Версия для печати

Красноярск вышел на второе место в России по числу автомобилей на каждую тысячу жителей

По данным компании, на каждую тысячу жителей в городе насчитывается 384 единицы автотранспорта. Место лидера в рейтинге «Автостата» занимает Владивосток. В приморском городе на тысячу жителей приходится 566 автомобилей. А столица России Москва не дотягивает даже до третьей строчки списка. Ее опередили Сургут (378 машин на тысячу жителей), Тюмень (374 машины на тысячу жителей), Краснодар (350 машин на тысячу жителей). Москва и Калининград — на шестом месте с показателем в 338 автомобилей на тысячу человек.

Лидерство по числу иномарок в общем количестве автомобилей удерживает также Владивосток, где лишь 11,7% машин — отечественные и 88,3% — произведенные за границей. На втором месте по этому показателю Хабаровск (85,6% иномарок), на третьем Калининград (85,3%), на четвертом Иркутск (65,7%), пятое у Москвы (50,8%), шестое у Санкт-Петербурга (49,9%). В Красноярске импортных автомобилей лишь 35,5%.

Добавим, исследование проводилось в августе-сентябре 2008 года в 170 российских городах с населением свыше 100 тысяч человек. Всего по состоянию на начало 2008 года автомобильный парк в РФ начитывал более 30 млн. единиц техники, которые по классификации ГИБДД относятся к категории «В». Основное количество легковых автомобилей сосредоточено в крупных и средних городах России. Аналитики агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что почти  половина россиян (47,7%) проживают сейчас в городах с населением свыше 100 тысяч человек. На каждую тысячу населения в этих городах приходится порядка 250 автомобилей, при среднем значении этого показателя по России 207 единиц. Примерно 40% парка легковых автомобилей в этих городах приходится на иномарки (в среднем по Росси  — 32%).

В самом крупном российском мегаполисе городе Москве сосредоточено чуть более 11% всего автопарка — 3,5 млн единиц. Еще примерно такое же число машин стоит на учете в десяти «городах-миллионниках». Суммарно на 11 городов с населением свыше  1 млн человек приходится 22,3% российского автопарка. Городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей в России насчитывается 24. Суммарный парк легковых автомобилей в них составляет чуть менее 4 млн единиц, что соответствует 12,4% от общего числа.

На долю 55 городов с населением от 200 до 500 тысяч жителей приходится 11,5% российского автопарка (3,65 млн штук). Чуть более 7% парка (2,26 млн шт.) сосредоточено в 75 городах имеющих численность проживающих там от 100 до 200 тысяч человек.  В целом на эти 165 городов приходится более половины (53,3%) легкового автопарка. Оставшаяся часть (46,7%) рассредоточена между  огромным количеством населенных пунктов, раскиданных по территории необъятной России.

Говоря о возрастной структуре парка российских городов можно констатировать,  что чуть более половины машин находятся в возрасте до 10 лет. В связи с планомерным ростом российского рынка, автомобилей последних годов выпуска (2004-2007 гг.) несколько больше, нежели более старых машин. Так, если до 2004 года  в среднем на год приходится от 4-5% парка, в последующие годы — по 5-8%. Отметим также, что в начале каждого следующего года продолжают активно регистрироваться машины предыдущего года выпуска. Суммарно это дает прирост порядка 20-25%.  То есть, к настоящему времени машин 2007 года в российском автопарке примерно на четверть больше, чем было на начало года.

Аналитики констатируют, что московский авторынок уже на 90% занят иномарками. Ориентируясь на данные по регистрации новых машин в 2007 году, можно выделить основные предпочтения автолюбителей. В группу лидеров по приросту парка помимо Ford, входят такие марки, как Nissan (30882 шт.), Hyundai (28408 шт.), Chevrolet (23609 шт.), Toyota (23505 шт.), Mitsubishi (23330 шт.), Opel (19407 шт.), Renault (17119 шт.). Замыкает десятку лидеров японский бренд Mazda (15744 шт.), а на подступах к ней стоят еще две японские марки Honda (14485 шт.) и Suzuki (13577 шт.). Тем не менее,  аналитики отмечают, что в структуре парка Москвы по-прежнему достаточно много автомобилей Volkswagen,  Mercedes-Benz, BMW и Audi, завезенных еще в 90-е годы. В итоге все эти четыре марки пока еще входят в десятку лидеров по размеру парка.

