Домашнее оленеводство в Эвенкии возрождается усиленными темпами

Как сообщила пресс-служба РусГидро, было установлено, что домашнее оленеводство фактически исчезло в бассейне Нижней Тунгуски по сравнению с советским периодом развития Эвенкии. Сейчас требуются дополнительные усилия по восстановлению стада оленей, так как «по данным за 2008 год, домашних оленей в Эвенкии 4,3 тыс. голов. Это в 7 раз меньше, чем 20 лет назад — около 29,6 тыс. голов (данные учета в 1988 году)».

При этом, было отмечено, что основное стадо домашних оленей Эвенкийского муниципального района «осваивает пастбища, расположенные южнее бассейна Нижней Тунгуски. По всей Эвенкии эксплуатируются в настоящее время не более 1% пастбищ».

Гидроэнергетики разъясняют, что в случае создания водохранилища будут подтоплены некоторые участки пастбищ двух оленеводческих хозяйств: родовой общины «Гугара» (выпас около 30 оленей) и муниципального предприятия — «Суриндинский» (выпас 200-250 оленей в зоне планируемого водохранилища).

Отмечается, что для населения, проживающего в районе предполагаемого строительства гидростанции, важно восстановить не «доперестроечную» численность оленей, а восстановить культуру традиционного хозяйствования. Поэтому для каждого поселения достаточно иметь стадо численностью от 500 до 1000 голов, а затраты на это «на проектном этапе можно вложить в себестоимость Эвенкийской ГЭС».

Между тем, как отмечают в администрации Эвенкии, ситуация с северным оленеводством на территории района остается стабильной на протяжении последних шести лет.

Оленеводство — исконный промысел эвенков, часть многовековых традиций. За годы реформ в 1990-х годах оно пришло в упадок. Население малых сел было вынуждено забивать поголовье домашнего оленя и к началу XXI века оленей эвенкийской породы насчитывалось несколько сотен голов по всему Эвенкийскому муниципальному образованию.

В 2002 году, чтобы разрядить сложную социальную ситуацию и обеспечить занятость коренного населения, были созданы два государственных предприятия, одно из которых — оленеводческо-племенное хозяйство «Суриндинский». Финансирование мероприятий производилось из местного бюджета в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера». В его бюджете было заложено 70 млн рублей. По этой программе также выплачивались субсидии муниципальному предприятию «Традиционного хозяйство Севера», организовывающего закуп мяса дикого северного оленя, которого в год добывается около 9 тыс. голов.

В 2003 году с Ямальского полуострова в Эвенкию завезли 1000 голов домашнего северного оленя. С тех пор поголовье животных неуклонно растет и на данный момент превышает 5000 голов. При этом, ежегодный прирост поголовья в племенном хозяйстве «Суриндинский» увеличивается на 1000 голов.

Кроме того, в настоящее время популяция дикого северного оленя, чьи миграционные пути на Таймыр проходят через северную часть Эвенкии (подлежащую затоплению в случае строительства гидростанции), достигает одного миллиона голов.

Сегодня поддержка оленеводству оказывается из бюджета Красноярского края. По последним данным агентства по делам Севера, выплату получают около 1,5 тыс. оленеводов с Таймыра и Эвенкии.

Добавим, что в 2009 году домашнего северного оленя в Красноярском крае уже насчитывается 67,6 тыс. голов. По оценкам специалистов, в следующем году эта цифра может достигнуть 73 тыс. голов.

Отметим, что развитие оленеводства должно войти в закон о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС. О чем заявлял министр сельского хозяйства  и продовольственной политики Красноярского края Леонид Шорохов.

По его словам, северное оленеводство нерентабельный вид экономической деятельности с тяжелыми условиями труда и проживания, но эта отрасль является этоносохраняющим занятием коренных народов Севера.

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов также неоднократно подчеркивал, что главной особенностью КМНС является то, что в отличие от всех остальных национальностей, они живут на том ландшафте, где родились, а не мигрируют по территориям за личной прибылью. Потеря же своей земли приводит к потере идентичности и национального самосознания, что недропользователи должны учитывать при заходе на территорию.

Напомним, что в июле 2009 года с целью унификации нормативных актов, регулирующих оленеводство, был проведен ряд мероприятий о мерах господдержки с представителями органов государственной власти Красноярского края. В частности было принято решение содействовать в придании муниципальному предприятию оленеводческо-племенное хозяйство «Суриндинский» статуса предприятия по племенной работе федерального уровня.

В настоящее время законопроект проходит стадию публичных слушаний.