Версия для печати

Свыше 14% россиян-пользователей Интернета выходят в сеть ради общения

Первая группа — «сконцентрированные на общении» — она самая крупная: на нее приходится 14,6% от ее общей численности (с учетом периферии — 21,0%). Среди «сконцентрированных на общении» заметно меньше, чем в среднем по опросу, тех, кто использует интернет для работы. 70% от числа «сконцентрированных на общении» общались в течение последнего месяца в чатах, форумах или блогах. Представители этой группы активно пользуются сетью. Две трети из них (67% против 57% по всему опросу) входят в состав суточной аудитории Интернета, то есть пользовались сетью в течение ближайших к опросу суток.

Типичные представители этой группы молоды: 19% из них (против 10% от числа всех опрошенных) — 16 или 17 лет, 52% (против 36%) — от 18 до 24 лет. Соответственно, 58% представителей этой группы против 36% по опросу еще учатся, тогда как высшее образование имеют всего лишь 23% (против 38%).

«Сконцентрированные на образовании» — вторая по величине группа, ее размер составляет 13,1% от общей численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 19,5%). Более трех четвертей из них, а не около половины, как по выборке в целом, хотя бы раз за последние полгода посещали сайты, посвященные образованию или науке. Сайты других типов «сконцентрированные на образовании» упоминали заметно реже, чем все опрошенные. Лишь поисковые сайты и сайты, посвященные культуре, они называли с практически такой же частотой, как все опрошенные.

В целом активность пользования интернетом у «сконцентрированных на образовании» на фоне всех опрошенных относительно низка. Лишь 42% из них входят в состав суточной аудитории.

Среди «сконцентрированных на образовании» несколько больше женщин, чем в среднем по опросу (62% против 51%). Почти две трети, а не половина, как среди всех опрошенных, моложе 25 лет. 55% представителей группы еще учатся.

Интересны особенности группы в плане места жительства. Здесь вдвое больше сельчан, чем в целом по опросу (20% против 10%), и лишь 11% (против 18%) — москвичей.

Материальное положение в семьях «сконцентрированных на образовании», как правило, хуже, чем у представителей других групп. Так, двум третям из них не хватает денег на покупку бытовой техники.

«Сконцентрированные на работе» — третья по размеру группа пользователей сети: на нее приходится 12,9% от общей численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 20,3%). Свое название группа получила благодаря тому, что подавляющее большинство ее представителей (88% против 46% по опросу) используют интернет для работы.

Единственный тип посещаемых сайтов, который представители «сконцентрированных на работе» упоминали чаще, чем в среднем, — это сайты, посвященные бизнесу, финансам или производству. В то же время сайты, посвященные развлечениям, играм и юмору, упомянули всего 14% «сконцентрированных на работе» против 45% в целом по опросу, посвященные досугу и отдыху — 16% против 34%. «Сконцентрированные на работе» пользуются интернетом сравнительно малоактивно.

В составе «сконцентрированных на работе» несколько больше женщин, чем по опросу в целом: 59%. Лишь 12% от их числа моложе 25 лет, зато 26% (против 11%) старше 44 лет. Две трети имеют высшее образование.

«Гедонисты» — их доля в месячной аудитории Интернета составляет 9,5% (с учетом периферии — 15,5%). Более двух третей из них (70% против 45% среди всех опрошенных) посещали сайты, посвященные развлечениям, играм или юмору, а 15% (против 10%) — эротические сайты. Поисковые и новостные сайты и интернет-магазины посещались ими реже, чем в среднем по всей аудитории.

Хотя интернет доставляет «гедонистам» удовольствие, их активность в сети несколько ниже, чем в целом по опросу. Лишь менее половины из них входят в состав суточной аудитории интернета.

Среди «гедонистов» наивысшая из всех групп доля мужчин: 76% против 49% по опросу. «Гедонисты» несколько моложе общей массы опрошенных и при этом в большинстве своем не слишком образованны. Сравнительно невысок и материальный уровень жизни «гедонистов».

Как и среди «сконцентрированных на работе», среди «гедонистов» несколько выше, чем по опросу в целом, доля жителей малых городов и поселков городского типа (41% против 32%).

«Финансисты» — 4,9% месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 6,3%). К числу ее представителей отнесены люди, обладающие всего двумя ключевыми особенностями: все они проводили за последний месяц какие-либо банковские или финансовые операции либо играли на бирже; ни один из них не посещал за последние полгода сайты, посвященные здоровью.

Само по себе совершение финансовых операций могло бы служить уникальной особенностью этой группы: представители остальных семи групп таких операций не совершали. Однако одного этого свойства еще недостаточно, чтобы группа резко отличалась от всех остальных групп еще и во многих других отношениях.

Выделяется отсутствие интереса с их стороны к сайтам о здоровье — это наиболее четкий сигнал определенной ограниченности сетевых интересов этих людей.

Наиболее яркой особенностью «финансистов» в плане мотивации пользования интернетом служит приоритет, отдаваемый работе. Четыре из каждых пяти обращаются к сети для работы. В этой группе заметно меньше тех, кто ищет в интернете удовольствий или преследует образовательные цели. Один из приоритетов — новостные сайты. «Финансисты» — одни из наиболее активных пользователей сети. 79% от их числа входят в состав суточной аудитории.

Это преимущественно «мужская» группа пользователей (57% мужчин). Здесь несколько меньше обычного лиц моложе 18 лет (3% против 10%) и несколько больше — лиц в возрасте от 25 до 34 лет. Почти три четверти «финансистов» имеют высшее или незаконченное высшее образование.

