Версия для печати

СЕТЬ ДОРОГ И ПАУТИНА АВТОТРАСС

На днях в Красноярске под председательством президента РФ Владимира Путина состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором обсуждались задачи развития транспортной отрасли Российской федерации до 2030 года.

ТРАНСПОРТНЫЕ СХЕМЫ

pict9610

В последнее время эксперты все чаще заявляют, что рост экономики в России начнется с реализации инвестиционных проектов Сибирских регионов и Дальнего Востока. Но осуществить масштабные новостройки крупных промышленных объектов и электростанций невозможно без формирования шоссейных, воздушных, железнодорожных, речных и морских транспортных артерий.

Сегодня транспортная инфраструктура страны, как отметил президент Владимир Путин, имеет различные проблемы, главные из которых: изношенность на 40-80% основных фондов и медленное строительство новых путей сообщений.

«Совершенно очевидно, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными. И сегодня недостатки в транспортной отрасли, также как и в энергетике, являются реальными факторами, сдерживающими наше экономическое развитие», – заявил в своем вступительном слове глава государства.

Владимир Путин считает, что преодолеть трудности транспортной инфраструктуры может государственно-частное партнерство (ГЧП): «Одним из путей, который следует применять, является ГЧП. Красноярский край один из лучших примеров в развитии этого направления». Что хорошо видно на примере экономического развития зоны Нижнего Приангарья.

Формирование транспортных схем сегодня может идти на паритетных началах: на инвестициях государства и капитала во всех регионах. И Сибирский федеральный округ не исключение. При этом совместные проекты ГЧП можно использовать не только на строительстве шоссейных и железнодорожных коммуникаций, возведения мультимодальных хабов и морских портов, но и на развитии сети метрополитенов и скоростных трамваев в крупных городах.

В докладе глава государства коснулся подготовленной Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, высказал суждение о «недопустимости осуществления двух третей авиаперевозок через Москву», и сообщил о необходимости развития местных аэропортов по всей стране.

hloponin Все эти позиции отражены в Стратегии транспортного развития РФ, в которой затронуты вопросы формирования транспортных коридоров «запад-восток» и «север-юг», а также разработаны основные приоритеты инфраструктуры в целом.

Российский президент подчеркнул, что транспортные коммуникации, безопасность и обороноспособность тесно связаны друг с другом, именно поэтому отрасль является стратегической и забывать об этом не следует.

В своем выступлении министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что главное в новой Стратегии – скоординированная работа всех видов транспорта и увязка федеральных программ транспортного и экономического развития с региональными.

«Механизмом реализации Стратегии должна стать федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы», – уточнил министр.

Говоря о формировании программы, он сообщил, что «качественный переход на программу развития будет обеспечен новыми комплексными проектами с учетом исключительно нормативных сроков строительства». И привел в пример эффективность такого подхода используемого при строительстве обхода в Красноярске.

ДЕНЬГИ-ТУГРИКИ

levitinИгорь Левитин заявил, что в настоящее время «узким местом отрасли является отсутствие логистических транспортных центров». Но в ближайшие годы ситуация изменится, так как согласно целевой программы их создание предусмотрено в 10 крупных городах страны, в числе которых и Красноярск.

Власти понимают, что реализация мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры потребует существенных инвестиций «на уровне 4,8% ВВП, а уровень государственных, федеральных и региональных инвестиций может достигать 2,2% ВВП».

Главное в Стратегии то, что бюджетные средства будут выступать не в качестве основного источника, а являться «стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль».

Вклад мероприятий программы ВВП предварительно оценивается в 4 триллиона рублей. При этом более половины средств будет направлена в развитие промышленного производства, науки, а также в развитие инфраструктуры новых территорий.

Между тем, «суммарные инвестиции в транспортную инфраструктуру по проектам ГЧП в прогнозируемом периоде могут составить 2,6 триллионов рублей, в том числе средства Инвестфонда составят 120 млрд рублей».

По словам Левитина, в настоящее время Министерство транспорта совместно с МЭРТ и Минфином страны планируют шире задействовать «финансовые механизмы привлечения частных инвестиций: может быть выпуск инфраструктурных транспортных облигаций или других финансовых механизмов».

С ним согласился руководитель рабочей группы по подготовке Стратегии губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который сообщил, что не стоит ограничиваться в инструментах ГЧП только Инвестфондом: «Можно выпускать инфраструктурные облигации, которые использовались еще в царской России при строительстве Транссиба, а сегодня при организации финансирования инфраструктурных строек в Казахстане и Китае».

По его мнению, организация подобных облигационных займов могла быть очень «полезным направлением работы для Банка развития».

Министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина подтвердила заявление Ливитина относительно облигаций, уточнив, что в стране пока эти инструменты не применяются: «Но мы готовы их доработать, с учетом больших задач по развитию транспортной инфраструктуры».

