Политнеделя в Красноярске: шоу одного человека и его отголоски

Фигура лидера ЛДПР разделила красноярцев на три лагеря. Первый — нейтрально-спокойное большинство. Во втором — его поклонники, которых в ДК Комбайностроителей и рядом с ним собралось около тысячи. Фанов Владимира Вольфовича не остановил ни дождь, ни ветер, не отсутствие мест в зале: они заполнили коридоры и даже во время ливня под козырьком ДК около ста человек безотрывно наблюдали на большом экране, как работает их кумир.

Судя по эмоциям зрителей, они получили все, чего ждали. Это сладкое чувство сопричастности к человеку, который говорит правду обо всем и не боится последствий, у которого есть простые ответы на все вопросы и который помогает всем страждущим (или почти всем). Харизматичный, эмоциональный и остроумный мужчина в возрасте заставил на час забыть о проблемах и принес облегчение.

Сеанс закончился — проблемы остались, но послевкусие было приятным. Особенно для тех, кто еще и пятьсот рублей получил — «…на цветы, и мороженое». Кстати, почему-то Жириновский не советовал их тратить на книги или спортинвентарь. Возможно, просто не обольщался относительно предпочтений счастливцев с заветной бумажкой.

Третью, самую малочисленную, но наиболее заметную группу составили журналисты родного Красноярья. Так ярко и по-боевому, политику «мастера пера и микрофона» давненько не освещали. Споры о чести и достоинстве, оценки Жириновского как «демона, раскрывающего худшие качества людей» — в печатной пресс и на телевидении бурлил настоящий вулкан переживаний небывалой глубины и страстности.

Возможно, именно яркий мастер-класс вождя ЛДПР по теме «влияния на массы» так задел журналистов. До такого уровня местным политикам и медиа-персонам еще расти и расти. И не всем приятен чужой успех.

Запала СМИ хватило еще на два политмероприятия, состоявшихся 4 и 5 августа. Причем, ранее они вряд ли вызвали бы интерес. Почему? Связано это с фигурами организаторов. Примерно раз в квартал на протяжении уже нескольких лет Екатерина Фатьянова и Денис Стяжкин тщетно пытались привлечь внимание журналистов и населения к своим акциям. Стратегии и юбилеи советских вождей, дни гнева и «антибирюсы», митинги поддержки патриотов — все это игнорировалось крупными СМИ. Но тут, как в сказке, информационным шлейфом яркой кометы Жириновского накрыло провинциальных оппозиционеров.

И вот они долгожданные пять минут славы…

Казалось бы, мероприятие Фатьяновой не отличалось ни многочисленностью, ни качеством организации: пять участников, один унылый рукописный плакатик, вещающий обо всем известном повышении цен на бензин. Павел Стабров с федерацией автовладельцев весной выступил гораздо ярче: и народ подтянул, и наглядную агитацию продумал. Однако освещались в СМИ оба мероприятия примерно в одинаковом объеме. Никаких объективных причин этому быть не может, просто Стаброву меньше повезло — Жириновского перед ним не было, и разбудить журналистов оказалось некому.

Вторым мероприятием, которому откровенно подфартило случиться в нужное время, стала так называемая «флэшмоб-акция Антилукашенко». Кстати, еще несколько лет назад словом «флэшмоб» было принято называть акции, организуемые в полной секретности и призванные вызвать ступор у наблюдателей именно загадочностью происходящего. Теперь же о «флэшмобах» широко оповещают всю заинтересованную и незаинтересованную общественность, так что все заранее знают, кто, где, когда и с какой целью будет странно вести себя в общественном месте.

Так вот, если говорить об «Антилукашенко», то это мероприятие ничем не выигрывало у всех предыдущих акций, организованных уважаемым Денисом Стяжкиным. Но стоило единственному участнику акции Роману Бурлаку (опять же, заметим, что в слове «флэшмоб» присутствует английское «моб» — толпа, поэтому одного человека для настоящего флэшмоба маловато — чересчур уж жидкая толпа получается) подойти к консульству Белоруссии, как журналисты тут же обступили оппозиционера, и проходной политический перформанс стал одним из главных медиа-событий дня. Воодушевленный Роман даже сказал что-то о прорыве и сломанной стене молчания, но я бы не стал делать столь поспешных выводов: посмотрим, как будут реагировать на такие акции СМИ, когда уляжется возбуждение от визита Жириновского.

И в завершение — немного лирики: Наивно ждать, ведь снова будет он не скоро, но разве с Вольфычем не веселей?

Михаил СОХРИН