Цена губернаторского слова

Незамеченной на берегах Енисея оказалась первая годовщина принятия новой Конституции Красноярского края. Между тем, именно в прошлогодней редакции устава региона появилась принципиально новая для края схема исполнительной власти. Можно спорить, насколько эффективней работают министры регионального правительства и губернаторская администрация заместителей предыдущей верхушки власти, однако уже сейчас не вызывает сомнений очевидный политический эффект появления регионального кабинета министров лично для губернатора.

Александр Хлопонин получил полное право спрашивать со своих министров за ситуацию в социально-экономической сфере и назначать их крайними за провалы на конкретных направлениях. На этой неделе глава региона довел эту идею до апофеоза: теперь наши министры несут персональную ответственность не только за предприятия с государственным участием, но и за частные тоже!

Справедливости ради отметим, что идею персональной ответственности предложил премьер Эдхам Акбулатов.

«В нынешних экономических условиях министры должны более активно реализовывать инициативные полномочия, касающиеся влияния на деятельность предприятий всех форм собственности, в то время как ранее контроль ограничивался лишь государственными компаниями», – заявил человек № 2 в исполнительной власти края. Губернатору идея понравилась.

«Министрам нужно чаще ездить на предприятия, встречаться с людьми, а не отписываться», – подчеркнул Хлопонин. Удивительно, но эти слова практически совпали с призывом Дмитрия Медведева, который в июне во время видеоконференции со своими полпредами потребовал от них вытаскивать губернаторов «из-под столов», дабы руководители регионов шли «вкалывать на своих местах, ездить по предприятиям, встречаться с трудовыми коллективами, вытаскивать собственников для разговора». Это, конечно же, свидетельствует не о политическом плагиате, а о том, что выстроенная Путиным вертикаль власти и при Медведеве по-прежнему действует в полный рост. Более того, в условиях, когда под ударами кризиса трещит все и вся, ее роль только увеличивается. Любые поползновения типа «восстания Рахимова» (усомнившегося в «руководящей и направляющей» роли родной партии и взбрыкнувшего на Кремль) сейчас должны рассматриваться как попытка побега, и жестко пресекаться.

В ОЖИДАНИИ ЧИНОВНИЧЬИХ СКАЛЬПОВ

medika Конечно, можно долго дискутировать, какими административными рычагами наши доблестные министры смогут уберечь проблемные предприятия от банкротств. Или заставить их владельцев честно расплачиваться со своими трудовыми коллективами, однако интереснее другое: КАКУЮ именно будут нести ответственность высокопоставленные чиновники? Если, не дай Бог, где-нибудь в Минусинске или Канске закроется стратегически важное для этих территорий предприятие? И понесут ли вообще? В этом, знаете, есть некоторые сомнения.

Конкретный пример – эпопея вокруг строительства онкологического центра. Красноярск остается единственным городом Сибирского федерального округа, где до сих пор нет современного центра для лечения онкологических больных. Еще в 2005 году было принято решение о строительстве краевого онкологического диспансера на 450 мест. Тендер выиграла фирма «Медиал», зарегистрированная в Москве, заявившая самую низкую цену.

Строители обещали подготовить проект онкологического центра в течение трех месяцев. Однако и за четыре (!) года он не появился. Год назад ситуацией заинтересовались депутаты ЗС, которые с удивлением выяснили, что земля, где собирались строить онкоцентр, находится в частном владении и на ней возводятся элитные «высотки».

Председатель комитета ЗС по здравоохранению, спорту и туризму Сергей Натаров тогда призвал «назначить конкретных лиц, которые будут нести персональную ответственность за строительство того или иного социально значимого объекта».

Однако, деньги (немалые) потрачены впустую, на дворе июнь 2009 года, а виновные не названы и соответственно не наказаны. Хлопонин на этой неделе вынужден был предложить построить онкоцентр в пригороде Красноярска, а проект купить уже готовым. Сейчас общественность спорит о плюсах и минусах этой идеи, но факт остается фактом: если первоначально на возведение онкоцентра планировали вынуть из краевого кошелька (федерального и краевого) 2,5 млрд рублей, то нынче цена будет гораздо выше. Не находите, что ситуация повторяется, как и с ледовым Дворцом?

