Ставка больше чем смерть

«…Придет серенький волчок»

Реальная история конфликта вокруг «Норникеля» берет свое начало вовсе не с собрания акционеров 28 июня 2010 года (как думают некоторые), а гораздо раньше, в начале 2000-х годов. Тогда «РУСАЛ» фактически проиграл борьбу за Красноярский край на губернаторских выборах, и вынужден был смириться с ролью равнозначного партнера в освоении, но не управлении регионом. Впрочем, судьба подарила окрепшему с тех пор алюминиевому холдингу второй шанс. С покупкой пакета бывшего гендиректора ГМК Михаила Прохорова, в 2008 году, «РУСАЛ» получил вместе с оффшорным партнером больше четверти акций компании. Немногим больше, чем у старого собственника «Норникеля» — «Интерроса» Владимира Потанина.

Быстро освоившись в этой роли, «РУСАЛ» начал наступление на независимость металлургической компании. Главной задачей вначале было поставить под контроль сбытовую политику ГМК. В середине 2009 года, крупнейший в мире сырьевой трейдер и одновременно совладелец «РУСАЛа»,  швейцарская компания Glencore сделала предложение «Норникелю» об организации системы продаж металлов на мировых рынках. По данным «Коммерсанта», переговоры ни к чему не привели. В «Норникеле» посчитали, что «швейцарский транзит» нанесет ущерб не только экономическому, но и международному имиджу компании. К этому добавим еще один штрих. Glencore контролирует одного из главных конкурентов «Норникеля», швейцарскую группу Xstrata. Весной 2010 года диалог на эту тему был прекращен. В тоже время сникла и дискуссия о возможности объединения «РУСАЛа» и «Норильского никеля». Независимый менеджмент ГМК во главе с гендиректором Владимиром Стржалковским, пришедшим в большой бизнес из состава российского правительства, счел такую сделку для северного холдинга невыгодной.

Положение в самом «Русском алюминии» в 2008-2009 годах значительно ухудшилось. Падение мировых цен на металл привело к закрытию ряда предприятий, потери в прибыли. Долги объединенной компании значительно вышли за трафик в 10 миллиардов долларов. Даже в 2010 году, когда мировая экономика снова пошла вверх, эта сумма превышает 12 миллиардов долларов. Не секрет, что «РУСАЛу» нужны деньги, причем, как можно больше, чтобы выбраться из долговой ямы. Возникает вопрос: за счет чего получить дополнительные ресурсы? Во-первых, их можно занять. Но в итоге это приведет только к наращиванию долгового плеча — ведь средства все равно придется возвращать, причем, с процентами. К тому же западные банки сегодня вовсе не стоят в очереди с кредитными предложениями к «РУСАЛу». Не случайно основные надежды компании сейчас связаны с банками, контролируемыми российским государством. Достаточно вспомнить последнее соглашение «РУСАЛа» со «Сбербанкам» о рефинансировании кредита (выданного «Внешэкономбанком»),   на сумму в 4,59 миллиарда долларов.

Во-вторых,  средства можно изъять у внутренних активов компании. Так уже происходит. По информации «Известий», Братский и Красноярский алюминиевый заводы выплатят «РУСАЛу» около миллиарда евро. Это в несколько раз больше чистой прибыли предприятий в прошлом году.

Третий путь — дивиденды от «Норильского никеля». Дело в том, что после смены менеджмента в 2008 году, ГМК смог за счет оптимизации системы управления получить значительную прибыль. В 2009 году она достигла почти 2,5 миллиарда долларов. Половину по решению совета директоров «Норникеля» было решено направить на выплату акционерам.  «РУСАЛу», таким образом, досталось бы более 330 миллионов. Однако алюминиевый холдинг потребовал увеличить общий размер дивидендов до трех миллиардов долларов. Менеджмент «Норникеля» отверг это предложение. С точки зрения «РУСАЛа», ситуация могла быть урегулирована на годовом собрании акционеров 28 июня. Но этого не произошло. Собственники ценных бумаг ОАО «ГМК «Норильский никель» повели себя «непредсказуемо». «РУСАЛ» не только не получил прибавки в дивидендах, но и лишился паритета в новом составе совета директоров компании. В него не попал даже прежний председатель, бывший управленец ельцинской эпохи Александр Волошин. Несмотря на то, что Волошин считался «независимым кандидатом», многие из миноритарных акционеров отказали ему в поддержке, предпочтя топ-менеджеров из ГМК и «Интерроса».

