Версия для печати

В Сибирском заполярье сделали уникальное открытие в области судостроения

При раскопках было обнаружено, что почти все постройки в Мангазее строились из разобранных судов — кочей. В основании домов лежат распиленные кили судов, стены сделаны из бортов кочей, в дело шли и мачты, и реи. Исследователи провели реконструкцию. В результате она поменяла традиционные представления об отечественном допетровском судостроении. Русские промышленники обладали отточенной традицией строительства судов, которая сильно отличалась от европейской. Прежде всего, русские суда XVII века строились без использования металлических деталей. Борта и штевни сшивались с помощью вицы елового и или соснового корня. Суда были одномачтовые, до 20 метров в длину и достаточно легкие, что необходимо для прохождения волоков. Подобных судов не строилось нигде в мире. Они были хорошо приспособлены для плавания в сибирских реках и арктических морях.

Стоит напомнить малоизвестный факт, что ни одно европейское судно до XIX века не смогло пройти восточнее Новой Земли.

Добавим, Мангазея — первый русский город Сибирского Заполярья, основанный в 1601 г на р. Таз. Поселение пережило стремительный взлет, став основным поставщиком в казну пушнины, но просуществовал недолго. В 1672 г. его жители переселились на Турухан, левый приток Енисея. Мангазея была конечным пунктом Мангазейского «морского хода» — судового пути из Поморья в Сибирь, по которому на кочах совершали походы русские промышленники.


Сейчас на главной