Президиум ВС РФ возобновил дело в отношении красноярского депутата Анатолия Быкова

Президиум Верховного суда (ВС) РФ 22 сентября 2010 года удовлетворил представление главы ВС РФ Вячеслава Лебедева о возобновлении производства по делу в отношении Анатолия Быкова ввиду новых обстоятельств.

Таким обстоятельством стало решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по жалобе Быкова, сообщает Российское агентство правовой и судебной информации.

Президиум, отменив около 1,5 десятка решений московских судов, касающихся ареста бывшего главы Красноярского алюминиевого завода (осужденного за организацию покушения на убийство предпринимателя Вилора Струганова («Паша Светомузыка») счел возможным возобновить производство и отменить арест обвиняемого.

Напомним, что ЕСПЧ в марте 2009 года удовлетворил иск красноярского депутата, который обвинял РФ в незаконном использовании в судебном процессе против него данных. Согласно решению Страсбургского суда, российские власти должны были выплатить Быкову 1 тыс. евро за моральный ущерб и 25 тыс. евро возмещения судебных издержек.

Согласно материалам дела, судебное производство в отношении Анатолия Быкова было возбуждено в 2000 году, обвиняемого задержали в октябре, и до июня 2002 года он находился под следствием. Мещанский районный суд Москвы признал его виновным в организации покушения на убийство, а также в незаконном приобретении и владении оружием, приговорив к 6,5 года условно.

Быков находился за решеткой, где провел под стражей до и во время судебного разбирательства 1,8 года. Суд также обязал Быкова возместить судебные издержки за доставку свидетелей в размере 108 тыс. рублей.

В июне 2004 года ВС РФ по его просьбе принял решение о пересмотре дела.

Формулировка обвинительного заключения была изменена: он был признан виновным в подстрекательстве к совершению преступления, однако наказание осталось прежним.

В 2005 году суд Октябрьского района Красноярска снял с Анатолия Быкова условный срок и погасил судимость, поскольку он отбыл половину срока без нарушений, а также вел широкую благотворительную деятельность.
Большая палата Страсбургского суда, изучив обстоятельства дела, постановила, что российские власти нарушили ряд статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению судей, российские органы правосудия необоснованно продлевали предварительное заключение обвиняемого, нарушив третий пункт ст. 5 (право на свободу и личную безопасность, законное содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении правонарушения) и нарушили статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни).

Постановление Большой палаты Страсбургского суда является окончательным.