ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА – МЫСЛИ ВСЛУХ
На ней представлены работы красноярского художника-самоучки Владимира Степанова. О том, что вдохновило автора многочисленных полотен заняться живописью, он рассказал нашему корреспонденту.
МАГИЯ ЗНАКОВ
- Владимир, расскажите немного о себе.
- У меня нет никакого художественного образования. Для меня живопись – это отдушина, можно сказать хобби. Я работаю мастером татуажа, как сейчас говорят. То есть, выполняю татуировки, делаю людям пирсинг.
Вообще, человек испокон веков делал украшения на своем теле. Часто это были специальные ритуальные знаки, которые что-то означали. Когда-то по специальной татуировке можно было узнать, каким делом он занимается: воин, переводчик, торговец, жрец и т.д. Эти рисунки на теле выполняли настоящие мастера. Так что работа художника мне очень близка – только стилистика разная (смеется).
- А как к вам пришло вдохновение и вы почувствовали, что хотите писать картины? С чего все началось?
- Знаете, до армии я не был знаком с работой масляными красками. А в армейском клубе мне пришлось оформлять задники на сцене для праздников и концертов, и тогда же я впервые попробовал писать.
После армии в 1978 году стал работать в Сосновоборске художником-оформителем, а через несколько лет в 1984 году попал на выставку работ русского художника Константина Васильева. Он поразил меня способом самовыражения, своими образами и завораживающей формой сюрреалистических видов. Наиболее впечатлила работа «Прощание славянки». Я тогда решился на свои первые творческие этюды. Они вдохновили меня, и я стал пробовать свои силы и дальше. В общем, та выставка дала мне мощный стимул и, можно сказать, я стал копировать манеру живописи Васильева на своих полотнах.
- Я смотрю, ваши картины можно разбить на циклы: природа, древне-русские мотивы, портреты перемежающиеся с реалистическими и сюрреалистическими элементами, и чисто сюрреалистические картины-размышления.
- Конечно, как и у любого художника, мои работы разбиты по циклам. Есть цикл картин, посвященный Древней Руси, мои размышления о вере человека, которая была всегда. Ведь не сразу же мы стали христианами. Я думаю, что так называемое язычество было с нами и будет всегда. Ведь даже Пасха – это древнейший праздник людей, воспевающих приход весны. На Руси – это праздник Ярило-солнца. И не только блины издревле его символизировали, разукрашенное яйцо тоже несло свою символику. Согласитесь, оно очень символично – это и зарождение жизни, и вообще всего.
- Не будем рассуждать на тему, что было первым: курица или яйцо…
- (Смеется) Что поделать, человек язычник по натуре. Кстати, где-то прочитал, что в переводе с греческого «язычник» означает «сельский житель». Это такой человек, который хочет жить в гармонии с природой, стараясь по возможности быть ближе к ней.
- Ваша работа «Поклонение солнцу» из этого цикла?
- Да, но это очень символическая работа. Там есть свастика, которая имеет на Руси глубокие корни. Только не фашистский символ, где концы креста поворачиваются направо, а наоборот.
Просто если взять немного историю – Сталин подарил Гитлеру пятикилограммовую золотую свастику и, скорее всего, дал тому толчок взять этот символ на вооружение, хотя Гитлер извратил свастику, и символ принес ему погибель.
А русская свастика столетия несла в себе духовное начало, была нацелена на развитие. Самые древние летописи Руси – черты и резы – написаны около 7 тыс. лет назад и они пронизаны этим символом. Свастику можно было встретить везде: на фресках в храмах, на вышивках полотенец, одежде, на наличниках и коньках домов, монетах, посуде, прялках и т.д. И называлось это знаком коловорота, времени, знаком солнца.
Знаете, у меня на животе есть татуировка – русский знак «рысич», точнее, древне-русский оберег. Этот знак тоже издревле вырезался на домах. И второй знак – цветок папоротника – пять свастик вместе в одном кольце у меня на груди. Его очень часто вырезали на кости или из дерева и носили на шнуре как амулет.
- Можно сказать, что это космические знаки…
- Да, можно сказать, что это связь человека с космосом. Ведь по сути, это энергетические знаки-символы.
Вообще, если начинаешь разбираться с исторической символикой, то узнаешь очень много интересного. Просто люди за последние годы и многочисленные войны потеряли связь со своей историей. Многое забылось. Но когда я работаю над картинами рассказывающими об истории Руси, стараюсь интересовать забытыми легендами и преданиями, много читаю и потом свое видение пробую изобразить на картинах. Это же относится и к полотну «Сияние».
- А картина «Комарик» из какого цикла? Она как-то выделяется из других полотен, стоит особняком.
- Это картина-размышление написана в начале 1990-х годов. Можно сказать, что она изображает то, как во времена правления Ельцина делились республики, отрывали друг от друга, рушили дружбу народов. И этот одинокий комарик просто не знает, что ему делать и куда приткнуться. Таких комариков во всем Советском Союзе было очень много.
МИФОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ
- На выставке представлено два ваших автопортрета. Очень интересный тот, где вы изображены в египетских мотивах. Что навеяло так себя изобразить?
