ЗАДАЧА ОДНА – ДОСТУПНОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН!

 

Как с квартирами, зданиями и сооружениями, так и с земельными участками, водными объектами и различными судами. Но при заключении сделок граждане предпочитают точно знать правовое положение приобретаемого объекта: кому конкретно оно принадлежит, не обременено ли правами третьих лиц, не находится ли в залоге и т.п. Тут на помощь людям приходит Федеральная регистрационная служба, осуществляющая функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На вопросы нашего корреспондента о работе подразделений и секторов регистрационной службы, отвечает начальник отдела по работе с муниципальными образованиями Светлана Ложникова.

·    Светлана Алексеевна, территория, которую обслуживает ваше ведомство, достаточно обширна. Сколько отделов в муниципальных образованиях предоставляют свои услуги населению?

·    На территории одного из самых больших в России регистрационных округов, объединяющих три субъекта РФ, свою деятельность по государственной регистрации осуществляют 37 обособленных подразделений и 17 секторов. То есть, практически в каждом районном центре и крупном городе округа обязательно работает наш отдел либо сектор.

Каждое подразделение имеет свою специфику, определяемую природно-климатическими условиями и плотностью населения. В северных территориях они малочисленные, а в крупных населенных пунктах – многочисленные. Понятно, что в районных центрах, в которых осуществляется незначительное количество регдействий, достаточно небольшого отдела или сектора. Но при необходимости мы принимаем документы у граждан и на выезде.

·    Как осуществляется работа на выезде и с чем это связано? Не могли бы вы об этом рассказать более подробно.

·    Я бы хотела подчеркнуть, что важную роль в организации работы нашего ведомства в территориях играет взаимодействие с местными органами власти. Руководители подразделений принимают участие в плановых семинарах и обсуждениях, проводимых местными органами самоуправления по госрегистрации, и проводят встречи с населением. Если становится ясно, что регистрация прав на недвижимость более удобна на местах, то мы всегда идем на встречу пожеланиям людей.

С инициативой, как правило, выходит руководитель отдела, либо глава администрации муниципального образования, считающий, что к заявителям должен выехать госслужащий регистрационной службы. В настоящее время у нас существуют дополнительные пункты приема в нескольких районах края и ЗАТО. Например, с февраля 2006 года раз в неделю наш сотрудник выезжает в село Подтесово Енисейского района. Автотранспорт и помещение предоставляет местная администрация. Госслужащий проводит консультации и осуществляет прием граждан, чтобы они могли реализовать свое право на приобретение или отчуждение недвижимости. Еженедельно он принимает порядка 10-15 пакетов документов.

В этом же районе работа на выезде осуществлялась в поселке Ярцево, куда наши сотрудники вместе со служащими органов Роснедвижимости и Кадастрового учета вылетали на вертолете. Здесь были проведены консультации по подготовке документов к регистрации, и теперь как только население соберет необходимые документы, наши специалисты снова посетят село и проведут прием граждан. Кстати, для сотрудников сельских и поселковых администраций нами разработаны перечни документов необходимых для государственной регистрации прав граждан.

Также в Заозерновском отделе у нас работают два дополнительных пункта приема в поселках Саянский и Новая Солянка.

·    Светлана Алексеевна, а зачем дополнительные пункты приема заявителей открывают в Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)?

·    Все очень просто. ЗАТО достаточно сложное муниципальное образование. Например, в состав ЗАТО города Железногорска входят несколько населенных пунктов, но приехать в город из поселка без пропуска нельзя. Поэтому руководитель Железногорского отдела вышел с инициативой организовать в поселке городского типа Подгорный еженедельно по вторникам прием и выдачу документов на госрегистрацию.

Но работа на выезде невозможна без активной помощи администраций муниципальных образований районов и поселков, которые предоставляют нам помещения, мебель и транспорт.

·    А в северных территориях вы проводите подобные мероприятия?

