Евгения Бахмарева: «Мы ждем от школьников интересных проектов, которые нужны не только им, но и кому-то еще»
Сегодня в Красноярске прошел финал краевого конкурса социальных инициатив «Мой край –мое дело». Организатором конкурса является «Красноярский краевой Дворец пионеров». «Мой край –мое дело» объединяет инициативных, целеустремленных, ответственных школьников Красноярского края в области создания социальных, медиа- и бизнес-проектов, сообщают организаторы. В конкурсе приняли участие свыше трех тысяч школьников со всего края, а в очный финал конкурса прошли 450 ребят. «Пресс-Лайн» поговорил с заместителем директора по организационно-массовой работе Краевого Дворца пионеров Евгенией Бахмаревой о значении конкурса и о том, что он дает нашему краю.
— Каких результатов вы ждете от конкурса в этом году?
— Мы ждем интересных проектов и результатов проектных идей школьников, которые нужны не только им, но и кому-то еще. Но самое главное, чтобы школьникам самим бы это нравилось, потому что можно сколько угодно говорить про интересные дела или проекты, но если этим не горят сами авторы, если у них нет личной актуальности проекта, то даже не хочется это поддерживать. Поэтому мы ждем личной заинтересованности ребят в свершении дел и проектов.
— Какие дети чаще принимают участие в конкурсе: из регионального центра или из районов края?
— Из районов. И вообще такая тенденция, что ребята из муниципалитетов более заинтересованные и живые. Может, потому что у них меньше выбора для досуга, увлечений, собственного саморазвития. Проекты их посильнее с точки зрения результативности. Последние 4-5 лет не меньше 40 муниципалитетов представлены на финале, а в заочном еще больше. Мы рады, что эта цифра не уменьшается. Участников в заочных муниципальных этапах всегда становится больше, но мы эту цифру никак не контролируем. А финал зависит от финансирования мероприятия. Пока в планах останавливается на этой цифре: 400-450 школьников. Есть идея изменить формат с однодневного на двух.
Вообще конкурс проводится с 2004 года, в первый год была только медианоминация. Постепенно с каждым годом мероприятие обрастало новыми: бизнес-проекты вообще только последние 4-5 года. Кроме того, в этом году есть абсолютная новинка – это индивидуальная номинация «PROсебя», эгоистичная, если можно так назвать.
— Проявили ли интерес к новой номинации?
— Мы вообще думали, что не сможем набрать даже 2-3 проекта. Но был даже отбор, на финал прошли только 8 проектов.
— Есть ли такие детские проекты, которые вышли за рамки конкурса в «большой мир»?
— Да, были такие проекты. Например, номинация «Школьный бизнес-стартап»: пять лет назад девочка начинала с конкурса «Мой край –мое дело», а сейчас у нее своя самостоятельная сеть студий аквагрима. Она работает на всех крупных городских мероприятиях, ее площадки стоят в торговых центрах. Для нее это стало профессиональной самореализацией. Кроме того, многие эксперты поддерживают социальные проекты. Например, года два назад в Сосновоборске был социальный проект обустройства игровой досуговой комнаты в педиатрическом отделении детской больницы. И уполномоченный по правам ребенка города всячески поддерживала ребят: организационно, ресурсами и т.д.
— А поддерживает ли Дворец как организатор реализацию проектов?
— Нет, мы сразу отказались как-то финансово поддерживать социальные проекты. Если в той или иной инициативе нуждаются сами жители, если они готовы выходить и искать спонсорскую или партнерскую помощь, значит, эта инициатива нужна кому-то. Вообще краевая поддержка противоречит цели конкурса: выявить инициативность, самостоятельность, умение находить заинтересованных.
Конкурс – это многоуровневая система. Победители в номинациях потом представляют край на всероссийском уровне: например, конкурс «Лидер», конкурс медиапроектов «Новый взгляд». Победителей в «Мой край –мое дело» мы рекомендуем, сопровождаем и координируем. По некоторым конкурсам ребята получают призы, титулы, звания. Для ребят это некий «лифт» в их деятельности.
— Что делает Краевой Дворец для привлечения ребят к участию в конкурсе?
— Дворец — это такое учреждение, которое очень популярно для всей системы образования, особенно дополнительного в нашем регионе. Репутация у Дворца очень высокая, поэтому достаточно информационного письма, далее уже все школы сами реагируют. Последние два-три года мы активно используем социальные сети, нам хочется самостоятельности самих участников. Не чтобы педагоги оформляли заявки, а сами ребята. Мы вводим онлайн-регистрацию на конкурс, с чем ребята справляются успешнее своих наставников.
— На какую тему делают проекты ребята? Школьников из года в год волнуют одни и те же проблемы?
— Это, конечно, очень сложная тема, так как ребята работают в связке с педагогами. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда у педагога, другого возраста, другого поколения, свое видение окружающей действительности, а у ребят свое. Когда они вступают в коммуникацию и ищут проектную идею, свои интересы друг с другом соотносят, то они не состыковываются. И поэтому всегда популярными остаются темы, связанные с сохранением исторической памяти, с ее популяризацией, а также с героическим прошлым наших поколений. Здесь большая заслуга педагогов, их ценностей, как они доносят это до ребят. Школьники это с удовольствием подхватывают, и эта тематика остается неизменной. Активную популярность сейчас набирают такие темы как новые молодежные досуговые форматы: коворкинги, необычные творческие пространства, арт-фестивали и т.д. И это нас радует, так как ребята говорят от себя: «Я готов изменить окружающую действительность». Также традиционной тема остается здорового образа жизни. Только раньше это было очень банально: условно, сигарета на конфету. Сейчас ребята ищут какие-то альтернативные методы.