- Египетская тема сама по себе интересна. Опять же это ознакомление с язычеством. В руках я держу инструмент для татуировок, и если кисть художника – это для души, а татуировка – работа, которая приносит удовлетворение.
На голове у меня надет головной убор фараона, – может это означает то, что в душе я император или тиран (смеется). Хотя, конечно, в данном автопортрете есть доля шутки.
- Я заметила, что на некоторых картинах у вас есть монетка. Насколько я понимаю, это тоже какой-то символ и что он означает?
- Думаю, монетку можно отнести к работе с русской символикой. Вообще это плата за мою работу. Чаще всего на картинах можно увидеть пять рублей, но вообще она может быть другой – то, что есть на тот момент в кармане. Монетка вклеивается на холст и существует вместе с полотном. Идея пришла сама где-то 2,5 года назад. Я тогда понял, что могу себе это позволить.
- То есть, для вас как язычника, символика очень многое означает?
- Я считаю, что мы все язычники и должны знать символы. Вот, например, стараюсь работать с Геей – Землей. Я уже давно перед тем, как приступить к какой-то работе прошу у нее разрешения. В этом году очень сильно пострадал, и этой выставки могло и не быть – упал с высоты 3,5 метра и, думаю, меня спасла Земля. Я не испугался – по телу пробежала как бы тоска. А перед этим попросил, что если что-то произойдет , чтобы остался живой и невредимый. Это и случилось – кости не сломал.
- Если обратиться к вашим циклам картин, то очень интересное изображение весны, осени, зимы. Такой конь-вихрь, который окутывает снегом всю природу. А в древне-русском цикле очень интересная интерпретация былинного Баяна. Вы что-нибудь из нашей истории еще мечтаете написать?
- Старца. Но только хотелось бы сопоставить какие-то характеры. У меня же есть картина, где я изобразил Сталкера, а старец – это мудрость.
- Мы уже говорили о стилях, которые вам близки. А как вы можете назвать свои работы, в каком стиле пишете картины?
- У меня нет какого-то конкретного стиля. Хотя я еще иногда копирую манеру Васильева. А друзья мой стиль называют «трансформирующийся сюрреализм». Мне нравится это название. Сам же называю свои творения очень просто – мысли вслух.
Вот вы обратили внимание на изображение осени под названием «Подруга осень». Я там работал буквально вылизывая каждый листик, но на этом холсте есть и «стихийные» мазки. И в общей сложности картина смотрится очень здорово.
- Судя по всему, полотно вам очень нравится.
- Мне очень нравятся многие собственные картины. И отзывы людей нередко совпадают с моим ощущением. И порой даже говорят, что на следующей выставке хотели бы увидеть именно эту картину.
РАЗУМ БЫТИЯ
- Владимир, а вы пишете только по наитию или бывает, что по заказу?
- Редко очень заказывают. Хотя мои картины есть у коллекционеров в Москве и в других городах. Полотен за годы творчества у меня много. Думаю, более 300 были распроданы в частные коллекции, а может и больше. Так как я стал вести счет своих картины только после выставки 1997 года в Сосновоборске.
- Много было выставок?
- У меня прошло 5-6 выставок, в Березовке и Сосновоборске. Они организуются через каждые 2 года. Но в Красноярске это первая персональная выставка.
- Сколько времени вы тратите на полотна?
- Не так давно я переехал в собственный дом, и сейчас очень много времени отнимают домашние дела, так что свободного времени для написания картин мало. Хотя за последние месяцы удалось сделать несколько работ. Но я нередко прошу своих знакомых, чтобы они предоставили приобретенные у меня работы для их демонстрации на персональной выставке.
- Владимир, и последний вопрос: ваши планы на будущее? Может быть, мечтаете поездить по родному краю и сделать серию картин по этой поездке?
- Не знаю, время покажет. Желаний слишком много. Съездить, допустим, в Ергаки, посетить стелы и менгиры Хакасии. Но времени нет, и скажу честно – я домосед. Меня вытащить куда-то далеко от дома просто невозможно. Хотя мечтаю, как отправлюсь в поездку туда-то или туда-то. Да что далеко ходить – друг зовет в свой домик на Красноярском водохранилище, предлагает поездить по Бирюсе. Но нет времени, не получается. По сути, я работаю без выходных, а в свободное время или что-то делаю по дому, или пишу картины. Стараюсь даже работать по ночам. Картины – это чистое удовольствие. И если природу я просто пишу ни о чем не задумываюсь, то другие картины – мои мысли на холсте.
Беседовала Анна ГЮТТ
Досье:
Художник Владимир Степанов родился на острове Сахалин в 1959 г.
В 1971 году его семья переехала на постоянное место жительства в Красноярск.
В 1976 году окончил школу, ушел служить в армию.
В 1978 году вернулся из рядов вооруженных сил и увлекся живописью.
Специального образования не имеет.
Продолжительное время работал художником-оформителем на Сосновоборском заводе автоприцепов.
Первая персональная выставка состоялась в 1997 году.
Разведен, дети, внуки.