ПОЛИТ-НОН-СТОП ПО-КРАСНОЯРСКИ

Лев КузнецовГубернатор и мэр встряхнули местную номенклатуру

Уход Льва Кузнецова из краевой администрации, появление Виталия Боброва на посту вице-мэра Красноярска, очередной всплеск активности ущемленных краевой властью красноярских игорщиков – даже этот далеко не полный перечень главных событий конца июня – начала июля говорит, что шоу на красноярской политсцене успешно продолжается.

Главные ньюсмейкеры региона Александр Хлопонин и Петр Пимашков своими кадровыми решениями резко встряхнули не только местную номенклатуру, но даже индифферентных к политике красноярских обывателей.

Волею судьбы автор этих строк в дни, когда были официально озвучены судьбоносные решения о перестановках в коридорах краевой и городской власти, катался на верблюдах в Сахаре, но свежее дыхание ветра перемен чувствовалось даже в пекле великой пустыни… Дебют новых сюжетных линий сложился интригующе и многообещающе. Попробуем разобраться, чем все эти нешаблонные «телодвижения» грозят красноярцам.

СКУКА КАК ПОЛИТФАКТОР

Месяц назад в интернет-дневнике писательницы Марии Арбатовой после встречи с неназванными «представителями красноярских элит» появилась примечательная запись. «Колониальный менеджмент молодых губернаторов перестал давать им драйв. Хлопонин заскучал, и уже даже не гоняет по городу на мотоцикле. Местных преемников пока не выросло. Беда… Город в таком же системном кризисе, как Москва. Мэр собирается покидать поле боя». (http://m-arbatova.livejournal.com/56123.html) Досужая болтовня в гламурных светских салонах и пошлых столичных кабаках, конечно же, не может быть материалом для серьезного политологического анализа, но кое-что в арбатовской записи схвачено верно.

Александр Геннадиевич и его соратники – люди увлекающиеся, и для того, чтобы работать «с огоньком», им постоянно нужен адреналин в крови. Откуда его взять в политсистеме, где принцип предсказуемости стал одним из основополагающих? Какой-то драйв еще дают избирательные кампании, хотя и они уже давно перестали напоминать игру в рулетку – шарики почему-то упорно стремятся попасть в ту лузу, на которую указывают крупье-кукловоды. Губернаторам и мэрам осталось только сражаться в самую популярную нынче на Руси азартную игру под названием «преемник». Игры эти только для настоящих мужчин – трусы ее сторонятся. Наши политики уверенно доказывают, что они – люди отважные и рисковые. В первую очередь это замечание касается ситуации вокруг поста градоначальника Красноярска.

СТАНЕТ ЛИ КРАСНОЯРСК «БОБРУЙСКОМ»?

Тема, о которой мы писали ровно месяц, получила радикальное и, признаться, даже для нас неожиданное – стремительное развитие. Виталий Бобров по просьбе Петра Пимашкова перешел из краевой администрации, где он возглавлял департамент промышленной политики, на пост первого вице-мэра. Петр Иванович поспешил заверить общественность, что, дескать, это кадровое решение не следует расценивать как подготовку к его отставке, но ему никто не поверил. Понурили головы чиновники, напомнил о своем существовании горсовет, возмутившийся, что «с ним не посоветовались», искренне заволновались простые красноярцы…

Пимашков в очередной раз сделал блестящий политический ход. Уходить с ответственного поста нужно именно так – на красивом белом коне, под аплодисменты сторонников и слезы подданных. В 2002 году тему «не отпустим любимого мэра» на губернаторских выборах искусно отыграли противники Петра Ивановича. Теперь этот сюжет поворачивается в выгодную для Пимашкова сторону. В принципе, не исключено создание некоего общественного движения в поддержку Петра Ивановича как «вечного» красноярского мэра. И этот лозунг будет однозначно популярным, ибо Пимашков стал для нашего города тем же, что Лужков для Москвы и Путин для России – символом стабильности и устойчивого развития. Хорошо выразил чувства многих красноярцев депутат ЗС Олег Пащенко: «Мне кажется, что Петр Иванович вечно должен быть здесь».

