Краевые депутаты видят ряд проблем в законе о выборах губернатора

В ходе обсуждения регионального закона о выборах губернатора, принятого во втором чтении 20 июня, самую оживленную дискуссию вызвали два момента: необходимость поддержки 5% (более 300 подписей) депутатов представительных органов муниципальных образований края и отсутствие института самовыдвижения кандидатов. Несмотря на полемику, депутаты решили принять закон в подготовленной редакции, а к вопросу об институте самовыдвижения вернуться за круглым столом в сентябре 2012 года в рамках обсуждения краевого выборного законодательства в целом, и только по итогам резолюции круглого стола приступить к работе над поправками.

Корреспонденты ИА «Пресс-Лайн» обратились к ряду депутатов с просьбой ответить на два вопроса:
— Какова вероятность того, что вновь зарегистрированные партии смогут выдвигать своего кандидата на пост губернатора?
— Так ли необходим этот пятипроцентный барьер, и в какой форме он имеет право на существование?

oleg_pashenko100.jpgОлег Пащенко, «Справедливая Россия»

«Для непарламентских партий это исключено. Все же продумано. Существуют личности надпартийные, независимые, яркие. Они не могут работать в стаде, а придут в партию, которая ближе по духу. Для них реально было бы собрать подписи ста муниципалов, не трехсот. А единорос соберет и тысячу. Игра в выборы, а не выборы.

Но этот пятипроцентный барьер выступает и как защита от дураков, бандитов, проходимцев, которые не смогут предоставить список, что депутаты с ним знакомы и ручаются за него. Рекомендательных писем они не получат. И мы еще сделали лояльно — пять процентов, а в других регионах и по семь, и по десять. А вообще каждый человек имеет право на самовыдвижение, мы пока приняли этот закон, но до осени еще поработаем, разберемся, и, скорее всего, самовыдвиженцам тоже можно будет баллотироваться, потому что вся эта ситуация с регистрацией партий всего лишь попытка усилить «Единую Россию» и ослабить оппозицию. Задумка, конечно, тупая и все это понимают. Порог явки нужно сделать минимум 25%, графу «против всех» нужно оставлять, разрешать партиям блокироваться, а не выдумывать никаких подписей. Это были бы честные выборы».

pavel_semizorov100.jpgПавел Семизоров, «Либерально-демократическая партия России»

«Конечно, не смогут. При той системе, которая есть сейчас, тяжело придется даже основным партиям. У ЛДПР есть представительства и в городских, и в районных советах, но даже нам подписи трехсот муниципальных депутатов собрать будет сложно. Во всем Красноярском крае у ЛДПР всего лишь сто депутатов разных уровней, и где-то нам еще надо будет брать двести. Но этот закон пришел к нам из Москвы практически на утверждение, поэтому его принятие скорее вынужденная мера.

«Справедливая Россия» предложила в краевой закон о выборах губернатора внести поправку о самовыдвиженцах, и мы ее поддерживаем, потому что права самовыдвиженцев ущемлены. Будем рассматривать этот вопрос на первой же после каникул сессии и готовить поправку».

marina_dobrovolskaya100.jpgМарина Добровольская, самовыдвиженец

«Конечно, шанс есть. Потому что, во-первых, новые партии уходят от самой большой проблемы, с которой сталкиваются все кандидаты — сбор подписей. Исходя из собственного опыта, я скажу, что все основные кандидаты отпочковываются именно на уровне сбора подписей. Меня скорее страшит то, что «Партия любителей пива», в которой зарегистрированы три калеки, спокойно могут уйти от необходимости сбора подписей и выдвинуть кандидата. А между тем именно сбор подписей определяет степень доверия к кандидату, дает возможность познакомиться с ним. Это неправильно. Я категорически не согласна. Считаю, что не представленные в парламенте партии должны собирать подписи ровно как и самовыдвиженцы.