·    Конечно. Например, руководитель Норильского отдела еще в 2003 году вышел с предложением о создании дополнительных пунктов приема граждан в городах Талнах и Кайеркан.

Вообще, руководители отделов постоянно выходят с инициативой об организации подобных пунктов. В настоящее время мы рассматриваем возможность открытия в поселке Бор Туруханского района пункта приема граждан, и в ряде поселков Северо-Енисейского района.

·    Светлана Алексеевна, насколько я поняла, работа в этом направлении будет и дальше продолжаться, и постепенно все жители края смогут приватизировать свои квартиры, огороды, дома и другие постройки. Но какие еще выездные мероприятия осуществляет ваша регистрационная служба?

·    Мы проводим различные выездные консультации и семинары на территории Красноярского края. Несколько лет назад в Дудинском отделе столкнулись с такой проблемой – невозможно было зарегистрировать права на недвижимость в Усть-Енисейском районе, так как там не была проведена паспортизация зданий и сооружений. И тогда руководитель отдела инициировал проведение рабочих встреч с руководителями органов власти, разъяснив, что нужно для правильного оформления госрегистрации.

В результате в местном бюджете были заложены средства на паспортизацию объектов недвижимости и все права были зарегистрированы. Но всем, кто еще не приватизировал свое имущество, не следует забывать, что в документах на приватизацию в сельской местности должны быть документы на дом, земельный участок приусадебного хозяйства с хозпостройками и огородом, а также документы на землю под домом.

·    Правовой режим недвижимости более строгий по сравнению с движимым имуществом. Он связан с обязательным соблюдением требований, изложенных в Гражданском кодексе РФ: письменная форма сделки, обязательная госрегистрация прав на недвижимость, а также сделок с ним. Так как все это непосредственно влияет на решение о возможном приобретении имущества, его цену и другие условия договора.

Принятый 30 июня 2006 года ФЗ №93 предусматривает упрощенный порядок регистрации по некоторым объектам недвижимого имущества. Не могли бы вы рассказать об этом?

·        С того момента, как ФЗ-93, прозванный в народе «Дачной амнистией», вступил в силу, наше управление взяло на себя обязанность по разъяснению положений этого закона для населения. Сотрудниками центрального аппарата и руководителями обособленных подразделений была проведена большая работа: во всех районах состоялись встречи с главами местного самоуправления, нотариусами, с органами, осуществляющими технический учет и инвентаризацию. Прошли круглые столы, семинары, на которых разъяснялся порядок регистрации прав граждан по упрощенному порядку. Как правило, это касается садовых домиков, гаражей, объектов индивидуального жилищного строительства на отдельных участках.

Перечни документов, в какие органы нужно за ними обращаться по этому закону, мы направили не только в обособленные подразделения территорий, но и главам местного самоуправления.

Кроме того, во многих районах и Красноярске была организована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители нашей службы, Роснедвижимости, местных властей и кадастровой палаты. Работа группы заключается в том, что если в ходе реализации ФЗ-93 возникают какие-то проблемные вопросы, они коллегиально обсуждают и принимают решение. Если какие-то проблемы решить невозможно, то направляется запрос в вышестоящие органы для получения ответа. Часть вопросов требует разрешения или вышестоящими органами федеральной регистрационной службы, или на уровне РФ.

·    И много граждан поспешили зарегистрировать свои права по этому закону?

·    Регистрируют, но ажиотажа не наблюдается. Возможно, люди не торопятся приватизировать имущество, если его не надо продавать или дарить – не хотят платить налоги. Еще одним обстоятельством может быть то, что у объекта индивидуального строительства нет документов на землю. В этом случае необходима подготовительная работа, то есть межевание. А это самая дорогостоящая и трудоемкая работа. Без межевания не будет кадастрового плана – документа, если земля не регистрировалась у нас в реестре. Так что межевание это необходимый документ по регистрации участка по упрощенному порядку.

