Версия для печати

Фестиваль открылся! Ванесса Мэй в Красноярске

Вот и открылся III Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После 17-летнего(!!!) перерыва в нашем городе выступят более 300 музыкантов из 19 стран: молодых, признанных у себя на родине, и легендарных, известных во всем мире.

А началось все еще в четверг: в Доме художника открылась выставка «Universum Asia», в Доме кино — кинопрограмма, а в БКЗ состоялся концерт мастеров искусств Красноярского края, в котором приняли участие практически все наши известные коллективы (Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.Годенко и Красноярский академический симфонический оркестр; Свободный балет Валерия Терешкина и Муниципальный ансамбль им. Г.Петухова «Енисейские зори»). А солистам нашего театра оперы и балета аккомпанировал их же симфонический оркестр.

Ну а первый официальный концерт фестиваля состоялся в пятницу, причем, даже, раньше его официального открытия. В Малом концертном зале в исполнении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением дирижера Сиднейской оперы Тома Вудса, прозвучали отрывки из оперы «Никсон в Китае» Дж.Адамса, сюита из балета «Принц пагод» Бриттена, фрагменты из балета Глиэра «Красный мак».

На открытии выступил губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, который в своем приветствии выразил уверенность в том, что в эти дни Красноярск окунется в мир искусства, в котором нет границ, и люди разговаривают на одном языке. «Мне очень приятно, что среди артистов много молодежи. Молодежи строить наше будущее. Я хотел бы, чтобы они строили его вместе», — заявил губернатор. Потом подняли флаг фестиваля. И под фейерверк в небо взмыли сотни воздушных шариков. Ура! Фестиваль открыт!

В пятницу, кроме открытия, состоялось еще несколько интересных событий: в КИЦМе открылась выставка произведений десяти фотографов из Гонконга (Люн Чи Ву, Патрик Ли, Так Хин Кюн, Вонг Уо-Бик, Дастин Шум, Ки Вонг, Джон Фунг, Саймон Го и Саймон Вань), подготовленная «китайским Мэпплторпом» Алмондом Чу, под названием «Вперед, на Гонконг!». В ней все перечисленные выше авторы, стараются разными средствами показать весь огромный комплекс проблем большого мегаполиса, заработавшего репутацию умирающего города в результате политических игр и неразумного администрирования. Отобранные на выставку работы образуют мост между реализмом и экспрессионизмом и все их можно условно разделить на четыре категории: «Ностальгия», «Экзотика», «Шизофрения» и «Воображаемое».

Там же можно было посмотреть фотовыставку и другого мастера: швейцарский фотограф Пьер-Вильям Анри очень любит Сибирь и вот уже двадцатый год приезжает в Красноярск, привозя всевозможные выставки. Обычно они рассказывают про его родину, но на этот раз Анри привез «Китай в лицах». Это 50 цветных портретов китайцев разного возраста и профессий. Причем, все они из «глубинки». Видать, только там остались достойные типажи реальной КНР.

Театр оперы и балета тоже порадовал премьерой — оперой Н. Римского-Корсакова «Садко». За пультом стоял заслуженный артист России Анатолий Чепурной, а знаменитого новгородского купца спел Михаил Губский. Что интересно, индийского гостя пел тенор из КНДР О Кен Сик, а венецианского и варяжского гостей, гости из Монголии Амартувшин Энхбат и Алтанхуяг Баясгалан.

Органный зал принимал японскую гостью: Хироко Иноуэ подготовила программу специально для фестиваля. Она исполнила произведения И.С.Баха, Г.Бема, А.Вивальди, Л.Боэльмана. А, также, двух японских композиторов: Такаши Йошимацу — известного экспериментатора с жанрами — и слепого от рождения Митио Мияги, чья напевная и красивая музыка считается символом Японии.

Много народу собрал и Большой зал КГАМиТ: там «бубнили». Выступала созданная еще в 2006 году группа барабанщиков из той же Японии Sanshu Asuke Taiko. Что интересно, в ней есть как школьники, так и вполне себе пожилые «дяди». Барабанят в унисон они, конечно, здорово! Как только инструменты-то выдерживают!

