При возведении монументов все средства хороши

shvytkinЮрий Швыткин, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— Истинные достопримечательности нашего города — это Караульная гора с часовней Параскевы Пятницы и памятник Андрею Дубенскому. Они тесно связаны с самой историей Красноярска и к тому же находятся в исторических местах.

Я думаю, что для отражения современности нам необходим мемориал в память о ребятах, воевавших в Чечне. Там погибло 11 ОМОНовцев из Красноярского края, а у нас еще даже нет ни одной улицы, названной именем кого-нибудь из этого списка.

Если вести речь о средствах, на которые должны строиться монументальные сооружения, хочу привести пример. Я сейчас хлопочу о том, чтобы в Минусинском районе был поставлен памятник Михаилу Хвастанцеву, герою Советского Союза, погибшему в Великую Отечественную. В бюджете средств нет, поэтому я ищу спонсора. Обратились мы и к жителям района. В общем, стараемся использовать любые возможности. Думаю, мы все должны осознавать, что «памятник» — это производное от слова «память». И если речь идет о человеке выдающемся, отличившемся своим вкладом в развитие государства, будь то хоть край, хоть район или город, мы все должны быть причастны к тому, чтобы увековечить память о нем для наших потомков. Здесь в ход должны идти и спонсорские деньги и, в рамках возможного, использоваться пожертвования граждан, и бюджету нужно максимально вливать финансовые средства. Правда, это не касается скульптур вроде «Фотографа» или «Пьяницы». К установке подобных фигур, думаю, стоит относиться достаточно осторожно.

zhukovЕвгений Жуков, управляющий директор «РУСАЛ Красноярск»:

— В последние годы появилось немало скульптур, которые уже успели стать красноярскими достопримечательностями. Но именно визитной карточкой я бы назвал памятник Чехову на набережной Енисея, здание краеведческого музея и, конечно, Коммунальный мост. Они, будто символы связи времен, соединяют прошлое и настоящее нашего города, подчеркивают серьезность и основательность, всегда свойственную сибирякам. Помимо памятников известным красноярцам — Астафьеву, Ярыгину, Поздееву, думаю, что Красноярску не хватает достойного памятника Василию Сурикову — сравнимого по масштабам с монументом Ленину на площади Революции. Не помешал бы Красноярску и памятник Иннокентию Смоктуновскому, действительно, великому актеру, жизнь и творчество которого тесно связаны с городом и краем. Кроме того, считаю, что монумента достойны не только отдельные личности, но и целые коллективы, например, строители Красноярской ГЭС или нашего алюминиевого завода.

И для возведения памятных сооружений должны использоваться различные варианты привлечения средств. Перекладывать расходы только на бюджет было бы неправильно. Нужно чтобы местные органы власти брали на себя инициативу, создавали фонд финансирования строительства памятника, делали первый взнос, а затем активно привлекали в него пожертвования граждан и средства инвесторов. Важно, чтобы при этом сам проект памятника активно обсуждался в обществе и отражал наше общее представление о человеке, которому он посвящен.

pfanenshtil Алексей Пфаненштиль, учредитель компании  «ГАРО»:

  — На мой взгляд, достопримечательностью яркой, в полном смысле этого слова, можно назвать жилые дома в Академгородке. Те, что стоят на берегу Енисея. Их очень хорошо видно с Дивногорской трассы. И особенно в темное время суток, когда здания ярко освещены. Они напоминают мне маяк — как только огни появляются на горизонте, понимаешь, что ты уже дома. Еще одна достопримечательность — недостроенная высотка НИИ КАТЭКугля. Тоже, своего рода, маяк, ориентир в центре города. Просто интересных бронзовых скульптур и по-настоящему монументальных сооружений у нас в Красноярске много. Не зря наш город отмечают в России, как город памятников. А их возведение — это дело и ответственное, и затратное. Поэтому считаю, что деньги должны выделять все кто может: власти, инвесторы, горожане. В истории нашей станы есть немало примеров меценатства, когда памятники самостоятельно возводили именно люди. И это понятно, ведь если идея нравится, то всегда можно найти возможность для ее реализации. Хочу поделиться собственным опытом. В настоящее время я занялся сооружением памятника первому президенту России. На примете уже есть и площадка, и готовый проект. Остальное — лишь дело времени.

rubcov Сергей Рубцов, первый заместитель генерального директора ООО «ТРК Прима-ТВ»:

— Если говорить о значимости красноярских памятников, то из бронзовых, я бы назвал скульптуру Андрея Поздеева. Во-первых, потому что она установлена в центре города, во-вторых, этот памятник — какой-то очень человечный, народный, так скажем. Из архитектурных, если не брать во внимание часовню, известную всей России благодаря 10-рублевой купюре, то, думаю, на первом месте стоит дом-музей Василия Сурикова на улице Ленина. Из новых сооружений «визиткой» со временем может стать строящийся бизнес-центр на Взлетке.

Я полагаю, что в возведении каких-либо монументальных сооружений необходима некая синергия города и спонсоров, частных инвесторов, меценатов. Точнее, сам памятник нужно делать на инвестиционные средства и пожертвования, а город должен участвовать в определении площадки и близлежащей инфраструктуры. А вообще, считаю, что быть или не быть памятнику какой-то значительной личности, должен определять народ. Чтобы не было такого, как с монументом Виктору Астафьеву. Ведь он не хотел, чтобы его имя увековечили в такой вот форме, а мы решили за него. И не могу сказать, что нашему городу в данный момент нужны какие-то еще монументы. По-моему, имена тех, кто внес определенный вклад в жизнь города, уже так или иначе увековечены — либо в названии улиц, либо в памятных досках, либо в скульптурах. Большего, мне кажется, пока не надо.