Высокие и низкие материи

Тезис о том, что власть и народ в России существуют в параллельных мирах, стал уже трюизмом. События, происходящие в этих вселенных, важны, как правило, только для населяющих их жителей (соответственно чиновников и населения), но иногда в некоторых пространственно-временных точках происходит пересечение сих миров.

Одним из таких событий стала смерть Александра Исаевича Солженицына, который был одним из последних русских мыслителей, масштабом своей личности сравнимым с титанами золотого и серебряного веков отечественной культуры. Помнится, «Комсомолка» в разгар перестройки — в 1990 году опубликовала многомиллионным тиражом его работу «Как обустроить Россию?». Не знаю, сколько моих соотечественников прочли тогда солженицынские размышления, однако факт остается фактом — этот писатель был последним из того ряда русских мыслителей, который по праву заслужил звание «властителя дум» не узкой прослойки интеллигенции, а широких народных масс. К этому же ряду относился и наш земляк — Виктор Петрович Астафьев, со смертью которого на берегах Енисея не осталось духовных авторитетов такой величины.

Трудно измерить влияние Солженицына на умонастроение мыслящей части нашего общества в последние десятилетия советской власти, но очевидно, что автор «Архипелага «Гулага» стал одним из могильщиков коммунистической империи. Менее очевидно его влияние на новейшую российскую историю, однако смею предположить, что некоторые идеи писателя через себя пропустил Владимир Путин. Одна из выстраданных солженицынских мыслей — «о сбережении народа» — оказалась созвучной и политической философии самого влиятельного политика нашей страны. Однако любая идея только тогда чего-то стоит, когда претворяется в жизнь. И лучшей памятью о великом писателе будет жизнь его мыслей не в книжках литературоведов и тихих залах музеев, а в актуальной политической практике…

В ожидании председателя

Визит председателя в квадрате (правительства и партии «Единая Россия») ожидается на берегах Енисея на этой неделе. По последним сведениям, к нам он заглянет буквально на несколько часов, чтобы пообщаться с продвинутой сибирской молодежью в ТИМ «Бирюса». В таком статусе Владимир Владимирович приезжает к нам впервые. До этого он был трижды у нас в ранге президента РФ.

Уже всем ясно, что ВВП не собирается уходить с политической сцены. Согласно последнему экспертному рейтингу «Независимой газеты», он по-прежнему самый влиятельный политик страны. И это начинает понемногу нервировать не только отечественную, но и мировую элиту, которая до сих пор не может точно просчитать, что ожидать от тандема Медведев — Путин. А это не только праздный интерес, это вопрос долговременных инвестиций и стратегических планов. Пессимисты утверждают, что «лыжи» в нашей федеральной власти начинают потихоньку разъезжаться в разные стороны, оптимисты верят, что причин для разногласий у единомышленников нет. Однако в любом случае обращает на себя внимание, что правительство с приходом туда ВВП стало равновеликим по политическому весу с администрацией президента. Если крепость союза Путина и Медведева — это святое, то в том, что между разными центрами силы и принятия ключевых решений в скором времени развернется нешуточная борьба тоже никто не сомневается. Королей играют свиты.

Как минимум, в двух сегментах федеральной политической жизни такое противостояние наметилось. В партийном — между путинской «Единой Россией» и потенциально медведевской «Справедливой Россией», а в интеллектуальном — между Фондом эффективном политики (ФЭП) Глеба Павловского, который ассоциируется с Владимиром Путиным, и Институтом современного развития (РИО-Центра) Игоря Юргенса, которого считают близким Дмитрию Медведеву. Поэтому весьма любопытно послушать Владимира Путина в его разговоре на территории инициативной молодежи. Последний раз в Красноярске перед выборами в Госдуму он был весьма откровенен. Может быть, порадует сенсациями и сейчас.

Накануне визита высокого гостя возобновились слухи о том, что Александр Хлопонин может перейти на работу в правительство. Одно известное в Красноярске информационное агентство даже начало спрашивать местных ньюсмейкеров на предмет того, кто бы мог стать преемником АГХ. Марина Добровольская без обиняков ответила, что видит в этом качестве Александра Усса и Петра Пимашкова… Губернатора уже столько раз провожали в златоглавую, что не хочется в очередной раз углубляться в эту тему. Правда, надо понимать, что тектонические изменения, которые сейчас происходят на российском политическом Олимпе, всегда сильно перетасовывают кадровую колоду топ-управленцев. Именно поэтому в случае Хлопонина ничего гарантировать нельзя. Может быть, и уедет. Но на краевом «хозяйстве» останется скорее Александр Новак, чем спикер ЗС или мэр Красноярска. По принципу преемственности.