·    То есть, сегодня за межевание надо заплатить около четырех тысяч рублей, изготовить техпаспорт – десять тысяч. В зависимости от того, какую недвижимость регистрирует гражданин, ему нужно для сбора документов порядка 5-15 тысяч рублей.

Светлана Алексеевна, получается, что порядок прохождения документов упрощен, госпошлины снизились, а количество необходимых документов осталось на прежнем уровне?

·    Да. Порядок упрощен только в сфере регистрации. По ФЗ-93 сроки прохождения государственной регистрации по всем категориям дел сокращены до восьми календарных дней. Только в шести обособленных подразделениях нашего ведомства, в связи с их большой нагрузкой, пока остались прежние сроки.

Сокращены сроки госрегистрации и по ипотеке. С апреля 2006 года в Регистрационной палате Красноярского края создан отдел, занимающийся только ипотекой. Вообще, по сравнению с прошлым годом регистрация документов по ипотеке и залоговым документам выросла в 20 раз.

·    А по ФЗ-93 на органы местного самоуправления и субъектов федерации возлагаются какие либо полномочия?

·    По этому закону на органы местного самоуправления от поселков до районов, краев и областей, возлагаются много полномочий. Например, субъект федерации может разработать упрощенные акты по тому же межеванию и техпаспорту. Но инициативы с их стороны пока не наблюдается.

Регистрационная служба только регистрирует права заявителей. Мы можем только разъяснить и предоставить информацию, но упростить порядок сбора документов не в нашей компетенции. Законодательная инициатива от нас исходить не может.

Еще хотелось бы отметить, в чем сложность реализация доктрины внесения записи в Единый государственный реестр прав граждан – закон не подразумевает обязательность госрегистрации. Гражданин имеет право зарегистрировать свою недвижимость по собственному заявлению.

А отказать в регистрации мы можем только в том случае, если не предоставлен полный пакет документов: нет госпошлины, плана объекта, заявления, документа удостоверяющего личность и т.п. – всего 11 пунктов.

·    Светлана Алексеевна, вы подробно рассказали о вашей службе, как вы взаимодействуете с органами местного самоуправления, обеспечивая доступность прав граждан в приватизации недвижимости. А что бы вы сказали о сотрудниках вашего ведомства?

·    Хотелось бы отметить, что наши сотрудники отличаются высоким профессионализмом и знанием законодательства. Они регулярно повышают свою квалификацию в правовых академиях и во время стажировок. Да и руководители отделов раз-два в месяц проводят плановые занятия по проблемным вопросам. Поэтому уровень всех сотрудников регистрационной службы достаточно высокий. На это указывает и то, что в территориях мы взаимодействуем с разными государственными структурами, проводим консультации по более качественному оформлению документов. В свою очередь это приводит к сокращению сроков регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним и создает благоприятные условия для заявителей.

Беседовала Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

 

Справка.

За регистрацию прав собственности на недвижимое имущество с физических лиц взимается госпошлина в размере 7500 рублей с организаций, 500 рублей с физических лиц и с органов власти 100 рублей. С 1 января 2007 года за регистрацию доли в квартире с физических лиц взимается госпошлина в размере 50 рублей, а за право на дачный участок – 100 рублей.

Если вы захотите внести изменения в записи Единого государственного реестра прав (ЕГПР), то для органов власти госпошлина 50 рублей, для физических лиц 100 рублей, и для организаций 300 рублей. За государственную регистрацию договора об ипотеке физическим лицам предстоит уплатить госпошлину в размере 500 рублей, а организациям 2000 рублей. За дубликат свидетельства о собственности госпошлина составит 50 рублей для органов власти, 100 рублей для физических лиц, и 300 рублей – для организаций. Но от уплаты государственной пошлины малоимущие граждане будут освобождены.

Кроме того, платить придется за информацию об объектах недвижимости, копии договоров и других документов. Например, размер платы за предоставление информации о недвижимости граждан для физических лиц будет стоить 100 рублей, а для юридических лиц – 300 рублей.