Версия для печати

Экологически значимые решения в районах края принимаются без участия общественности

В Красноярском крае степень общественного участия в принятии экологически значимых решений напрямую связана с географической удаленностью от краевого центра: если в самом Красноярске публичные слушания стали практически нормой, то в районах края реализация даже самых крупных инвестиционных проектов происходит без общественного обсуждения. Такой вывод можно было сделать из выступлений участников эколого-юридического форума под названием «Общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранного законодательства: проблемы и перспективы», который состоялся 18 декабря в Красноярской государственной универсальной научной библиотеке.

Как заявил во вступительном слове координатор Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Виктор Долженко, в первый и последний раз эколого-юридический форум проходил в Красноярске в далеком 2008 году, и необходимость проведения подобного мероприятия давно назрела и перезрела. Организатор форума, координатор красноярской общественной организации «Экологическая Ассоциация» Анастасия Заступенко выразила надежду, что такие собрания превратятся в регулярно действующую площадку для обсуждения проблем и перспектив общественного участия в принятии решений и экологическом контроле.

То, что проблем с участием общественности в процессе принятия экологически значимых решений хоть отбавляй, ярко продемонстрировало уже первое выступление на форуме. Руководитель красноярского общественного объединения «Плотина.Нет!» и российский координатор международной коалиции «Реки без границ» Александр Колотов в своем докладе «Богучанская ГЭС и общественное участие: итоги реализации проекта без ОВОС» убедительно показал, что в последние тридцать пять лет — как при советской власти, так и при современном государственном устройстве — жители Нижнего Приангарья фактически были исключены из процесса принятия решений, касающихся дальнейшей судьбы их поселений, попавших в зону воздействия планируемой Богучанской ГЭС.

Так, например, в ходе исследования, проведенного общественным объединением «Плотина.Нет!», выяснилось, что через 18 общественных приемных, открытых в 2007 году в городских и сельских поселениях Красноярского края и Иркутской области по вопросам реализации проекта Богучанской ГЭС, поступило свыше 200 замечаний и предложений от местных жителей. Однако эти обращения так и остались без ответа со стороны инициаторов достройки БоГЭС и не были учтены в окончательных материалах проекта. «Согласно действующему российскому законодательству, общественность, как минимум, должна была получить информацию о характере и масштабах воздействиях Богучанской ГЭС на окружающую среду, альтернативах реализации проекта, об экологических и социальных последствиях строительства, о мерах минимизации воздействия на природу. Получило ли общество такую информацию? Ответ очевиден и однозначен: нет, нет и еще раз нет!», — подытожил Александр Колотов свое выступление.

Тему исключения общественности из процесса принятия экологически значимых решений продолжил председатель красноярского экологической организации «Плотина» Алексей Колпаков с докладом «Участие гражданского общества в принятии решений по инвестиционному проекту развития Нижнего Приангарья». По его словам, многолетний и многомиллиардный проект промышленного освоения огромной территории в Красноярском крае с самого начала не предполагал учет мнения общественности, в том числе — местных жителей: «Осенью этого года красноярский губернатор наконец-то встретился лицом к лицу с жителями осваиваемых районов и выслушал множество жалоб и претензий к реализации проекта развития Нижнего Приангарья. Удивляет одно: почему же к местным жителям начали прислушиваться только под занавес, а не с самого начала крупномасштабных строек?» По мнению красноярского эколога, и следующий этап промышленного освоения территории Нижнего Приангарья — создание так называемого Ангаро-Енисейского кластера — также рискует стать очередным мегапроектом, заведомо исключающим участие местных жителей в своем обсуждении: по крайней мере, депутаты Законодательного собрания Красноярского края уже проголосовали за принципиальное одобрение проекта без проведения каких-либо общественных консультаций.

Совершенно другая картина с участием общественности сложилась в краевом центре. Красноярский природоохранный прокурор Александр Вигель рассказал собравшимся об успешной работе и конкретных результатах деятельности специального общественного экспертного совета при природоохранной прокуратуре Красноярского края. Представитель Енисейского бассейнового водного управления Елена Луничкина поделилась своими впечатлениями о работе бассейновых советов, в состав которых входят представители и общественных природоохранных организаций, и организаций, представляющих интересы коренных малочисленных народов. В свою очередь, руководитель челябинского фонда «За природу» Андрей Талевлин познакомил собравшихся с теми правовыми механизмами защиты общественно-экологических значимых решений, которые еще не в полной мере используются общественными организациями для отстаивания своих интересов.

Целый ряд выступлений на форуме был посвящен сложившейся в Красноярске практике проведения публичных слушаний по градостроительных вопросам. Руководитель управления по охране окружающей среды городской администрации Наталья Морозова подробно изложила и прокомментировала те требования, которые на сегодняшний момент предъявляются к реализации механизма общественного экологического контроля — в том числе и в формате общественного обсуждения. Заместитель руководителя администрации Октябрьского района Дарья Гавро рассказала о конкретных примерах участия общественности района в принятии решений с экологической составляющей. Представитель администрации Советского района Альбина Атаева поделилась практикой привлечения общественности к работе по предотвращению захламлению территории.

В дискуссиях после каждого представленного доклада обычно рождались конкретные рекомендации, которые участники красноярского эколого-юридического форума договорились согласовать между собой и в ближайшее время представить вниманию законодательной и исполнительной власти города и края.



Сейчас на главной