуществ не имеют. В законодательстве ответственность туроператора прописана таким образом, что выполнить полностью её практически невозможно.

По мнению представителей турбизнеса закон должен быть комплексным, начиная с авиаперевозок и заканчивая взаимоотношениями туриста и фирмы. В новом законе, например, записано, что потребитель может отказаться от поездки по независящим от него причинам, но расшифровки «независящих причин» нет. То есть такой причиной может служить отказ консульства выдать туристу визу. А по международным правилам единственной прерогативой на въезд в страну является разрешение консульства.

Другой пример: приехал турист в Эмираты пьяный и курит – налицо нарушение законов страны. Туриста высылают. Формально, по приезду, он может потребовать возвращение денег от неиспользованной путевки назад. А в чем вина туроператора?

С одной стороны, идея правильная – те деньги, которые в качестве финобеспечения должен иметь туроператор, будут покрывать издержки форс-мажорных ситуаций: прилетели в Таиланд, а там гостиницы «смыло» цунами.

Но оказывается, эти средства для другого – турист недоволен, например, обслуживанием в гостинице и может у финансового гаранта (банка или страховой компании) потребовать деньги назад. НО! У этих контор существуют ведомственные правила и, по большому счету, для рядового туриста вытребовать свои потраченные средства за некачественную туруслугу практически нереально. А, значит, новый закон ничего не гарантирует туристу.

Поэтому, единственной гарантией на сегодня по-прежнему остается здравый смысл самого туриста и репутация компании, с которой он заключает договор.

В общем, будем следить за изменениями на туристическом рынке страны. Первые результаты появятся к началу 2008 года.



Сейчас на главной