Некролог. Памяти Анатолия Филатова

Анатолий Филатов

Совсем недавно, меньше двух месяцев назад, Анатолия Филатова, бывшего директора «Норильского никеля», поздравляли с юбилеем. 80 лет Анатолий Васильевич — единственный за всю историю директор, родившийся с Норильским комбинатом в один год, — отметил накануне 80-летия «Норильского никеля». Юбиляра поздравляли, желая ему дожить до «стольника». И в этих пожеланиях не чувствовалось особых преувеличений. Анатолий Филатов производил сильное впечатление именно своей фактурой, мощью — здоровый плечистый русский мужик, высокий, стройный (в последние годы похудел, ему это шло) и энергичный. «Глыба» — первое слово, которое приходило на ум, когда его видели.

Глыба и человек-эпоха. Трудно уложить, что все это — лишь одна человеческая жизнь: поступил в институт при Сталине, приехал работать в Норильск при Хрущеве, при Брежневе стал директором завода, при Горбачеве — президентом первой в стране государственной металлургической корпорации… Уже в постсоветское время — сенатором Совета Федерации, академиком Российской инженерной академии, ветераном, почетным гражданином, заслуженным, признанным, каким угодно — но все эти звания не способны передать масштаб и личную энергию этого человека. Человека, который принадлежал к славному племени романтиков, ехавших строить на Север новые города и заводы. Который всегда помнил по именам людей, с кем когда-то выходил в одну смену. Даже на самых высоких постах он не забывал, с каких низов поднимался. Пацан из послевоенного голодного Ельца, добившийся всего исключительно благодаря своему упорству, уму и характеру. В Норильске заслуженные рабочие до сих пор говорят «я работал при Филатове» — и произносят это с гордостью.

Все, кто знал Филатова, конечно, могут этим гордиться. Такие люди рождаются редко. И помнить его будут долго. Коллеги и подчиненные будут помнить как руководителя, который никогда не боялся брать на себя ответственность за сложные решения — а других решений, если ты руководишь комбинатом на Крайнем Севере и отвечаешь за судьбы сотен тысяч людей, и не бывает. Люди «умственного труда» чтут Филатова за его инженерные достижения, изобретения, внедрения. Одна история с «плавкой в жидкой ванне» чего стоит. Профессор Ванюков не мог добиться практического применения этой технологии сорок лет, она «пошла в производство» во многом благодаря Филатову. Жители Норильска будут помнить его как человека, построившего в их городе современную больницу и первый в Заполярье православный храм. Акционеры «Норильского никеля» пусть не забывают, что идея превратить государственный концерн в открытое акционерное общество — это тоже Филатов.

Филатов не просто один из директоров Норильского комбината, не только важная часть корпоративной истории «Норильского никеля». Для тысяч людей, которые жили в Норильске в годы, когда он руководил комбинатом, он — символ времени. Вы могли никогда не встречаться с ним лично, но если жили в Норильске при Филатове, каждую секунду оставались в орбите его управленческой и созидательной деятельности. Понимали, что где-то есть человек, который, подобно каменному небу на плечах атланта, держит на себе все — производство, науку, социальную сферу, снабжение, экономику. И поэтому в Норильске в самые лихие 90-е жили немного стабильнее, немного лучше, чем в остальной стране. И там многие до сих пор помнят, кому этим обязаны. Филатов расстался с Севером 20 лет назад (но каждый год летал в Норильск поохотиться и всегда говорил, что летает туда «домой»), но остался героем местной мифологии — человеком, отвечавшим в Норильске за все. Директором. В глубоких недрах нашего народа время от времени, как извержение вулкана, рождаются уникальные, великие люди. Одним из них был Анатолий Васильевич Филатов, скончавшийся в минувшую субботу. Спасибо, Анатолий Васильевич, Вам за все.