По ее словам, несмотря на то, что масштабы недофинансирования отрасли огромны, следует «увеличивать плотность автомобильных и железных дорог, чтобы связать страну». Набиуллина привела в пример район Нижнего Приангарья, где при строительстве промышленных объектов и дорог стали развиваться «новые бизнес-проекты», о которых разработчики освоения данной зоны даже не предполагали.

kudrin Владимир Путин пошутив, что ВВП в 4,8% «сделает Минтранс совершенно счастливым», попросил сообщить более конкретные цифры. На что российский министр финансов Алексей Кудрин уточнил прогнозируемые суммы на среднесрочную и дальнесрочную перспективу. В частности, вложения в транспортное направление «в 2010 году увеличатся в 1,75 раза по сравнению с 2009 годом, а к 2012 году запланировано их утроение» и пятикратное увеличение к 2015 году.

«Эти цифры соответствуют планам экономического развития страны и вполне реальны», – прокомментировал Кудрин.

Между тем, по мнению А.Хлопонина, для финансирования транспортной инфраструктуры можно использовать целый арсенал ГЧП: «Особые экономические зоны (в том числе и в мультимодальных хабах), концессии и появление Банка развития».

СТРОИТЬ – ЗНАЧИТ ЖИТЬ

Стоит отметить, что в Стратегии также уделено внимание обеспечению надежности и безопасности коммуникаций, формированию институтов страхования на транспорте и внедрению современных информационных технологий.

 По словам первого заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова, в федеральной целевой программе предусмотрено оснащение спутниковой аппаратурой системы ГЛОНАСС транспортного комплекса «в развертывании диспетчерских систем по его управлению и создание контроля корректирующих станций Роскартографии». Это ускорит работу отрасли в целом и «снизит транспортные издержки и коррумпированность при транспортировке грузов».

Напомним, что головным разработчиком и производителем космических аппаратов системы ГЛОНАСС является Красноярское НПО ПМ им Решетнева.

Как на любом совещании, не обошлось без ложки дегтя в бочке мёда – президент «ОАО «РЖД» Владимир Якунин доложил главе государства о строительстве железнодорожного в обход провала в районе станции Березняки. (Он образовался в результате техногенной аварии на руднике ОАО «Уралкалий» Пермской области осенью 2006 года).

pict9669

Президент страны попросил «прекратить дискуссию РЖД с правительством о финансировании строительства обхода провала», так как этот проект должна финансировать компания РЖД. Между тем Якунин заявил, что не сможет отчитаться по всем «пяти пунктам поручения президента», а без помощи федерации с 2009 года стройка может приостановиться и с поставленной задачей он не справится.

Подводя итоги заседания, глава государства подчеркнул, что на Госсовете обсуждалось «не решение проблем выживания, а решение проблем развития».

Президент отметил, что в рассматриваемой программе заложена база для развития транспортных схем, на основе которой будет скорректирована целевая программа модернизации транспортной системы РФ, а также разработаны целевые инвестиционные программы. 

В целом, Стратегия развития транспорта до 2030 года на заседании была принята, но Владимир Путин просил увязать ее со стратегией развития экономики страны до 2020 года.

«По результатам нашей работы будет подготовлен перечень поручений президента РФ, в который войдут практически все рекомендации. Речь идет и о разработке предложений по формированию государственной тарифной политики по услугам транспорта для стимулирования роста грузо- и пассажироперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке», – уточнил президент.

Глава государства выступил против включения пункта по дифференцированному снижению ввозных таможенных пошлин на воздушные суда, тренажеры и запасные части:

«Я не против того, чтобы мы закупали иностранную технику, понимаю, что перевозчики нуждаются в ней, стремясь быть конкурентоспособными на рынке международных перевозок и внутри страны. Но это мы должны сделать осознано и очень взвешенно, с учетом планов производства внутри самой России. И при необходимости, где это возможно и целесообразно, поддержать производителей не финансовыми, а административными и организационными ресурсами».

По его мнению, над этим пунктом следует поработать, так как власти должны добиться, чтобы российские производители выпускали конкурентную продукцию.

Президент попросил продумать порядок передачи субъектам РФ аэродромов регионального и местного значения в целях развития авиационно-транспортной системы субъектов РФ: «Я прошу Министерство транспорта РФ и Министерство экономического развития не цепляться за ту собственность, которой мы не можем эффективно управлять. Нужно поддержать начинание, так делается во всем мире. Это должны быть взвешенные решения, там, где это возможно и приведет к какому-либо результату».

Глава государства поддержал строительство мультимодальных хабов на территории РФ «как в Красноярске, Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске». По его мнению, это даст толчок экономическому росту многих субъектов РФ.

Владимир Путин также поручил региональным властям обеспечить «разработку и утверждение комплексных программ развития пригородного и городского транспорта, предусматривающих увязку различных видов транспорта и повышения качества предоставляемых услуг».

Дорожную строительную отрасль скоро ожидают серьезные изменения. По мнению президента, следует менять  систему допуска к строительным работам: «То, что вы разбиваете на отдельные куски, проводите отдельные тендеры это, наверное, изначально и правильно было сделано, с целью декоррумпировать данную сферу деятельности. Но это создает определенные сложности при определении стратегии в деятельности компаний, которые хотели бы выстраивать свою работу хотя бы на среднесрочную перспективу».

В общем, как отметили чиновники, в принятой Стратегии заложены базовые показатели развития транспортной отрасли России. Именно на ее основе уже разрабатываются целевые подпрограммы и формируются инвестиционные проекты.

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

(фото автора)


Сейчас на главной