Версия для печати

Затраты на очистку Енисея от нефтяного пятна сравнили с тратами на сочинскую Олимпиаду

Наиболее действенным способом очистки Енисея от постоянно появляющегося нефтяного пятна специалисты назвали перенос нефтебазы «Красноярскнефтепродукта» с прибрежной зоны и полную замену грунта под ней. Правда его же назвали и самым затратным, сравнив стоимость с вложениями в сочинскую Олимпиаду 2014 года.

Проблемы загрязнения Енисея обсуждались в среду, 5 июня, на круглом столе с участием надзорных органов, экологов и представителей власти. Главной темой встречи стало нефтяное пятно, которое регулярно появляется на реке в районе Октябрьского моста у нефтебазы «Красноярскнефтепродукта» (КНП), а также у здания Красноярского речного порта. Последний раз жители Красноярска жаловались на пятно в апреле этого года.

Руководитель Красноярской природоохранной прокуратуры Александр Вигель признал, что в этом районе «действительно очень часто возникали нефтяные проявления». Ведомство Вигеля вместе с Росприроднадзором неоднократно проводило проверки, по результатам которых выяснилось, что под нефтебазой за годы образовалась так называемая нефтяная линза — искусственное подземное скопление нефти на уровне грунтовых вод. Какие-то действия КНП принимать не торопился, так что природоохранной прокуратуре пришлось подать в суд, который обязал нефтяников разработать и выполнить проект по очистке, а также провести рекультивацию земель. На сегодня, по словам руководителя прокуратуры, нефть от КНП в Енисей не попадает.

Еще один загрязнитель реки в этом районе — Красноярский речной порт, где, как отметил Вигель, «зафиксирован не одноразовый, а на протяжении длительного времени выход нефтепродукта». Здесь прокуратура также инициировала проверку, по результатам которой в октябре прошлого года суд обязал «Речпорт» разработать «мероприятия по ликвидации очагов загрязнения акватории реки Енисей». Выполнено ли уже предписание суда, Александр Вигель не уточнил, зато добавил, что проверки продолжаются.

«В мае этого года по тем фактам, которые были установлены, по загрязнению и обнаружению нефтяной пленки на Енисее организована доследственная проверка. В ближайшее время следствие дает правовую оценку бездействию или действию должностных лиц, причастных или виновных в загрязнении Енисея. Решение еще не принято, но в ближайшее время, полагаю, будет решен вопрос об его уголовной оценке», — сообщил он.

По словам руководителя красноярского Росприроднадзора Бориса Медведева, полностью ликвидировать появление нефтяной пленки на Енисее можно только одним способом — «убрать это все». «Убрать Красноярский речной порт, красноярскую нефтебазу, вынуть весь загрязненный грунт глубиной метров 30-50, выложить его на полигон, завезти иной грунт», — сказал он, добавив, что «расходы на эти мероприятия будут больше, чем расходы на Олимпиаду в Сочи».

Медведев в то же время признал, что существуют и научные методы решения проблемы, и в 1990-х КНП уже «привлекал науку» к решению проблемы. «Но исследования эти были локальными, только по этому объекту. Глобальные исследования, может, покажут какие-то другие выводы, что это не так затратно», — предположил он.

О том, что «к науке» прибегал и «Речпорт» сообщил собравшимся директор Красноярского речного порта Андрей Вахрушев. По его словам, еще в 1992 году было проведено исследование, во время которого обнаружилось «что-то вроде линзы или сильно загрязненной почвы» объемом 140 тысяч кубических метров. «Если проводить рекультивацию, то грубо говоря, порт нужно закрыть полностью, но как тогда проводить, например, северный завоз?» — спросил он, отметив, что от проблемы «Речпорт» «не отмахивается» и на экологические мероприятия в 2012 году потратил около трех миллионов рублей.

Зато о готовности переноса своей нефтебазы с берега Енисея заявил член совета директоров «Красноярскнефтепродукта» Владислав Гершкович. По его словам, менеджмент компании «вплотную обсуждает момент переноса нефтебазы», правда о том, куда, пока неясно — этот вопрос обсуждается с главами районов. Гершкович при этом пожаловался на отсутствие стратегического плана у компании, 70% которой принадлежат государству. Без указаний сверху члены совета директоров каких-то действий принимать не будут — в крайнем случае по предписаниям суда, посетовал он.

«На сегодня все члены совета директоров находятся в состоянии отсутствия стратегического плана действий и развития не только по экологии, но и по финансовым и экономическим вопросам вообще», — признался Владислав Гершкович.

Притом, что экономический потенциал для решения экологических проблем у КНП есть. «На природоохранную деятельность планируем в 2013 году потратить 1,6 млн рублей, плюс на какую-то для меня непонятную финансовую помощь — 60 млн рублей. То есть КНП может привлечь группу ученых, которые, возможно, смогут дать наиболее эффективные и по стоимости, и по результатам пути решения», — заключил Гершкович.

Фото: Википедия


Сейчас на главной