Стоят ли красноярские писатели места в школьной программе?

Президент России Владимир Путин 5 ноября на встрече с вдовой Александра Солженицына сообщил, что обсудит с минобрнауки вопрос увеличения количества часов литературы в школе. Наталья Солженицына в разговоре с президентом заявила, что сокращение часов литературы в школе ставит под удар единство страны. Напомним, что по действующим федеральным государственным образовательным стандартам в российских школах исключены три из пяти часов литературы в неделю, а регионально-национальный стандарт в новой редакции закона «Об образовании в РФ» не предусмотрен вовсе. Корреспонденты ИА «Пресс-Лайн» задают красноярцам вопрос, какие книги авторов Красноярья должны быть включены в список обязательных для изучения в рамках школьного курса литературы?

Александр Астраханцев, прозаик, член Союза писателей XXI века, член Союза российских писателей:
— Я бы включил в список книг для обязательного чтения школьников произведения Виктора Астафьева «Последний поклон» и «Затеси», книгу повестей эвенкийского писателя Алитета Немтушкина «Мне снятся небесные олени», в этих повестях Немтушкин описал свое детство во время войны. Считаю, что очень подойдут для школьников ранняя книга Эдуарда Русакова «Конец сезона» и также ранняя фантастическая книга Олега Корабельникова «Башня птиц». У Елены Тимченко есть превосходная книга о Красноярске, Енисее, севере — «Мерзлотка и ее друзья». Эта книга идеально впишется в литературный курс для младших классов. В школьную литературу я бы включил и свою последнюю книгу «Портреты. Красноярск. XX век» — это очерки об известных людях Красноярска. В 2009 году вышел краеведческий сборник интереснейших авторов «Путешествие по Красноярскому краю» — на мой взгляд он весьма полезен для изучения. Из поэзии я советовал бы лирику разных лет Романа Солнцева и Анатолия Третьякова, лирический сборник красноярского поэта Петра Коваленко «Паруса любви». Очень рекомендовал бы военную лирику Коваленко, а также жизнеутверждающие стихи Александра Щербакова о любви к природе, к сибирякам. Сборник Эльдара Ахадова «Рожденная светом» также будет чрезвычайно интересен детям школьного возраста. Все это высокохудожественные книги, которые к тому же близки теме молодости.

Марина Саввиных, поэтесса, главный редактор литературного журнала «День и ночь»:
— Замечательный красноярский прозаик Александр Астраханцев недавно издал книгу «Портреты» о наших выдающихся соотечественниках второй половины XX века. Кроме того, что биография этих людей сама по себе интересна, еще и очерки о них написаны в прекрасной художественной форме, совершенно великолепным языком. Я рекомендую эту книгу для обучения детей как по предмету «художественная литература», так и по истории родного Красноярья. Произведения Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» хорошо подойдут для старших классов. Хотя бы один из исторических романов Анатолия Ивановича Чмыхало можно также включить в школьную программу. Особенно сейчас будет актуален его роман «Половодье», поднимающий проблему социального протеста, гражданской войны. Для школьной программы средних классов можно будет сделать подборку из лучших стихов Николая Николаевича Еремина, я уже не говорю о дивной плеяде красноярских поэтов таких как Зорий Яхнин, Роман Солнцев, Аида Федорова — их стихи будут любопытны и совсем маленьким школьникам, и подросткам, и старшеклассникам.

Ольга Карлова, ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева:
— В школьную литературную программу нужно добавить произведения о войне и деревенскую прозу Виктора Петровича Астафьева. Он писал о крае, о людях, заставляя видеть в самых простых и обыденных вещах то, чего мы порой не замечаем. Анатолий Иванович Чмыхало представляет в отечественной литературе такой сложный и многоплановый жанр как историческая проза. Его романы — проникновение в толщу исторической правды о Сибири. Не менее интересны школьникам будут поэтические опыты писателя, к которым он обратился вновь совсем недавно. Краткие, афористичные четверостишья, соединяют в себе житейскую мудрость и мощный заряд витальности. Эдуард Русаков в своих произведениях показывает настоящую жизнь: смесь горечи, нежности, беспощадности и любви. Это очень богатая, насыщенная глубокими смыслами проза, которая, на мой взгляд, будет интересна современным школьникам. Марина Олеговна Саввиных — тонкий, уникальный поэт с широким тематическим и смысловым диапазоном. Ее поэзия тоже очень органично вольется в школьный курс.

