Доклад Александа Хлопонина

   Доклад губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на съезде всероссийской политической партии «Единая Россия». Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены Президиума, уважаемые делегаты Съезда! Хочу сразу сказать, что сегодняшний съезд вселяет в меня оптимизм по многим причинам. Во-первых, для «Единой России» как всероссийской партии решение о проведении съезда вне столицы назрело давно. И нам приятно, что первый немосковский съезд проходит сегодня именно в Красноярске. Мы рады приветствовать вас на сибирской земле. Во-вторых, основная тема съезда — обсуждение перехода от политики стабилизации к политике интенсивного социально-экономического развития страны – является крайне актуальной и абсолютно адекватной статусу «Единой России» как крупнейшей партии. Уверен, что «Единая Россия», исходя из своих политических и интеллектуальных возможностей, должна и может стать мотором необходимых изменений в экономической политике государства. В-третьих, внимание, которое уделяет съезд проблематике регионального развития, и в частности, развитию Сибири и Дальнего Востока, — не может нас не радовать. (Слайд 2) Я остановлюсь в своем докладе на региональной политике – ключевом факторе социально-экономического развития нашей большой страны. Для начала необходимо честно признать, что сегодня у России нет современной региональной политики, отвечающей стоящим перед страной вызовам. Региональная политика современного крупного государства должна решать три базовые задачи: 1.Территориальная справедливость (то есть равная доступность граждан к конституционным гарантиям вне зависимости от региона проживания) 2.Экономическая эффективность и 3.Политическая стабильность. Наша региональная политика сегодня не решает в полной мере ни одной из них, и самая большая проблема заключается, конечно, в ее очевидной экономической неэффективности. К сожалению, сегодня региональная политика не содействует, а скорее ,противодействует экономическому росту в России. Нужно выделить четыре базовые проблемы пространственного развития России, которые в последние 15 лет не решаются, а только усугубляются: • Первое. Проблема огромных разрывов в уровне социально-экономического развития регионов России. На карте нашей страны представлены практически все уровни развития стран ООН, исключая государства «большой семерки» и Центральной Африки. Несмотря на все выравнивающие трансферты, десятка самых богатых регионов России по ключевым показателям социально-экономического развития опережает десятку самых бедных в 12-13 раз, то есть бедность в нашей стране имеет прописку. Допустимый для развитых стран уровень межрегиональных отличий, способный обеспечить стабильное развитие страны в целом – 3-4 раза. • Второе. Проблема чрезмерной концентрации населения и экономической жизни в нескольких крупных городах Европейской части страны, что также не является признаком современного развитого государства. Анализ международного опыта показывает, что для стабильного развития России с ее территорией и населением нам необходимы минимум 20 заметных в глобальном масштабе мегаполисов – центров экономического, промышленного, финансового и инновационного развития. Причем, не менее 7-8 из них должны располагаться в восточной части страны – в Сибири и на Дальнем Востоке. На слайде видно, что Восток нашей страны не имеет ни одного города-милионника правее Новосибирска. И мы окружены странами Азии с развитыми сетями мегаполисов. • Проблема несбалансированного развития Западной и Восточной частей России, колоссальная неосвоенность Востока нашей страны. Надо признать, что на большей части территории Сибири и Дальнего Востока не создано базовых инфраструктурных предпосылок в транспорте, энергетике и связи для обеспечения стабильного экономического роста. Мы нанесли на карту, которую вы видите, федеральные автодороги, железные дороги и объекты энергетики. И страна тут же наглядно распалась на две части: освоенный Запад и недоосвоенный Восток. Таким образом, большая часть восточной территории России не прошла этапа первичной индустриализации, и без ликвидации «узких мест» в инфраструктуре отставание Востока страны от Запада будет только прогрессировать, несмотря на богатейшие природные ресурсы этой территории. • Проблема недостаточной мотивированности регионального уровня власти для осуществления социально-экономического развития территорий. Это прямое следствие перераспределительной, социалистической по своей сути системы межбюджетных отношений и трансфертов. Из таблицы вам виден сегодняшний масштаб отставания регионов Сибири и Дальнего Востока от среднероссийского уровня и регионов Европейской части страны по важнейшим показателям развития. Наиболее серьезным является дефицит инфраструктуры. Очевидно, что именно это препятствует развитию огромного потенциала Востока России. Итак, России нужна новая