В данной группе наиболее высоки доли тех, чей личный доход не ниже 20 тыс. руб. в месяц (28% против 13%), и отказавшихся сообщить свой личный доход — а большая часть таких респондентов в остальных отношениях напоминает наиболее состоятельных людей.

«Покупатели» — 4,1% месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 6,6%). Особенности «покупателей» в плане мотивации пользования интернетом не носят абсолютного характера, хотя и достаточно ярки: 41% (против 16% среди всех опрошенных) в качестве одной из главных причин использования интернета называют поиск информации о товарах и услугах; 57% используют интернет для работы. При этом всего 28% выходят в сеть ради удовольствия.

Сравнительно многие «покупатели» хотя бы раз за последние полгода посещали сайты, посвященные домашнему хозяйству, семье и быту. Четверть «покупателей» посещают сайты о здоровье.

«Покупатели» сравнительно активно пользуются интернетом. 72% от их числа входят в состав суточной аудитории.

«Покупатели» в среднем несколько старше остальных пользователей. В этой группе выявлена наибольшая доля пенсионеров: 6% против 1% по опросу.

На общем фоне «покупатели» весьма образованны: вузы окончили более 50%. Сравнительно высоко и благосостояние этих людей: личный доход половины из них превышает 12 тыс. руб. в месяц (49% против 29% по опросу). Покупательная способность этих людей такова, что им, как правило, не приходится прибегать к кредиту: за последние 2-3 года его брала лишь четверть представителей этой группы (25%), а не треть, как по опросу в целом. За тот же период за границу ездили 39% «покупателей» (против 22% по опросу), водили автомобиль — 48% (против 38%) и т.п.

В составе данной группы вдвое больше, чем в среднем, москвичей (39% против 18%) и примерно на такой же процент (15% против 35%) — меньше жителей столиц субъектов РФ.

«Разноплановые» — группа пользователей составляет по численности 2,8% месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 6,7%). Все мотивации, кроме знакомства с новостями и получения удовольствия, свойственны этой группе гораздо больше, чем остальным пользователям. Они чаще упоминают такую цель, как общение и поиск информации о товарах и услугах; сравнительно часто — образование, чуть чаще обычного — работу.

Если не считать отсутствия интереса к возможностям интернет-телефонии и финансовым операциям, «разноплановые» — весьма универсальные пользователи. Так, на вопрос «На каких сайтах вы провели больше всего времени за последний полный месяц?» каждый представитель этой группы выбирал из списка в среднем по 2,3 типа сайтов, против 1,7 среди всех опрошенных. Отвечая на приведенный вопрос, «разноплановые» намного чаще обычного упоминали сайты для общения (38% против 15%), о домашнем хозяйстве, семье и быте (12% против 3%), о здоровье (12% против 4%), а также интернет-магазины (17% против 5%). Не чаще, а даже чуть реже обычного они говорили лишь о сайтах, посвященных досугу и отдыху, спорту и культуре.

«Разноплановые» бывают на сайтах любого типа. Даже эротические сайты, которые в ходе опроса упомянул лишь каждый десятый, в данной группе не постеснялся назвать каждый второй респондент (50% против 10%). Столь же универсальны «разноплановые» в отношении своих сетевых занятий. Все они без исключения пользуются электронной почтой, 86% (против 61%) что-либо скачивают из сети, 76% (против 34%) пользуются службами мгновенных сообщений, 62% (против 34%) общаются в чатах, блогах или форумах, 24% (против 14%) совершают с помощью интернета покупки, 21% (против 18%) играют в онлайновые игры.

Большинство «разноплановых» активно пользуются интернетом: 76% от их числа входят в состав суточной аудитории. По будням ровно треть из них (33% против 15%) проводит в интернете по 3-6 часов в день. Гендерных особенностей у них нет.

«Говорящие через Интернет» — эта группа пользователей составляет 2,8% численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии — 4,2%). Все они пользовались за последний месяц сервисом «голос через интернет», то есть разговаривали по сети, например, с помощью программы Skype; все они пользуются службами обмена мгновенными сообщениями; ни один из них не посещал за последние полгода сайты, предназначенные для общения.

Специфические интересы членов этой группы проявляются и в других отношениях. Больше всего времени они посвящают сайтам о новых технологиях, компьютерах, программах (32% против 13%), сайтам, предназначенным для общения, и новостным. При этом ни один из них (0%) не уделяет значительного времени сайтам, касающимся бизнеса, финансов или производства, здоровья, общественной жизни и политике, домашнему хозяйству, семье и быту. Заметно реже обычного выделяют они и сайты, посвященные вопросам образования или науки.

98% «говорящих» входят в состав суточной аудитории интернета. Почти четверть представителей этой группы проводят в интернете по будням более шести часов. Не могут они обойтись без сети и в выходные: 27% против 9% проводят там более шести часов. Таким образом, это наиболее активно пользующаяся интернетом группа пользователей. К тому же и наиболее опытная: практически треть из них начали пользоваться интернетом не позднее 2000 года. При этом каждому пятому (20% против 10%) — 16-17 лет. Две трети «говорящих через интернет» — мужчины; более половины представителей этой группы живут в Москве или Санкт-Петербурге, а сельчан здесь нет совсем.

Добавим, это 23-й опрос Фонда «Общественное мнение» (проводится с 1992 года) — «Весна-2008». Число взрослых (от 18 лет и старше) пользователей интернета по итогам этого опроса составило 32,7 млн. человек, или 29% взрослого населения страны.

За годы наблюдений существенно повысилась активность пользования сетью. Если в 2002 году месячная аудитория составляла 75% от полугодовой, то сейчас — 92%. Весной был достигнут важный психологический барьер: размер российской месячной аудитории составил ровно 30 миллионов человек.


Сейчас на главной