Интерес в этой ситуации представляет позиция Владимира Потанина, главы холдинговой компании «Интеррос» (25% акций «Норникеля»). Номер 61 списка Forbes тоже нужны деньги, причем немалые. Не так давно стало известно, что его затраты на Олимпиаду в Сочи выросли на два миллиарда долларов. Однако Потанин согласился удовольствоваться 331 миллионом долларов дивидендов.

Конфуз с ГОСА (годовым общим собранием акционеров) не остановил «РУСАЛ». Практически сразу обвинив руководство ГМК в нарушениях процедуры собрания, алюминиевый холдинг выразил готовность отстаивать свою позицию во всевозможных инстанциях. Это вылилось и в письмо президенту России и в судебные иски. В частности, поданы заявления в Лондонский суд и в Красноярский арбитраж. Поможет и заграница. В качестве консультантов в акционерском конфликте будут использованы Merrill Lynch и Credit Suisse. Кстати, их услуги, по причине высокой квалификации специалистов, тоже могут обойтись «РУСАЛу» недешево.

Новый раунд споров сегодня развернулся в преддверии внеочередного собрания акционеров ГМК, инициированного «РУСАЛом». Оно, напомним,  намечено на 21 октября. «РУСАЛ» уже начал консультации с миноритарными акционерами ГМК в надежде, что осенью они изменят свои позиции и помогут компании Олега Дерипаски не только вернуть места в совете директоров , но и повысить размер дивидендов.

Никто кроме них

Нынешний топ-менеджмент ГМК, команда Владимира Стржалковского, возглавив «Норникель», провозгласила курс «возвращения на Родину». Компания отказывалась от продолжения экспансии по всему миру «прохоровских» времен, принесшей в основном убытки. Упор был сделан на российские проекты. Инвестиционные потоки были сконцентрированы в основном в заполярной зоне — на Кольском полуострове и в Норильском промышленном районе. Там сейчас идет активная разведка месторождений, строительство по сути новых предприятий. В не самом далеком будущем часть грязных производств — наследие сталинской индустриализации — планируется вывести из Норильска. Конечно, ситуация в заполярном городе далека от идеала. Старый жилой фонд, все еще не западные стандарты жизни, тяжелая работа в реальном секторе экономики, все это имеет место. Но сегодня у людей там есть перспективы. Причем, не только когда-то перебраться на материк. Построен фактически новый аэропорт, новая логистика авиаперелетов. «Дочка» «Норникеля» NordStar, спешно (и, как выяснилось успешно) созданная как магистральный перевозчик после краха «Красэйр»,  уже перевезла сотни тысяч пассажиров. И не только в Москву, но и на юг России.

На уровне «Норникеля» принят и ряд социальных программ, связанных с предоставлением жилья работникам компании в благоприятных регионах России. В самом Норильске тоже начнется строительство — устаревший жилой фонд заменят тысячами новых квартир.

Северная компания играет солидную роль и в поддержании бюджетного баланса в Красноярском крае. В очень непростом для региона 2009 году, на «Норникель» пришлось 14 процентов всех поступлений в региональную казну. В 2010 году будет значительно больше — цены на металл выросли, и налоги вновь пошли вверх. Это позволит краю реализовать больше социальных программ не только в Норильске и на Таймыре, но и в самом Красноярске.

Между тем, платежи «РУСАЛа» в бюджет региона давно объявлены тайной. Во всяком случае, никакой официальной информации на этот счет нет. В отличие от Норильска, где сокращения персонала практически не наблюдалось, на Красноярском алюминиевом заводе этот процесс продолжается до сих пор.

«В результате выполнения мероприятий по совершенствованию организации труда и оптимизации численности в подразделениях предприятия среднесписочная численность работников ОАО «РУСАЛ Красноярск» уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 6,9 %», — отмечается в отчете КрАЗа за 2009 год.  Зато оставшиеся сотрудники стали работать больше. «В отчетном году при снижении выпуска товарной продукции только за счет оптимизации численности работников достигнут рост производительности труда промышленно-производственного персонала ОАО «РУСАЛ Красноярск» и составил 205,6 тонны на 1 работника, что на 2,2 % больше, чем в 2008 году», — говорится в том же документе. 