экономически эффективная региональная политика. И ключевая проблема, которую нам предстоит решить в ближайшие 10-15 лет, – это вопрос доосвоения Востока страны, вопрос интенсивного экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Считаю, что проводимый сегодня в Красноярске съезд «Единой России» должен стать поворотной точкой в этом важнейшем вопросе. Россия веками осваивала свою территорию слева направо, с Запада на Восток. И еще в 60-70-е гг. ХХ века отставание Сибири и Дальнего Востока не таило для нас серьезных рисков и угроз в государственном масштабе. С тех пор ситуация кардинально изменилась благодаря рывку Юго-Восточной Азии и Китая в экономическом развитии. Как выглядит сегодня экономическая карта Азиатского континента? На Востоке России — экономическая стагнация, инвестиционный кризис и миграционный отток, а в странах Юго-Восточной Азии и Китае – мощный стабильный рост экономики и инвестиций, сопровождающийся постоянным приростом населения. Для России бурный рост этих стран означает, во-первых, набор колоссальных не реализованных возможностей развития, связанных с большими и перспективными рынками Китая и стран Юго-Восточной Азии. Но, во-вторых, нельзя забывать о реальных угрозах экономическому суверенитету и территориальной целостности страны, если по нашу сторону границы в ближайшие 10-15 лет не будет создано сопоставимой по масштабам экономики. Что для этого необходимо сделать? Базовое предложение – в сжатый срок приступить к реализации нескольких десятков крупных частно-государственных инвестиционных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы создать инфраструктурную и индустриальную базу для стабильного экономического роста на этой территории. Принципиально важно соблюсти три базовых принципа отбора: • Проекты должны быть масштабные. Многим регионам Востока России необходимо за десятилетие пройти этап индустриализации и инфраструктурного развития, который западная часть России проходила в течение века. • Проекты должны быть частно-государственными. Необходима четкая определенность с обязательствами: государство развивает транспортную, энергетическую, телекоммуникационную и социальную инфраструктуру. Бизнес реализует на этой базе инвестиционные проекты. Мы должны четко согласовать инфраструктурную политику государства с нуждами бизнеса. • Проекты должны быть экономически эффективными. Нам не надо покорять природу. Нам нужны реальные проекты окупаемостью от 5 до 12 лет. Вчера, 25 ноября в Красноярске в рамках съезда состоялась очень содержательная бизнес-конференция, на которой представители крупных компаний представили конкретные инвестиционные проекты, способные резко активизировать экономическую политику на Востоке России. Практически всем компаниям для их реализации нужны соответствующие государственные решения административного характера или решения по развитию инфраструктуры: железнодорожных веток, автодорог, линий электропередачи, связи и т.д. Считаю этот формат работы единственно верным. Мы должны в тесном сотрудничестве с бизнесом проработать весь перечень крупных проектов, уложить каждый из них в модель частно-государственного партнерства с четким разграничением взаимных интересов и обязательств бизнеса и государства. Считаю, что эту работу может и обязана сделать партия «Единая Россия» в сотрудничестве с бизнесом и лидерами регионов, чтобы внести в правительство качественно подготовленный пакет готовых к реализации частно-государственных проектов на Востоке страны. Готов как член высшего совета партии эту работу взять на себя. По предварительным подсчетам Института региональной политики, запуск 20-25 крупных инвестиционных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке способен дать прирост ВВП России до 25-30%. Содействовать реализации этого огромного потенциала – более чем достойная задача для партии. В том, что мы способны снять административные препятствия и реализовать несколько десятков крупных рентабельных проектов, я не сомневаюсь. Один из таких проектов администрация Красноярского края совместно с Министерством экономического развития и торговли и крупными компаниями подготовила и сейчас утверждает методики его реализации в правительстве. Речь идет о Программе комплексного развития Нижнего Приангарья, предполагающей достройку Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода, целлюлозо-бумажных комбинатов, запуск перерабатывающих производств в других отраслях, развитие нефтегазового комплекса юга Эвенкии. Согласно проекту, на каждый вложенный государством в инфраструктуру рубль частный бизнес обязуется вложить 5-7 рублей в отраслевые проекты. И если реализовать программу в комплексе, то инвестиции крупного бизнеса в регион могут составить до $22 млрд, что в итоге даст вклад в ВВП страны более $32 млрд. То есть вклад проекта развития Приангарья в ВВП России в 2016 г. может составить почти 3%. Обращаю ваше внимание, что