Версия для печати

Определение статуса автономных округов является «конфликтной зоной» предстоящего объединения

   На прошедшем накануне заседании дискуссионного клуба в общественном центре референдума активно обсуждались правовые аспекты объединения регионов. Перед участниками заседания выступил заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права Красноярского государственного университета Константин Княгинин, который осветил юридическую сторону проблемы образования автономий в России. Он отметил, что закон об автономных округах впервые был принят в РСФСР в 1980 году. Проштудировав его, Княгинин пришел к выводу, что закон почти полностью переписан с закона о районных формированиях Российской Федерации. Автономия, с одной стороны, – статус, равный региону, с другой (по закону) — входит в состав какого-либо региона. Но все округа в СССР создавались для решения каких-то определенных проблем, защиты нацменьшинств. Во время перестройки, начиная с 1992 года, многие автономные округа стали отдельными субъектами Федерации. Но конституционные противоречия остались, и с 2000 года правоведы вносят разные предложения относительно статуса округов: оставить в качестве субъекта Федерации, «растворить округа» в каких-либо регионах, либо лишить статуса, но оставить «ядро во вновь образованном субъекте». До сих пор вопрос о статусе АО является «конфликтной зоной», которая за 13 лет не разрешилась. Как законодательно зафиксировать их «особый статус» — этот «краеугольный камень», по словам Александра Бугрея, президента Нотариальной палаты Красноярского края, в ФЗ об объединении нового субъекта никак не рассматривается. По мнению Василия Нечаева, председателя постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания края, за десять лет своего «суверенитета» округа привыкли жить самостоятельно. Национальный статус округов Крайнего Севера обяжет вести национальную политику на этих территориях. По его мнению, особый статус округов должен быть заложен в Уставе Красноярского края, так как нельзя забывать, что местным жителям нужны охранные зоны для охоты, рыболовства и оленьих пастбищ. По словам Светланы Мигаль, заместителя руководителя экспертно-правового управления ЗС Красноярского края, пермским опытом следует воспользоваться в качестве первоначальной модели, определяющей техническую функцию проблем объединения. Но в ближайшее время надо решить судьбу законодательства после объединения: что будет действовать в первую очередь, а что во вторую. Предстоит также решить ряд основных проблем: территориальных, правовых и национальных.


Сейчас на главной