Татьяна Савельева, директор Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края:
— Однозначно нужно включить в школьную программу «Затеси» Астафьева, «Хребты Саянские» и «Философский камень» Сергея Сартакова. На мой взгляд, очень печально, что современная молодежь очень мало знает о его патриотических произведениях. Надо включать поэзию Марины Саввиных и Романа Харисовича Солнцева. Школьный курс нужно пополнить также абсолютно шикарными книгами о севере и северной природе Михаила Тарковского, например, его очень достойными произведениями «Замороженное время» и «Тойота-креста». Но о чем тут вообще можно говорить, если даже Бунина и Чехова сейчас убирают из школьной программы.

Нина Жилинская, руководитель главного управления образования г. Красноярска:
— Одной из мощных фигур в литературном процессе Сибири является советский и российский писатель Виктор Петрович Астафьев — знаток русской души, уникальной сибирской природы, человек, не понаслышке знающий о войне. Его книги достойны продолжить список литературных произведений, определенных школьной программой. «Пастух и пастушка» — единственно подлинная правда о войне, «Царь-рыба» — единоборство человека с природой, «Ода русскому огороду» — гимн «малой родине», «Конь с розовой гривой» — поучительный жизненный урок. В рамках внеклассного чтения не стоит обходить стороной и творческую сторону жизни Марии Семеновны Астафьевой-Корякиной, верной жены, главного помощника Виктора Петровича Астафьева. Ее повесть «Липа вековая» отражает нелегкую женскую долю в мирное и военное время.
Путеводителем по Красноярскому краю можно по праву считать стихи поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского. Символом его творчества стал могучий Енисей.
                …Я к Енисею прихожу, как к другу,
                Мне трудно жить без голубой реки…

Читая и изучая такую художественную литературу, каждый школьник может почувствовать себя не только путешественником во времени, но и участником исторических событий.

Владимир Василенко, журналист, педагог:
— Из поэтической лирики Красноярья, на мой взгляд, для школы подойдут избранные стихи Игнатия Рождественского, Романа Солнцева, Зория Яхнина, Аиды Федоровой, Лиры Абдулиной, Анатолия Третьякова, Вячеслава Назарова, Николая Рябеченкова. Из прозаических произведений: рассказы о природе Николая Устиновича, избранное Николая Мамина, «Деньги для Марии» и «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, любая книга Михаила Успенского. Это все — настоящая, серьезная литература. Из небеллетристических — уж извините за нескромность, свою собственную — «Культура повседневности» Владимира Василенко. Именно в школе и именно сейчас ей и место.

Виталий Дворянкин, коммерческий директор книготорговой фирмы «Бирюза» (сеть магазинов «Бестселлер», «Книголюб»):
— В первую очередь, конечно же, Астафьев Виктор Петрович. Это хороший литературный язык, это душа и высокая нравственность, это любовь к родине, матери, семье. Это то, что постепенно исчезает из нашей жизни, — умение сопереживать чужому горю. Я люблю «Зрячий посох», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Ода русскому огороду».

Включил бы в список Олега Коробейникова — красноярского фантаста. Мне нравится и его язык, и то, что это интеллектуальная литература. Это «Прикосновение крыльев» или «Несбывшееся, ты прекрасно».

Я бы взял Астраханцева, его сборник «Портреты. Красноярск. XX век». Это эпоха перестройки, это наша красноярская оттепель. Это лицо, настроения, поступки красноярской интеллигенции середины 80-х-90-х годов.

Авторы и книги, упомянутые в материале (в алфавитном порядке):

• Лира Абдулина
• Александр Астраханцев «Портреты. Красноярск. XX век»
• Виктор Астафьев «Последний поклон», «Затеси», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Ода русскому огороду», «Зрячий посох»
• Мария Астафьева-Корякина «Липа вековая»
• Эльдар Ахадов «Рожденная светом»
• Владимир Василенко «Культура повседневности»
• Николай Еремин
• Петр Коваленко «Паруса любви»
• Олег Корабельников «Башня птиц», Прикосновение крыльев», «Несбывшееся, ты прекрасно»
• Николай Мамин
• Вячеслав Назаров
• Алитет Немтушкин «Мне снятся небесные олени»
• Сборник «Путешествие по Красноярскому краю»
• Валентин Распутин «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»
• Игнатий Рождественский
• Эдуард Русаков «Конец сезона»
• Николай Рябеченков
• Марина Саввиных
• Сергей Сартаков «Хребты Саянские», «Философский камень»
• Роман Солнцев
• Михаил Тарковский «Замороженное время», «Тойота-креста»
• Елена Тимченко «Мерзлотка и ее друзья»
• Анатолий Третьяков
• Михаил Успенский
• Николай Устинович
• Аида Федорова
• Анатолий Чмыхало «Половодье»
• Александр Щербаков
• Зорий Яхнин