Риски и надежды

Хорошо управлять, когда небо над твоим краем безоблачно, подданные довольны властью и собой, а оппозиция находится в политическом кювете. Совсем другое дело, когда экономический оползень грозит накрыть с головой «все и вся». Именно в такой момент появляется возможность «по гамбургскому счету» оценить (а, может быть, и уценить…) профессионализм чиновников.

Надо отдать должное краевой власти – она пока худо-бедно справляется с непростыми вызовами сегодняшнего дня. И программа по борьбе с безработицей признана одной из лучших в России, и пакет антикризисных законов мы принимаем одними из первых в стране, и, что немаловажно, губернатор и правительство обещают выполнить все бюджетные обязательства.

Антикризисные меры, предложенные исполнительной властью, оценят депутаты ЗС на очередной сессии 29 января. Однако уже сейчас понятно, что Красноярский край находится в гораздо лучшей ситуации, чем большинство регионов России. На расширенном заседании местного правительства Александр Хлопонин назвал две составные части региональной «подушки безопасности»: отсутствие долгов края и сэкономленные в прошлом году 9 миллиардов бюджетных рублей. Это дает основание полагать, что мы сможем в 2009 году обойтись без оглушительных секвестров.

При этом надо понимать, что деньги, которые правительство планирует выделить на поддержку красноярских предприятий, все равно будут изыматься из других статей бюджета. Перераспределение внутрибюджетных потоков можно назвать скрытым «секвестром». И это очень хорошо осознают отраслевые лоббисты – бюджетный пирог становится меньше, и борьба за его кусочки сейчас будут гораздо ожесточенней, чем прежде. Яркий пример – состоявшаяся в минувший четверг схватка на заседании комитета ЗС по селу, когда в течение трех часов часть депутатов «бодалась» с министром сельского хозяйства Леонидом Шороховым и его сторонниками в краевом парламенте (представителями крупных хозяйств) за деньги, которые государство выделяюет на поддержку сибирского села. Причем, друг с другом «бодались» «медведи». Партийная солидарность треснула, как только речь зашла о финансах.

Следующий немаловажный вопрос: насколько хватит запаса финансовой «подушки безопасности» краю? Проблема в том, что никто не может точно сказать, когда же мы начнем выбирать из нынешней депрессии. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что кризис продлится два года. Правда, оптимисты из федерального центра утверждают, что мы уже во втором полугодии почувствуем улучшение ситуации, но в это пока как-то слабо верится. Хотя, надо признать, все аналитические прогнозы устаревают в день их публикации – сейчас все меняется ежеминутно. В этой ситуации очень многое зависит от того, когда, наконец, будут запущены наши северные проекты, в частности, Богучанская ГЭС и Ванкорское месторождение.

В общем, лекарство прописанное «врачами» из «серого дома», может оказаться короткого действия. Причем, снимающее симптомы, а не причины заболевания, грозящие превратиться в хроническое.

НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА К ГИГАНТОМАНИИ

strzalkovskЕще одной антикризисной пилюлей, но уже федерального масштаба, могут стать преференции, которые дал премьер-министр Владимир Путин отечественной цветной металлургии. Такое решение глава российского правительства принял в ходе встречи с генеральным директором компании «Норильский никель» Владимиром Стржалковским и министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной. Льгота дается с условием, что компания сохранит рабочие места и будет выполнять в полном объеме социальные обязательства.

С предложением отменить вывозные пошлины «Норникель» обратился к кабинету министров еще в ноябре. Дело в том, что российские производители оказались в невыгодном положении по сравнению со своими зарубежными конкурентами, которые таких пошлин сейчас не платят. Эта льгота становится ключевой в условиях падения мировых цен на цветные металлы. В настоящее время цена одной тонны никеля 11 тысяч долларов США за тонну, а себестоимость – 10 тысяч. То есть, никелевая империя фактически балансирует на грани рентабельности. Эксперты оценивают эффект для компании от этого решения в сумме от 200 до 250 миллионов долларов в год. Для Красноярского края – это хорошая новость. Появляются некоторые основания считать, что провал по платежам в краевой бюджет основного налогоплательщика будет не столь значительным, как ожидали пессимисты. Хотя обольщаться особо не стоит, ведь спрос на цветные металлы падает, а когда он вернется к приемлемому уровню, никто прогнозировать не берется.

Еще одна из главных тем января – возможное создание на базе «Норникеля», «Металлоинвеста», Evraz Group, «Мечела» и «Уралкалия» отечественного металлургического супергиганта. Государство может получить в этом альянсе блокирующий пакет акций. Идея принадлежит частым героям нашей рубрики – Владимиру Потанину и Олегу Дерипаске. План создания глобальной горно-металлургической группы основные владельцы «Норникеля» – «Интеррос» (30%) и UC Rusal (25%) – уже направили самому влиятельному вице-премьеру Игорю Сечину. Олигархи надеются, что с помощью этого плана удастся конвертировать их космические долги в акции, которые перейдут в собственность государства. Это поможет отечественным металлургам выжить в период глобального кризиса.

