Муниципалитеты раскритиковали законопроект об отмене выборов мэров крупных городов

В краевом парламенте обсудили законопроект о новой системе выборов мэров и горсоветов крупных городов. Участники заседания подвергли критике предложения федеральных парламентариев.

В Законодательном Собрании Красноярского края состоялось заседание секции по вопросам местного самоуправления Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Участники обсудили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенный в Госдуму на прошлой неделе и подразумевающий отмену прямых выборов и мэров крупных городов.

Как сообщает управление информации и общественных связей ЗС, участники мероприятия, прежде всего, представители крупных городов — Ачинска и Красноярска (хотя понятия, что такое «крупный город», закон не дает), высказали сомнения в том, что законопроект достигнет заявленных целей.

Глава Красноярска Эдхам Акбулатов подчеркнул в своем выступлении, что главную задачу — финансовое укрепление местного самоуправления — законопроект не затрагивает вообще. В то же время исполнение самого закона, будь он принят, по предварительной экспресс-оценке, потребует только из городского бюджета 390 миллионов рублей — на выборы, на содержание вновь созданных районных Советов. Численность служащих вырастет по городу на 118 человек, а еще потребуются затраты на помещения, связь, транспорт. Большую обеспокоенность мэр Красноярска высказал по поводу межбюджетных отношений, ведь каждый район в составе города должен будет формировать свой бюджет, устанавливать ставки местных налогов, условия для ведения малого бизнеса и т.д.

Председатель Красноярского городского Совета депутатов Валерий Ревкуц сообщил, что накануне состоялось совещание всех фракций горсовета, которые продемонстрировали полное единство в отношении нововведений — по мнению депутатов, закон не отвечает ни одному из положений президентского послания.

Начальник экспертно-правового отдела Ачинского городского Совета депутатов Сергей Моисеев считает, что создание внутригородских районов повлечет за собой значительные расходы на выборы районных Советов депутатов, на создание, обеспечение и функционирование этих органов. При этом расходы федеральный центр возлагает на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Немало сложностей вызовет разграничение полномочий, разделение единого городского хозяйства, имущественного комплекса на районные составляющие.Высказали свое мнение и норильчане. В своем письме они отметили, что предлагаемые изменения в организации местного самоуправления в крупных городах в отрыве от финансового обоснования рассматривать невозможно.

Законопроект критиковали и за то, что он не учитывает размеров территорий субъектов Федерации. Практически все выступавшие не согласились с единственной формой организации местного самоуправления: в такой разнообразной по территории, по составу, по проблемам стране, как наша, должно существовать несколько моделей МСУ. Эксперт по вопросам местного самоуправления Нина Коврова рассказала, что Эвенкийский район уже использовал подобную модель, но вынужден был от нее отказаться, поскольку главы поселений зачастую не могли из-за погодных условий неделями вернуться в свои населенные пункты с сессий райсовета, все это время на местах существовало «безвластие», да и стоимость авиаперелетов немаленькая. Многие представители территорий высказались резко против отмены прямых выборов депутатов и глав в муниципальных районах. По их мнению, органы местного самоуправления должны быть подотчетны населению.

В ходе заседания прозвучали мнения о том, что данный законопроект является «отпиской Госдумы от послания Президента». Некоторые участники мероприятия выразили желание встретиться с одним из авторов законопроекта — депутатом Государственной Думы от Красноярского края Петром Пимашковым, чтобы услышать его аргументацию.

Итог дискуссии подвел заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. Он полагает, что реформы в местном самоуправлении давно назрели, и выполнять послание Президента необходимо. Но при этом также необходимо, чтобы федеральный центр слышал своих коллег из регионов. Алексей Клешко напомнил, что знаменитый Федеральный закон № 131 об основах местного самоуправления, прежде чем был принят, прошел стадию двухгодичной подготовки в рабочей группе, возглавляемой Дмитрием Козаком. Красноярский край, как и другие субъекты Федерации, направил тогда несколько десятков поправок, которые, увы, не были учтены. Однако за более чем десять лет существования закона в него было внесено 118 поправок, и подавляющее большинство краевых инициатив спустя какое-то время было учтено. Важно, чтобы сейчас Государственная Дума услышала своих коллег, спешка в таком важном вопросе не нужна. «Мне кажется, что сегодня местное самоуправление, в первую очередь, ждет укрепления финансовых основ», — подчеркнул он.

Участники заседания приняли решение в течение недели направить список своих предложений, чтобы к 4 апреля, когда в Государственной Думе пройдут слушания по этому законопроекту, мнение красноярцев было консолидировано и передано в Москву.