Тема неснятых чиновничьих скальпов, тем не менее, остается. «Я, как депутат и гражданин края, очень хотел бы понять, кто понесет ответственность за неэффективное использование многомиллионных сумм, которые были потрачены впустую на проектирование и привязку этого объекта к существующей площадке», – заявил 18 июня спикер ЗС Александр Усс.

Мы очень надеемся, что руководитель законодательной ветви нашего региона сможет не только задавать правильные вопросы, но и в ближайшее время сообщить красноярскому народу, кто персонально так славно «попилил» бюджетные миллионы на глазах у изумленной публики. Есть сильное подозрение, что в эту аферу замешаны не только люди, сидящие в сером доме, но и некоторые чиновники из муниципалитета. Думается, что здесь есть широкое поле работы и для Счетной палаты, и для силовых ведомств. Уверен, что заинтересован в публичной порке виновных и губернатор, который в этом году выпустил немало словесных артзалпов в адрес своих подчиненных. Пока же дело не дошло даже до появления на чиновничьих мундирах «бутафорской» крови. Иногда громкие фразы все же нужно подкреплять делами, а иначе даже губернаторские слова могут упасть в цене.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ СЕРГЕЙ СОКОЛ НА БЕРЕГА ЕНИСЕЯ?

Можно, конечно, понять Хлопонина, который не спешит расставаться пусть и с серенькими, и с неэффективными, но все же старательными министрами. Они порой покрываются красными пятнами под суровым взором губернатора. Ключевой вопрос: где найти им нормальную замену? Проблема «короткой скамейки» запасных навязла в зубах и остра абсолютно для всех уровней власти: от муниципальной до федеральной. Как говаривал незабвенный Сталин, «других писателей у нас нет». Хотя, возможно, это один из мифов, созданный самой номенклатурой, по понятным причинам заинтересованной в своей несменяемости. В свое время большевики таки радикально решили эту проблему, а кадры и вправду «стали решать все». Возможно, в чем-то прав Евразийский союз молодежи, который позиционирует себя как опричников XXI века. Нужен свежий ветер, самолечение отечественной бюрократии явно не поможет…

Впрочем, все это лирика. А есть «суровая реальность»: лишился поста любимец красноярской гламур-публики Сергей Сокол. Он год с небольшим проработал в качестве первого заместителя губернатора Иркутской области. Отставка была прогнозируемой, поскольку назначенный Медведевым новый глава соседнего региона Дмитрий Мезенцев не скрывал, что сделает ставку на старую иркутскую номенклатуру.

bbiall Впрочем, думаю, что проблем с трудоустройством у Сокола не возникнет. Начиная с 2005 года его регулярно сватали на должности руководителей субъектов Сибирского федерального округа: Горный Алтай, Хакасия, Тува, Читинская область… Сергей Михайлович, несмотря на относительную молодость, обладает богатейшим управленческим опытом: от работы гендиректором в «Норильскгазпроме» до курирования в администрации края самых разных направлений – ТЭКа, туризма, отношений с олигархами, алкогольного рынка, промышленности, административной реформы и т.п. Возможно, именно разнообразие управленческих талантов дало основание зачислить Сокола в «кадровый резерв» сибирского полпреда.

В этом контексте не исключен вариант возвращения Сокола под крыло Хлопонина. Именно глава региона в свое время втащил Сокола в политику, а как говорил великий Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Правда, говорят, что после известного массового отравления на губернаторском студенческом балу, отношения между ними охладели. Но это не отменяет того факта, что Сокол по своему потенциалу не уступает большинству нынешних игроков губернаторской команды. Почему бы ему и вправду не вернуться на берега Енисея? Тем более, что нынешний Красноярск куда как более «продвинутый» город по сравнению с соседним Иркутском. Другой вопрос – а нужно ли это самому Соколу?