Вторым по значимости авторынком на территории России является Санкт-Петербург. На его долю сейчас приходится порядка 6% регистраций всех новых автомобилей в стране. В целом же легковой автопарк Северной столицы уже превысил отметку в 1 млн. единиц. Тем не менее, это в три раза меньше чем в Москве. Более четверти парка — это автомобили последних трех лет выпуска. Только за 2007 год в Северной столице на учет было поставлено 115 тысяч иномарок, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

По данным агентства «АВТОСТАТ», вплоть до 2007 года лидером на питерском рынке оставалась марка LADA, но в начале 2008 года её уже обошел Ford, а до конца года, возможно, догонят и еще 2-3 иностранных бренда. Регистрация вазовской продукции в Северной столице в последние 2-3 года начала планомерно снижаться. Если в 2005 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 22,5 тысяч LADA, то в 2007 году эта цифра снизилась до 13,3 тысяч единиц.

Практически все иномарки, наоборот, из года в год уверенно наращивают свои продажи в этом регионе. Среди них на первом месте в предпочтениях питерских автолюбителей стоит бренд Ford. В 2007 году парк города пополнился на 12,3 тысячи машин этой марки и теперь составляет 68,5 тысяч единиц. Хорошую динамику прироста парка демонстрируют  Chevrolet (24468 шт.) и Nissan (28158 шт.). Уверенно растет и число автомобилей таких марок как Mitsubishi (29912 шт.), Toyota (40458 шт.), Opel (39746 шт.) и Hyundai (23888 шт). В десятку иномарок-лидеров на питерском рынке также входят бренды Mazda, Kia и Renault. Аналитики отмечают, что за счет старых машин в структуре парка Санкт-Петербурга по-прежнему относительно много автомобилей Volkswagen (62646 шт.), Mercedes-Benz (33199 шт.), Audi (20114 шт.) и BMW (19696 шт.).

Во Владивостоке, отмечают в агентстве, каждый второй автомобиль — Toyota. На долю этого бренда приходится 48,7% парка легковых автомобилей города. Вторая по популярности автомобильная марка в Приморье — это Nissan. Он занимает 15% парка Владивостока. Далее в рейтинге предпочтений жителей главного дальневосточного города идут Mitsubishi (7%), Honda (4,8%), Mazda (4,1%), Suzuki (2,4%), Subaru (2,1%) и Isuzu (1,6%). В целом, аналитики отмечают, что на долю японских марок приходится 87% парка.

Кстати, на учете в ГИБДД Владивостока еще по-прежнему числится множество древних российских моделей. На долю тольяттинского бренда LADA приходится 4,4% парка Владивостока, подавляющее большенство из которых "классика" и "Нивы". «Москвичи» занимают 2,3% парка, «Запорожцы» и УАЗы — по 1,4%, на долю ГАЗа приходится 1,1%. Суммарно российские (в том числе бывшие советские) марки составляют чуть более 10% парка.

А вот американские, европейские, корейские и китайские марки на Дальнем Востоке встречаются крайне редко. На долю всего остального мирового автопрома (отличного от японского и российского) приходится менее 3% парка Владивостока, констатируют аналитики. Они также говорят, что автомобильный парк Владивостока самый старый среди крупных городов России.  Доля машин в возрасте 10 лет и старше здесь превышает 80%. Для сравнения таких автомобилей в Москве насчитывается 37%, а в Санкт-Петербурге — 38%.

Больше всего отечественных машин сосредоточено на юге нашей страны и в Поволжье. На юге финансовое состояние жителей региона совпадает с достаточно благоприятными для «Жигулей» условиями климата — сухого и теплого. Лидерами по количеству российских моделей оказались Ростов-на-Дону, Волгоград и Краснодар. Но и здесь, в последнее время  прирост парка идет в основном за счет новых иномарок.

Достаточно логичным выглядит тот факт, что самая высокая доля марки LADA фиксируется в Тольятти (72%), где эти автомобили и производятся. Тем же фактором обусловлена  самая большая доля автомобилей ГАЗ в Нижнем Новгороде (16%), а УАЗ в Ульяновске (10%), что почти в два раза выше, чем в среднем по России.

Аналитики отмечают, что доля российских марок относительно высока в таких городах как Махачкала, Тамбов, Орск, Нальчик, Уфа, Воронеж, Рязань, Пенза, Набережные Челны, Смоленск, Саранск и ряде других.

В целом,  если брать европейскую часть России, то отчетливо прослеживается тенденция — чем меньше город, тем меньше там свежих иномарок и больше число старых отечественных машин. Единственным исключением в этой закономерности являются малые города Московской области — здесь и обеспеченность населения автомобилями выше среднего и доля новых иномарок значительно больше.

А вот за Уралом отечественный автопром уже не в почете. Парк богатых городов (Екатеринбург, Тюмень, Сургут) активно пополняется новыми иномарками, а Сибирь, вслед за Дальним Востоком активно заполняется праворульными «японками», которых там уже более 40% от общего числа машин.


Сейчас на главной