КрАЗ расширяет выпуск сплавов

Красноярский алюминиевый завод в 2011 году по экономическим показателям вышел на докризисный уровень. Выпуск алюминия составил почти миллион тонн, что близко к максимальному показателю 2008 года. Об итогах года, перспективах на ближайшее будущее, экологической и социальной ответственности предприятия и многом другом рассказал управляющий директор КрАЗа Евгений Никитин.

— Экономика страны постепенно идет на поправку после кризиса 2008 года. Евгений Викторович, как себя чувствует КрАЗ? С какими результатами вы вошли в 2012 год? Какую главную задачу завод ставил для себя завод, и выполнена ли она?

— По итогам 2011 года можно сказать, что КрАЗ отработал лучше прошлого года. Мы вышли на показатели докризисного уровня: выпуск алюминия составил 995 тысяч тонн металла в год.

Мы ставили перед собой задачу увеличить выпуск сплавов, и эта цель была достигнута: в 2011 году завод выпустил 250 тысяч тонн сплавов. Расширить спектр сплавов нам позволила модернизация литейного оборудования.

Качество продукции также растет. В этом направлении в ближайшее время планируется установка фильтра тонкой очистки, а также прибора постоянного контроля качества металла.

Ведем подготовку к выпуску высокотехнологичных сплавов, которые, в основном, используются в авиации. В планах: запуск совместного проекта КраМЗа и КрАЗа по поставке продукции для таких известных концернов как «Боинг» и «Аэробус».

— Будет ли востребован новый ассортимент, который завод начнет выпускать?

— Что именно будет выпускаться, зависит от конкретных требований заказчика. Переговоров на данный момент идет очень много, например, с компанией Volkswagen, для которой поставки мы уже частично делали. Потребности их клиентов постоянно меняются, нам выдвигают новые требования по качеству и спецификации сплавов. Потому для заказчиков важно, как быстро мы сможем перестроить производство, выполнить заказ.

— Увеличение объемов производства ведет за собой и повышение расходов на электроэнергию. Предпринимаются ли какие-то меры для снижения энергозатрат?

— Тарифы на энергию растут, и с 1 июля мы ожидаем еще один скачок цен. Поэтому совместно с Инженерно-технологическим центром РУСАЛа разрабатываем и внедряем энергоэффективную технологию производства алюминия. На данный момент испытание технологии ведется на трех электролизерах с обожженными анодами. Проектные объемы снижения потребления энергии на одну тонну алюминия составляют 600–700 кВтч. Фактически за два месяца испытаний мы уже достигли отличного результата — 400 кВтч. В этом году у нас планируется установка еще пяти энергоэффективных электролизеров.

— Были ли выполнены социальные и экологические обязательства КрАЗа?
— Мы брали на себя обязательства по увеличению заработной платы, и, в среднем, за прошедший год мы подняли ее на 15%. На сегодня средняя зарплата по заводу составляет 36 000 рублей. 168 наших работников получили квартиры в рамках жилищной программы «50 на 50». Согласно ее условиям, половину стоимости квартиры оплачивает работник, половину — компания. В 2011 году мы ввели дополнительное медицинское страхование. Все работники у нас застрахованы. В этом году вновь будет открыт корпоративный оздоровительный лагерь для детей сотрудников компании, сейчас вовсю ведется подготовка к новому сезону.

По экологии. У нас подписано соглашение с правительством Красноярского края, по которому мы взяли на себя обязательства по снижению объемов выбросов вредных веществ в атмосферу. Данная программа также выполняется. За минувший год мы сократили выбросы на 1100 тонн, продолжая вводить в строй электролизеры нового поколения. На сегодняшний день их установлено на заводе 187 штук.

Кроме того, наш завод включен в программу ООН по сокращению выбросов парниковых газов. Заявленные объемы снижения выбросов заводом были достигнуты, что подтверждено международными аудиторами. Мы уже вышли на продажу квот на выбросы европейским потребителям. Полученные от продажи квот средства завод может направить только на улучшение экологии и снижение выбросов в атмосферу. В апреле надеемся получить первые денежные средства от продажи единиц выбросов. За 2009–2010 годы выходит около трех миллионов евро, ориентировочно такую же сумму прогнозируем на 2011 год.

— Есть ли у КрАЗа совместные проекты с правительством региона, проекты федерального уровня?

— С правительством края у нас подписано социальное соглашение, по которому компания обязуется, во-первых, не снижать уровень социальных затрат. И второе — это строительство детского сада на 270 мест в микрорайоне Северном в Красноярске. В этом году оно началось, в первом квартале 2013 года должно быть закончено. В строительстве участия мы не принимаем, только в финансировании, и оно составляет 238 миллионов рублей.

По федеральным программам — существует совместный проект со «Сколково» по разработке проекта «Инертный анод».

— В прошлом году много говорилось о механизации труда работников. Насколько удалось облегчить работу электролизников?

— Мы поставили себе цель в прошлом году — снизить долю физического труда работника. В связи с этим были закуплены погрузчики фирмы Toyota. В 2012 году мы продолжим закупать их, в результате в каждом корпусе завода будут работать по пять погрузчиков. То есть в каждой бригаде должен появиться погрузчик, который снизит физический труд электролизника.

Также ведем проект с группой «ГАЗ». Речь идет о выпуске малогабаритной техники, которая могла бы обеспечить замену существующей импортной технике и устаревшей отечественной. Предприятий, которые выпускали технологическую технику именно для алюминиевой промышленности, в стране становится все меньше. Поэтому мы вынуждены создавать заново производство. Несколько опытных экземпляров техники «ГАЗ» мы уже получили. Они дешевле импортных аналогов. А по уровню комфорта эти машины ничем не отличаются: имеют фильтры очистки воздуха, кондиционеры, амортизирующие сидения. Водителям работать в них удобно.

— Реализуются ли на заводе программы повышения производительности труда?

— Программу роста производительности я частично упомянул — это механизация труда. Второй аспект — это автоматизация производства. Сегодня в восьми корпусах завода второго цеха работает Wi-Fi. Знаете, для чего? Без автоматизации на процесс выливки уходит чрезмерно много времени. Wi-Fi же позволяет нажатием одной кнопки, установленной в кабине крановщика, запустить выливку.

И хочу подчеркнуть, что с повышением производительности никакого сокращения на заводе не произойдет, потому что потребность в людях у нас существует всегда.