Стратеги и тактики

Практически незамеченным прошло подведение итогов открытого конкурса на право оказания услуг по разработке и технико-экономическому обоснованию стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года. Сюрпризов не произошло — единственный участник, подавший заявку на освоение 40 миллионов рублей, ГУП «Корпорация «Красноярск-2020» и был признан его победителем. Эта корпорация является главным оператором любимого проекта губернатора Александра Хлопонина. Возглавляет ее бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев.

По неофициальным данным, одним из главных разработчиков концепции станет известная в России московская консалтинговая компания «Strategy Partners». Ей наверняка придется подключать к работе и местные консалтинговые фирмы, потому что объем работ предстоит выполнить фантастический. «Создателям концепции Красноярской агломерации придется проявить недюжинные творческие способности, — прогнозирует политолог Андрей Копытов. — Дело в том, что подобных развернутых моделей в России еще не делали. Были только пиаровские презентации. Красноярцы фактически становятся лидерами в этом процессе. Наверняка их опыт, если он будет успешным, станет использоваться и при создании агломераций в других регионах страны».

Примечательно, что главная тема весны-2008 летом как-то ушла на второй план. Похоже, только сейчас инициаторы идеи создания «Большого Красноярска» поняли, какую сложную задачу им придется решить. По многим параметрам она окажется сложнее, чем референдум по объединению Красноярского края. И не факт, что московские стратеги смогут предложить эффективные рецепты решения этой темы. Посмотрим.

Стржалковский их помирит

Главная новость, пришедшая из Москвы в последнюю неделю, взволновала не только норильчан, но и всех красноярцев, понимающих, что стабильность региона во многом зависит от стабильности в «Норильском никеле», — компанию возглавит человек с трудно произносимой фамилией —  Владимир Стржалковский. Выходец из КГБ, соратник Владимира Путина, до недавнего времени он возглавлял Ростуризм. Идеальная для политической карьеры биография, но Стржалковский предпочел стезю в сфере большой экономики, приняв предложение Владимира Потанина, с которым согласился и другой совладелец никелевой империи Олег Дерипаска.

«Я принял предложение «Норникеля», это крупная компания, публичная, устойчивая, не имеющая конфликтов с властями», — сказал Стржалковский «Интерфаксу», добавив, что решение он принял после консультаций с руководством страны. Но окончательное слово в этом вопросе за советом директоров, который соберется 8 августа. Думается, директора учтут мнение руководства страны. Тем самым, появляются шансы приглушить конфликт главных акционеров, хотя вряд ли даже Стржалковскому, который будет пусть и высокопоставленным, но все же лишь менеджером, удастся окончательно примирить олигархов. Самые зубастые акулы российского бизнеса по определению будут продолжать бороться за власть в компании. Тем более, что у Владимира Потанина появилась новая головная боль.

Его бывший партнер Михаил Прохоров решил создать двойника «Норникеля» — горно-металлургическую компанию «Интергео». Основой компании станут геологоразведочные активы, приобретенные прохоровским «Онэксимом» у «Интерроса» в рамках сделки по разделу активов «КМ инвест». Всего на балансе ГМК «Интергео» будут консолидированы лицензии на 12 активов. Прогнозные запасы и ресурсы по ним составят более 15 млн т меди, 9 млн т никеля, 1 млн т молибдена, 750 т платиноидов, 90 млн т титана. «Онэксим» собирается вложить в нее 10 миллиардов долларов. Компанию возглавит бывший топ-менеджер «Норникеля» Максим Финский. Очевидно, что в контексте этого проекта становятся слегка бессмысленными разговоры о том, что в отечественной цветной металлургии будет создана супермегакорпрорация. Тем более, что «Русал» тоже на днях официально заявил, что сливаться в экстазе с «Норникелем» не собирается. Российские олигархи подобны орлам — предпочитают вкушать добычу в гордом одиночестве…