На уровне поддержки могут возникнуть проблемы, хотя у нас несколько тысяч беспартийных депутатов, среди которых можно найти сторонников. Я думаю, будут действовать с помощью вознаграждений. В муниципалитетах, допустим, в сельсоветах, есть люди абсолютно не ангажированные, и если попытаться, можно будет наскрести эти голоса. Гораздо сложнее будет с главами администраций муниципальных образований. Но, я считаю, что сбор этой поддержки только усилит коррупционную составляющую на уровнях краевой власти.

В целом это закон, который изобрел абсолютно новые препоны, при которых пройдет тот, кто должен пройти, а не тот, кто этого заслуживает. Это игра в демократию».

valeriy_sergienko100.jpgВалерий Сергиенко, «Коммунистическая партия Российской Федерации»

«Авторы суверенной российской демократии считают, что смогут. Я считаю, что никогда. И не только вновь созданные, но и все ныне существующие кроме «Единой России». Это ограничение не нужно абсолютно и никакого отношения к принципу свободных выборов, к принципу пассивного избирательного права оно не имеет. По Конституции любой гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, имеет право быть избранным на любой пост. Этот один из основных постулатов избирательного права, так называемое пассивное право, граждане России в связи с этим законом потеряли. Для того и принимался этот закон, чтобы по форме объявить о выборности, а по факту оставить то же самое назначение. Будет один кандидат от партии власти и один технический. С какой-нибудь из вновь созданных партий договорятся, дадут команду своим муниципальным депутатам дать 5% подписей, и будет спектакль под названием «выборы».

КПРФ продолжит борьбу против этого закона, как мы боролись все эти годы против назначения губернаторов, и на каком-то этапе все эти ограничения будут вычищены из избирательного законодательства, но как писал Некрасов, «жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе»».

alexey_kleshko100.jpgАлексей Клешко, «Единая Россия»

«Шансы выдвинуть своего кандидата у новых партий есть. Шансы победить такому кандидату — не уверен. Очевидно, что сильные кандидаты будут стремиться от сильных же партий и выдвинуться. Мы, кстати, когда обсуждали эту цифру — 300 депутатов, наши коллеги в Законодательном собрании из одной партии подсчитали, что у них в крае нет столько депутатов на всех уровнях, и значит у них, по их мнению, нет шансов. Я был вынужден напоминать коллегам, что у нас партийных только около половины всех депутатов, что у нас большое число одномандатников, что у нас большое число территорий, где вообще не предусмотрены партийные выборы, и так далее. Поэтому с людьми нужно просто работать: убеждать, объяснять, кто твой кандидат, хороший ли он.

Также нужно понимать, что партийное выдвижение не сводит на нет личность. Вот конкретно по Красноярску: результаты выборов в Госдуму, выборов мэра, где почти все партии были представлены. То есть все равно, когда избирается конкретное лицо, мэр или губернатор, влияние личности очень велико. И оценка личности по всем нашим опросам социологическим показывает, что граждане очень сильно ориентированы на личные качества такого человека. Для них значима партийная принадлежность, поддержка, партийная окраска, но она не играет главенствующую роль. Очень немногие проголосовали за того или иного кандидата только потому, что он ставленник какой-то конкретной партии».

«Чем хорош муниципальный фильтр, но о чем сегодня мало говорят? Фактически он означает, что кандидат в губернаторы должен на старте своей кампании заручиться поддержкой муниципального сообщества. То есть людей, которые уже получили поддержку своих избирателей и несут ответственность за организацию жизни в муниципальном сообществе. А это, согласитесь, совсем другой уровень отношений, другой уровень разговора, другой уровень требовательности к кандидату на пост главы края. Я, скрепя сердце, соглашаюсь со словом «фильтр». Должен состояться обязывающий к чему-то диалог, в котором очень хорошо видна компетенция человека. Кроме того, по моему мнению, каком-то смысле фильтр — это укрепление влиятельности местной власти».

Фото: sobranie.info