Быть может, алюминиевая компания тратит баснословные деньги на поддержание социальной сферы Красноярска? Однако как показывает отчет, в расчете на одного сотрудника завода «РУСАЛ-Красноярск» тратит на социальные программы не более двух тысяч рублей в месяц. В год на всех это меньше 100 миллионов рублей. Напомним, что чистая прибыль завода только в первом квартале 2010 года превысила 1,5 миллиарда рублей, а выручка 10 миллиардов.
Другим крупным проектом «РУСАЛа» в Красноярском крае является возведение (совместно с «Русгидро») алюминиевого завода и Богучанской ГЭС (проект БЭМО). Гидростанция должна была дать первый ток уже в 2010 году, но так как договориться о финансировании строительства вовремя не удалось, сроки оказались сдвинутыми примерно на год. До сих пор в зоне затопления будущего Богучанского моря в селах остаются сотни людей, и местным властям приходится заново воссоздать там уже ликвидированную социальную сферу.

Еще один пример деятельности структур, подконтрольных Олегу Дерипаске — Енисейский ЦБК. Комбинат, некогда гордость Красноярского края, сегодня остановлен. У предприятия нет средств, чтобы погасить 100-миллионный долг за электроэнергию.

К слову, у «Норильского никеля» в крае тоже не все гладко. Приостановлена реализация перспективного проекта освоения Кингашского месторождения в Саянском районе, замерло развитие фан-парка «Бобровый лог». Однако никто из топ-менеджеров ГМК никогда не заявлял о возможном отказе от содержания объектов социальной инфраструктуры Норильска. Более того, продолжается реконструкция и строительство спортивных площадок — «Заполярник» и «Арена». А в части создания новых рабочих мест на севере готовится расширение мощностей подконтрольного ГМК «Таймыргаза», а также порта Дудинка. Средства на это идут в том числе и из чистой прибыли «Норникеля», того самого миллиарда долларов, которые совет директоров и многие акционеры решили направить на развитие компании.

Сейчас трудно представить ситуацию в Норильске без помощи ГМК, при отсутствии  социальных выплат и доппенсий населению города. Фактически это будет повторением «великой депрессии» 1990-х годов, когда люди стремились выбраться из заполярного плена любыми возможными способами. В России новой эпохи уже есть один пример такого моногорода — Пикалево, имя которого стало нарицательным. И оно неразрывно вошло в историю страны вместе с именем Олега Дерипаски. Тогда, весной-летом 2009 года в ситуацию в Пикалево пришлось вмешиваться практически всему составу правительства во главе с Владимиром Путиным. А ведь там насчитывается всего 20 тысяч человек —  в 10 раз меньше, чем в северном Норильске.

Что дальше?

Прогнозировать развитие ситуации вокруг ГМК «Норильский никель» сложно. Если «РУСАЛу» удастся взять верх на собрании 21 октября, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Например, отказ ГМК от ряда социальных программ в пользу получения большей прибыли. В частности, от пассажирских перевозок с социальным дисконтом самолетами Nord Star. Или от программы «Наш Дом» (предоставления северянам жилья в европейской России), детского отдыха, оздоровления сотрудников.

Ясно одно — это будет другая компания, более закрытая и агрессивная по отношению к местным властям и красноярскому сообществу.

Впрочем, остается вариант, при котором «русаловский» блокбакет «Норникеля» будет продан — госбанкам или структурам Владимира Потанина. Тем более что ресурсы у них для такой сделки есть. В этом случае Олег Дерипаска получит средства на возврат долгов, а «Норникель» — годы для спокойного развития бизнеса.

Справка: в настоящее время уставный капитал ГМК «Норильский никель» состоит из 190 627 747 обыкновенных именных акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Примерно по 25% акций компании располагают ХК «Интеррос» Владимира Потанина и ОК «РУСАЛ» Олега Дерипаски.

ФОТО: "РУСАЛ-КРАСНОЯРСК"

Использованы материалы, опубликованные в 2010 году в газетах "Коммерсант", "МК в Красноярске", "Ведомости", федеральных новостных агентств, отчетов ГМК "Норильский никель" и ОАО "РУСАЛ-Красноярск".

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции агентства.