КГПУ должен превратиться в одну большую исследовательскую площадку

Нынешний год для Красноярского государственного педагогического университета — особый. Одному из старейших и крупнейших высших учебных заведений Сибири исполняется 80 лет. Пройдитесь по коридорам и аудиториям КГПУ и увидите все те же юные, улыбающиеся лица — как и у студентов далеких тридцатых годов прошлого века. Они даже в чем-то похожи на своих предшественников: той же жаждой познания нового, желанием занять свое достойное место в этом мире, овладеть делом, которое станет, в конечном итоге, их жизненным призванием. Преподаватели, доценты, профессоры, как и тогда, в самом начале, — в поисках новых идей, форм обучения, в настрое на инновации. И все-таки — юбилей. Хороший повод для подведения промежуточных итогов. Ведь дорога, по которой еще предстоит пройти университету, длинна. Об этом наш сегодняшний разговор с исполняющей обязанности ректора КГПУ имени В.П. Астафьева Ольгой Анатольевной КАРЛОВОЙ:

— Путь, который прошел университет, начиная с 1932 года — года становления вуза — действительно достоин самой высокой оценки. За 80 лет целые поколения ученых, преподавателей подготовили более 52 тысяч специалистов. Посмотрите, кто каждый день спешит в класс, чтобы подготовить его к занятиям, встретить детей, провести урок. Более 80% учителей школ городов и поселков края — наши выпускники. Еще 20% — работники социальной сферы края — тоже называют наш университет своей альма матер. Пройдет время — им на смену придут те, кто сегодня грызет свою долю гранита на студенческой скамье. Очень хочется верить, что так будет всегда.

— Уважение, трепетное отношение к Учителю воспитывалось в каждом из нас едва ли не с детского сада. Между тем, очень долгое время государство словно не замечало учительских проблем: больших нагрузок и — маленьких зарплат…

— В этом отношении нынешний год стал переломным. В Красноярском крае зарплата педагогов общеобразовательных учреждений доведена до среднего уровня по экономике региона. Модернизация образования, новые стандарты его качества социальные программы края и муниципалитетов для бюджетников — это те условия новой российской школы, которые должны серьезно исправить положение дел.

— Прошедшая вступительная пора еще раз доказала привлекательность Красноярского педагогического университета для вчерашних выпускников школ. Причем поступали-то ребята с приличным образовательным уровнем.

— Да, средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов — от 55 до 75. По этому показателю мы уверенно входим в число так называемых «белых университетов». Это дает нам серьезный шанс достичь высокого качества образования. К сожалению, пока еще не все факультеты и институты университета используют его в полной мере. Мы намерены провести тщательный анализ причин имеющегося разрыва, взять на вооружение опыт идущих впереди. Все это в совокупности должно помочь нам выровнять положение.

— Что предполагаете сделать в первую очередь?

— Университет уже несколько лет делает необходимые шаги по менеджменту качества образования, внедрению проектного управления. Понятия «директор проекта», «межфаковская проектная группа», новые кафедры университета в школах, детских садах, крупных социальных учреждениях уже в самое ближайшее время станут для нас привычным механизмом практической реализации наших идей. Дело за системным использованием этого багажа.

— О каких проектах идет речь?

— Например, по нашей инициативе в школе №150 Красноярска открывается кафедра инновационной педагогики. Ее задача — организовать исследовательскую и экспериментальную площадку проектирования инновационной образовательной и воспитательной среды. Кафедра будет обеспечивать исследовательско-методическое сопровождение основных направлений деятельности школы: кадровый менеджмент, менеджмент качества образования, проектную компетентность школьного сообщества, управление воспитательной средой и другие. Красноярский государственный педагогический университет берется проводить социологические исследования, в рамках проекта повышать квалификацию педагогов, создавать профильные классы по авторским методикам.

Все вышесказанное относится и к краевой коррекционной школе №5 восьмого уровня, где университет открывает кафедру педагогики особого детства. Работа этой кафедры призвана обеспечить научно-методическое сопровождение современных технологий работы с особыми детьми и их родителями, апробацию процессов обновления организации и содержания профессиональной подготовки педагогов в педагогическом вузе.

— Каким Вам видится будущее вуза, стратегия его дальнейшего развития?

— Динамика и результативность научных исследований и образовательных технологий, превращение нашего вуза в одну большую исследовательскую площадку, вовлеченность в программы развития человеческого капитала края и страны — вот здесь находится ключ к нашей профессиональной успешности.

На достижение этого результата нацелена Программа стратегического развития нашего университета на 2012-2016 годы. Она поможет позитивно изменить среду обучения и воспитания в ряде направлений нашей деятельности, позволит ставить перед собой более высокие цели. Самая важная из них — получение статуса одного из ведущих исследовательских гуманитарно-педагогических университетов России.

— Как думаете, получится?

— Современный университет — это не застывший монумент. Это постоянное, целенаправленное движение, это решение самых актуальных проблем реальной жизни. Академическая и научная мобильность, участие в технологических платформах в секторе развития человеческого потенциала края и страны — все это можно внедрить только вместе, при максимальной поддержке коллектива университета, его аспирантов и студентов. Только командный принцип позволит университету продолжать свой успешный путь развития и достигать новых впечатляющих результатов.

Беседовал Олег Степаненко