А Малый зал КГАМиТ в это же время, принимал другую гостью из Страны Восходящего Солнца. Нанаэ Ешимура — уникальная исполнительница. Потому как играет на уникальном инструменте — 20-струнном кото. Это такая «штука», которая изготовляется из павловния (листопадное высокое дерево, растущее на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии). На него натягивают вдоль корпуса 17 или 20 струн и закрепляют специальными держателями. Если передвигать их вправо-влево, звук будет, то выше, то ниже. В общем, получаются весьма необычные звуковые эффекты. И если сам кото, по сути, большие гусли, то звук похож одновременно и на арфу, и на балалайку. Ну и немного на все остальные струнные инструменты. В программе двухактного концерта на 13-струнном и на 20-струнном кото прозвучали произведения японских композиторов. На виолончели японской исполнительнице аккомпанировал дипломант международных конкурсов наш Илья Николаев. Кстати, в заключение Нанаэ сыграла композицию современного японского автора Акиры Нашимуры, посвященной ей самой. Удастся послушать где-нибудь — не пожалеете!

Но все ждали, конечно же, Ванессу Мэй. Правда, перед ней пришедшие красноярцы услышали еще довольно много разнообразной музыки. Выступили артисты из Тувы, представившие свою этническую инструментальную музыку, которую исполняют на народных инструментах, а поют «горлом» на два голоса. Также были «Енисейские зори», хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ»… Ну а перед выступлением самой Мэй слово дали нашему новому мэру Эдхаму Акбулатову, который, конечно же, «…поблагодарил…. и высказал сердечные пожелания…». Народ, тем не менее, отнесся к этому благосклонно… даже чуть похлопали.

Людей, кстати, возле БКЗ собралось уйма. Помню, когда на день города «Смоки» приезжали, и то было, по-моему, меньше. Люди залезли даже на крышу прилегающего к площади дома по Мира, 3. Смотреть оттуда, конечно было классно, не то что стоя «спина к спине», но, боюсь, далековато. Высоко, все же! Ну, а кто не на крыше — тот внизу. Честно отстоял больше полутора часов, за которые знаменитая скрипачка со своим ансамблем исполнила штук 20 известных и не очень мелодий. Предпочтение отдавалось классике в скрипично-эстрадной обработке, но звучали и типичные протяжно-красивые китайские «напевы». Пришедшие услышали знаменитые Toccata & Fugue In D Minor Баха и Contradanza Вивальди.

Кстати, Мэй родилась в один день с величайшим скрипачом всех времен и народов Николо Паганини — 27 октября. Правда, почти на 200 лет позже… А еще, ей принадлежит рекорд из книги Гиннеса: она считается самым молодым музыкантом, который исполнил скрипичные концерты Чайковского и Бетховена — в возрасте 13 лет.

Не поленилась она специально для концерта выучить и пару традиционных («привет», «спасибо») фраз по-русски. Хотя, все же, если и говорила что, так на «правильном» английском: «Я очень рада, что мэр Красноярска пригласил меня выступать в этом прекрасном городе…; «Глядя на открытую музыкальную площадку, я очень обрадовалась, что сейчас лето, а не зима…». Но хорошо, что было «меньше слов — больше дела» (что, увы, бывает не всегда!) и все эти «побасенки» не мешали главному — божественному исполнению на скрипке. Начала с Solace, а еще играла Roxane’s Veil (оч-чень красивая вещь!), Tribal Gathering, Red Hot… Ну и, «Летнюю грозу» Вивальди. Она же — Storm! Конечно, а как же без нее! А, вот, Can, Can не сыграла и Sabre Dance тоже — наверное, «кабацкое» не разрешили. На «бис» же выдала оччччень оррригинальную обработку «Танца с саблями». Народ, как и я, сразу-то и не узнал… зато потом кричал и хлопал тааак…!!! Еще она представила всех музыкантов своей группы — на этом и закончили.

Свет погас, народ стал расходиться. До следующего фестиваля, до следующего Дня города… ЗАНАВЕС!

С. Бондов


Сейчас на главной