Однако, есть некоторые сомнения по поводу экономической эффективности создания подобного горно-добывающего монстра. Не секрет, что кризис выявил, в первую очередь, уязвимость транснационаональных корпораций (ТНК). Огромный бюрократический аппарат ТНК, их неповоротливость в условиях, когда нужно оперативно реагировать на ситуацию, говорят о том, что все-таки самое перспективное направление господдержки сегодня – это средний бизнес. Власть слишком уж ориентируется на самые крупные компании, оказывая им баснословную финансовую поддержку. Однако, если мы хотим выйти из «черной полосы» не аутсайдерами, а лидерами, то следует радикально менять саму порочную инфраструктуру нашей экономики, уходить с сырьевой иглы. Кризис – шанс и надежда. Если не воспользуемся, то отстанем от конкурентов навсегда.

Кстати, то что нынешний финансовый и экономический кризис вынужденно усилил роль государства в экономике, очевидно уже всем.

ТОЛЬКО ВПЕРЕД?

Мы уже писали, что первомартовские региональные и муниципальные выборы станут объективным тестом для власти – насколько граждане доверяют своим вождям. Любопытно также посмотреть на стратегию действий партий, которые претендуют на звание оппозиционных. Все же, как бы цинично это не звучало, для кого-то сейчас кризис, а для некоторых – манна небесная. Воспользуются ли оппоненты «Единой России» представившимся уникальным шансом больно щелкнуть «медведей» по носу?

Для нас с этой точки зрения наиболее интересны выборы в соседней Хакасии. Там за 75 (!) депутатских мандатов сражаются пять партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Патриоты России». Последних, кстати, чуть было не сняли с предвыборной дистанции. Только вмешательство ЦИК, отменившего решение своих коллег из республиканского избиркома, дало возможность партии экс-коммуниста Геннадия Семигина продолжить борьбу. Вообще, «Патриоты» делают особую ставку на хакасские выборы. Список у них достаточно сильный, да и деньги на кампанию, судя по дорогостоящим билбордам, недавно появившимся в Абакане, есть.

medrosОднако ни «семигинцы», жириновцы и «эсэры» интересны в этой кампании, а, прежде всего, «единороссы» и коммунисты. По прогнозам местных наблюдателей, именно они должны занять первые два места на республиканском политическом пьедестале почета. Правда, «путинцы» и «зюгановцы» пока ничем новым в кампании не блеснули. «ЕР» привычно поставила в первую тройку «паровозов» – нового председателя Правительства РХ Виктора Зимина, спикера Верховного Совета Владимира Штыгашева и абаканского мэра Николая Булакина. Мордоделы «партии власти», которых, по словам знающих людей, возглавляет внук сталинского наркома Молотова (известный российский политолог Вячеслав Никонов), придумали крайне рискованный для нынешних лихих времен лозунг: «Хакасия – только вперед!» Интересно, а что там впереди – устойчивая почва или пропасть? В нынешние времена почему-то думается о самом худшем, но может быть, мы излишне драматизируем ситуацию…

Особую пикантность выборам придает то, что эта избирательная кампания становится первым серьезным политическим экзаменом для нового главы республики Виктора Зимина. Он уже успел сделать несколько любопытных заявлений. В частности, Зимин ожидаемо успокоил местную номенклатуру, сказав, что является противником объединения с Красноярским краем (кто бы сомневался!). Высказался и по поводу избирательной кампании, попросив оппозицию «не раскачивать лодку» и умерить критический пыл. В принципе, с тем же успехом он мог попросить волков не есть мясо.

Коммунисты, которые все свои избирательные кампании строят исключительно на критике, естественно, на этот призыв со стороны противника только усмехнулись в усы и продолжили планомерно «мочить власть». В день инаугурации Зимина они попробовали испортить ему настроение, проведя перед Домом Правительства митинг, на котором требовали немедленного принятия регионального закона о «Ветеранах труда» и снижения коммунальных тарифов. Лозунги привычные, но интереснее другое – много ли к традиционному электорату КПРФ примкнет представителей других социальных групп, которые, уже успели пострадать от кризиса, например, лишившиеся работы и куска хлеба? Если коммунистам удастся мобилизовать «новых бедных», то они смогут кинуть перчатку даже «Единой России». Впрочем, с тем же успехом за этот электорат могут побороться и другие записные оппозиционеры.