Скрытая угроза

В Красноярске на этой неделе решится, кто будет модернизировать аэропорт «Емельяново». Уже в пятницу, 19 июня, пройдет аукцион по продаже 51% акций красноярского воздушного вокзала, которыми владеет компания «ЭРА Групп». Победитель торгов обязан к 2017 году построить новый пассажирский терминал, а затем и полностью реконструировать «Емельяново». Бьются за аэропорт три компании: Красноярская ГЭС (входит в холдинг «Базовый элемент»), «Емельяново-инвест» (Ренова») и «Аквамарин» («Новапорт»).

Если в конкурсе победит Красноярская ГЭС, то управлять аэропортом, вероятнее всего, станет аэропортовый оператор «Базового элемента» — «Базэл Аэро», владеющий печально известным уже аэропортом «Пашковский» в Краснодаре, над которым, как пишет в статье от 16 июня сайт «РБК», нависла реальная угроза закрытия.

По информации издания, недавно назначенный врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев написал письмо президенту РФ Владимиру Путину. В нем Кондратьев утверждает (ссылаясь непосредственно на «Базэл»), что из-за задержки сроков реконструкции «Пашковского» и плохого состояния аэродрома Росавиация может ограничить работу аэропорта, вплоть до полной остановки полетов, уже 1 сентября этого года. Президент перенаправил письмо министру транспорта Максиму Соколову, поручив рассмотреть документ и доложить о завершении проекта.

Суть проблемы в том, что на время реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома Краснодара в качестве основной использовалась магистральная «рулежка». За этот срок она пришла в негодность и сейчас требует закрытия на гарантийный ремонт.

Аэродромная инфраструктура аэропорта ремонтируется за счет государства с 2012 года. Заказчиком строительства выступает ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА), которое авансом оплатило все работы еще в начале проекта —  это 4,67 млрд бюджетных рублей. Генеральный подрядчик строительства — компания «Трансстрой», на начало подряда входившая в тот же «Базэл». Однако в конце 2014 года холдинг предприятие продал вместе с его «дочкой» — компанией «Инжтрансстрой», которая и занималась непосредственно реконструкцией ВПП «Пашковского». Оставшуюся часть выплаченного аванса — порядка 860 млн рублей — после продажи новому собственнику прежний владелец, по всей видимости, не передал.

15 июня этого года «Трансстрой» отчитался, что двухлетняя реконструкция взлетно-посадочной полосы в краснодарском аэропорту завершилась. На самом деле, это не совсем так. В своем заявлении компания добавила, что сейчас идут «дополнительные работы в связи с корректировкой заказчиком планового положения периметра аэродрома». Закончить реконструкцию окончательно надеются в третьем квартале этого года — но «при условии своевременной передачи заказчиком необходимой рабочей документации». В идеале закончить оставшиеся работы необходимо уже к 1 августа — иначе временную полосу придется закрывать на ремонт, а вместе с ней и весь аэропорт, о чем и писал Кондратьев Путину.

На дополнительные работы и требуется 860 млн рублей, и где их взять, неясно. Подрядчик настойчиво просит их в качестве субсидий из бюджета. Однако замглавы Росавиации Константин Махов заявил «РБК», что дважды оплачивать одну и ту же работу государство не может. Как бы намекая на то, кто, по его мнению, должен внести недостающую сумму, Махов напомнил, что владеет краснодарским аэропортом тот же акционер, что и подрядчик ремонта аэродрома (по крайней мере, на момент заключения контракта).

В итоге до конца не ясно: проблемы с длившейся два года реконструкцией аэродрома в Краснодаре вызваны действиями «Трансстроя» или же «Базового элемента», и не повторит ли судьбу «Пашковского» красноярский «Емельяново» в случае победы ГЭС на конкурсе по продаже «ЭРА Групп» — не хотелось бы, чтобы губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому, по примеру своего краснодарского коллеги, пришлось писать письма президенту страны.

Ян Симонов