реализация 10-15 подобных проектов на Востоке страны автоматически означает решение поставленной Президентом задачи об удвоении ВВП. Хотел бы обратить внимание съезда на то обстоятельство, что Россия заинтересована не только в количестве создаваемого экономического результата, но и в поддержании определенного качества экономического роста в Сибири и на Дальнем Востоке. Мы должны, опираясь на наши богатейшие природные ресурсы, не только реализовывать сырьевые проекты, но и стимулировать развитие перерабатывающих производств. Сырьевое и энергетическое обеспечение экономического роста Юго-Восточной Азии – это для нас не стратегия. А вот соревнование с этими странами в создании добавленной стоимости – достойная и выполнимая задача. Для ясного стимулирования развития перерабатывающих отраслей в Сибири и на Дальнем Востоке можно согласно прогрессивной мировой практике предусмотреть режим налоговых каникул или других особых условий инвестирования в создание новых перерабатывающих предприятий. При этом условия налогообложения должны изменяться в зависимости от уровня передела выпускаемой продукции. Не нужно бояться использовать богатый зарубежный опыт стимулирования опережающего развития территорий. Отдельно хотел бы коснуться еще двух важных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом: миграционной и образовательной политики. Они тоже сегодня скорее противодействуют, чем содействуют экономическому росту. Сегодня мы имеем стабильную депопуляцию на Востоке России. Ежегодный официальный миграционный отток составляет по Сибири 18 человек на 10000 населения, по Дальнему Востоку – 36 человек на 10000. На самом деле – отток больше. Очевидно, что этот процесс может остановить только активизация экономической жизни, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, социальной сферы городов. Вопрос только в том, кто именно должен населять и развивать эту территорию. Первый очевидный ресурс для кадрового обеспечения экономического развития Востока страны – это население не самых благополучных регионов Центрального, Южного и Приволжского округов. Однако внутренних ресурсов не хватит: по прогнозу Всемирного банка, России для поддержания даже текущего уровня экономического роста необходимо привлекать в страну до 1 миллиона мигрантов в год. И как показывает опыт Франции, вопрос о происхождении привлекаемых в страну мигрантов – далеко не праздный. Считаю оптимальным для России сделать четкий акцент в миграционной политике на привлечении наших бывших соотечественников из стран СНГ, как способных наиболее гармонично ассимилироваться в России, соответствовать ее укладу и культуре. Но, помимо проблемы количества человеческого капитала, существует еще и вопрос его качества, вопрос его соответствия нуждам экономики. Действующая сегодня в стране система профессионально-технического и высшего образования, к сожалению, не соответствует реальным нуждам экономики. Не секрет, что трудоустройство выпускников по специальности в среднем по стране не превышает 20%, и это означает, что система образования, с точки зрения обслуживания экономического развития, работает вхолостую. Нам необходим действенный механизм согласования интересов бизнеса, экономической власти и вузов. Именно бизнес должен активно участвовать в формулировке содержательного заказа системе образования. Бизнес крайне заинтересован в приведении программ вузов в соответствие с логикой экономического развития страны. Именно этой логикой мы вместе с Минобразования руководствуемся при создании в Красноярске Национального университета. Мы настроены на максимально полный учет интересов бизнеса в программировании системы образования. И с этой целью проводим подробный анализ инвестиционных планов компаний. Надо стянуть в единый проект экономическое развитие региона и реформу образования. Однако мы столкнулись с законодательными ограничениями, препятствующими организации эффективных частно-государственных партнерств в системе образования. Считаю, что партия «Единая Россия», имеющая большинство в Государственной Думе, должна ликвидировать эти «узкие места». Хочу выразить надежду, что работа съезда будет эффективной, и его решения окажут реальное влияние и на активизацию экономической политики страны в целом, и на развитие Сибири и Дальнего Востока. Завершая свое выступление, хочу рассказать о проведенном нами накануне съезда уникальном социологическом опросе почти 70 тысяч жителей Красноярского края по поводу актуальных для них проблем. В результате этого небольшого «референдума» получилось серьезное исследование по социальной проблематике, жилищной политике, образованию, здравоохранению, молодежной политике, развитию сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. Считаю содержание получившегося документа крайне актуальным во всероссийском масштабе в связи с ведущейся дискуссией о методах реализации Национальных проектов Президента.