Трудная осень – 2008
Утверждение Эдхама Акбулатова председателем краевого правительства (которое ко всеобщему удовольствию прошло без сучка и задоринки на последней сессии Законодательного собрания (ЗС) региона) носит исторический характер. Впервые с 2002 года человеком №2 в структуре исполнительной власти стал коренной красноярец, а не представитель так называемого «норильского» клана. Хотя вряд ли из этого стоить делать далеко идущие выводы, но, тем не менее, сам факт греет душу региональным патриотам, как некогда любил выражаться спикер ЗС Александр Усс: «красноярского народа».
У нового премьера не будет времени на раскачку – ему в ближайшее время предстоит решить сложнейшую задачу по урегулированию ситуации в авиационной отрасли края. Все это накладывается на общий негативный фон, связанный с замедлением темпов экономического роста в стране и разрастающегося мирового кризиса. Сумрачных лиц на улицах наших городов становится все больше…
РАВНОУДАЛЕННЫЙ АКБУЛАТОВ
В предыдущем политическом обзоре мы называли Эдхама Шукриевича наиболее вероятным преемником Александра Новака. Нужно понимать, что фигура премьер-министра – не только выбор губернатора. Этот человек должен устроить и все крупные ФПГ, работающие на территории региона. Акбулатов идеально вписался в эти параметры. За всю свою долгую административную карьеру он смог сохранить относительную автономность, что многого стоит. Равноудаленность от ФПГ и различных кланов местной номенклатуры сыграли не последнюю роль в его продвижении по служебной лестнице.
Безусловно, Эдхам Акбулатов будет следовать в фарватере стратегического курса, проложенного Александром Хлопониным и Александром Новаком, тем более, что и сам принял непосредственное участие в его разработке. А курс реализация амбициозных проектов, стремление остаться в обойме немногочисленных регионов-локомотивов отечественной экономики. Хотя в управленческой стилистике возможны изменения. Не стоит забывать, что Эдхам Шукриевич экономист по профессии, а не финансист, как его предшественник. Это подразумевает более широкий взгляд на многие процессы и не исключено, что он сможет влить свежую струю в работу краевого кабинета министров. Думается, что Акбулатов проработает на этом посту не менее года, потому как это минимальный срок для подобных структур, когда можно показать какие-то осязаемые результаты своей деятельности.
Не оправдались ожидания по поводу Валерия Семенова, которого тоже называли в числе возможных претендентов на пост. Очевидно, губернатор не рискнул оголять сразу два стратегически важных политических фланга. Как известно, Валерий Владимирович руководит региональным отделением «Единой России». По мнению инсайдерских источников, Семенов показал себя эффективным партийным менеджером, жестким и целеустремленным. С другой стороны, он на посту первого вице-спикера краевого парламента фактически представляет интересы «норильской» группы, в какой-то степени уравновешивая влияние председателя ЗС Александра Усса.
СКАМЕЕЧКА КОРОТКАЯ?
И все же Александр Хлопонин смог удивить, предложив экс-гендиректора «Красэнерго» Михаила Кузичева на пост вице-премьера, курирующего экономический блок. Его не испугала неоднозначная репутация Кузичева, который прославился и жесткими, чубайсовскими методами борьбы с неплательщиками, и войной с алюминщиками, и тем, что не без скандала ушел в мае 2008 года с поста руководителя ОГК-2. «Кузичев приехал в край на такой пост не к сладкой морковке. Три критерия определяют выбор его кандидатуры: опыт, профессионализм, порядочность», – обосновал свой выбор губернатор. Слова Александра Геннадиевича возымели действие: за кандидатуру Кузичева проголосовали все фракции кроме КПРФ. «Михаил Кузичев – яркое подтверждение того, что у Хлопонина короткая скамейка запасных, – уверен политолог Сергей Жабинский. – И все же, несмотря на его противоречивую «кредитную» историю, Михаил Васильевич является политическим тяжеловесом с хорошими связями в Москве. Его нынешний приход в исполнительную власть вряд ли стоит считать случайным». Больше всего по поводу прихода Кузичева в региональную власть возмущался эсэр Олег Пащенко, который мрачно пророчествовал, что работа в краевом правительстве плохо закончится для нового заместителя губернатора. Эмоции эмоциями, но на самом деле есть некоторые сомнения, насколько быстро профессионал в одной, пусть и стратегически важной отрасли, сможет понять проблемы всего народнохозяйственного комплекса нашего непростого края. И не просто понять, но и принять верные управленческие решения.
Пока повис вопрос по вице-премьеру Анатолию Тихонову, который, в частности, курирует создание Красноярской агломерации и инвестиционные проекты на территории региона. В сентябре появилась информация, что он может уйти в бизнес-структуру, но пока он по-прежнему работает в правительстве края. Более того, завтра (7.10.2008г.) он улетает во главе красноярской делегации в Болгарию на Российскую национальную выставку. Анатолий Владимирович не самый последний человек в иерархии краевой власти и его уход может создать серьезные трудности при реализации амбициозных замыслов губернатора. А с вменяемыми и эффективными кадрами в стране и вправду большая «напряженка». Причем, на всех уровнях.
НАСЛЕДИЕ ТЯЖКОЕ АБРАМОВИЧЕЙ…
На прошлой неделе в Красноярске побывал управляющий директор ОАО «Атлант-союз», руководитель антикризисного штаба по ситуации вокруг AirUnion Виталий Ванцев.
Он встретился с губернатором Александром Хлопониным, на котором были урегулированы самые оперативные вопросы, связанные с развалом «КrasAir» и AirUnion. В частности, были приняты решения о полной выплате задолженности по заработной плате до 20 октября текущего года коллективам авиакомпании «КрасЭйр» и альянса «ЭйрЮнион». Договорились о сохранении кадрового потенциала и сложившейся маршрутной сети, сотрудничестве в создании международного авиахаба на базе красноярского аэропорта и развитии региональной малой авиации.
«Для нас принципиально важны две вещи. Первая – оставить коллектив людей, обладающий огромными традициями, опытом. Вторая – сохранение перспектив создания мультимодального транспортного узла, – говорит спикер ЗС Александр Усс.
«Нужны компенсационные меры для того, чтобы не потерять коллектив в зимний период. В течение месяца должны быть согласованы все планы действий авиакомпании «Атлант-Союз», аэропортов Емельяново и Внуково, компании «КрасЭйр». Красноярский край участвует в проекте в качестве владельца контрольного пакета аэропорта Красноярска», – сообщил в свою очередь председатель регионального правительства Эдхам Акбулатов.
Все это хорошо, но факт остается фактом – краевая власть (и исполнительная и законодательная) косвенно виновата, что авиационные бароны братья Абрамовичи столь вольготно чувствовали себя в последние годы.
Все эти неоправданные налоговые преференции «Красэйр», отвод глаз от сумасшедших тарифов на перелеты говорит о том, что с аналитическим прогнозированием развития ситуации в некоторых отраслях экономики у нас дело, УВЫ, обстоит не самым лучшим образом. Сейчас же мы пытаемся сохранить коллектив и перспективу создания мультимодального транспортного узла в ситуации, когда конкуренты (по словам одного очень информированного источника) занимаются фактически легальным грабежом бывшего краевого имущества. Обидно.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/trudnaya-osen-2008