Хотя некоторые остряки уже предложили переименовать Красноярск в «сибирский Бобруйск», намекая на созвучие с фамилией будущего преемника (кстати, «Бобровый лог», принадлежащий родной для Боброва ФПГ, в краевом центре уже есть!), мы бы пока не торопились восклицать: «Ave, Саеsar»! Виталию Павловичу предстоит еще очень много сделать для того, чтобы стать мэром краевого центра, тем более что нынешний путь в это кресло чреват политическими рисками.

Выборы градоначальника – это не абстрактные для многих выборы в Госдуму. Многие избиратели прекрасно понимают, что в этом случае речь идет о человеке, от которого во многом будут зависеть каждодневные условия существования: чистота на улицах, холодная и горячая вода в кранах и прочие радости обыденной жизни. И не случайно уже сейчас начинает потихоньку обсуждаться идея о том, что доверять такое серьезное дело, как выборы главы города, населению не слишком правильно. Якобы лучше внести изменения в Устав Красноярска и вручить это право сознательным депутатам горсовета, которые послушно проголосуют за того, на кого им покажут пальцем. Подобные прецеденты в России есть.

ЗА КЕМ ВЫБОР?

Правда, если на такой эксперимент осмелится наша власть, то она очень сильно рискует создать проблемы «Единой России» в Красноярске на декабрьских выборах в Госдуму. Если горожан лишат права выбирать не только губернатора, но и мэра, то оппозиции грех не сыграть на этой выигрышной теме. Поэтому второй путь: перенос даты выборов мэра и горсовета с марта 2008 года на декабрь 2007-го, кажется более перспективным для Виталия Боброва и его сторонников. При этом получится, что Петр Пимашков буквально за ручку введет бывшего руководителя горно-металлургического комбината в свой кабинет.

Электоральные перспективы Боброва на сегодняшний день многим кажутся сомнительными, но не стоит преувеличивать возможные проблемы. Вспомним, что в 1996 году именно так заходил в мэрию сам Пимашков. Он шесть месяцев был исполняющим обязанности главы Красноярска, сменив на этом посту непопулярного Валерия Позднякова. И за полгода успел стать «своим» для большинства горожан, хотя поначалу тоже воспринимался как случайный персонаж.

Кстати, ментально и психологически Виталий Павлович чем-то похож на Петра Ивановича образца 1996 года. Думаю, эту похожесть учитывали те, кто принимал решение о делегировании Боброва в мэрию Красноярска. Мы пока не будем гадать о том, что можно ждать красноярцам от вероятного градоначальника Боброва, – еще слишком рано. Отметим только, что первый заместитель Пимашкова начал свою избирательную кампанию довольно активно: весьма откровенно пообщавшись с красноярскими журналистами уже через несколько дней после назначения, чего в мэрии не было давно.

Похоже начал свою кампанию в горсовет и блок Анатолия Быкова. 7 июля в одной из красноярских газет Быков и депутаты горсовета, избранные по списку блока «С верой и надеждой», опубликовали политическое заявление под названием «Прыжок над бездной». (http://www.krasrab.com/archive/2007/07/07/09/view_article).

Быковцы, явно негативно относясь к кандидатуре преемника, ставят вопрос ребром: «Просуществует ли выборность органов местного самоуправления в городе Красноярске хотя бы ещё полгода? И будут ли эти выборы выбором народа»?

Хотя из окружения Анатолия Петровича доходят слухи о том, что Быков не станет выставлять свою кандидатуру на выборах мэра – дескать, все равно противники будут играть краплеными картами. Но мы уже много раз видели, как его политический темперамент брал свое и он снова и снова бросался в гущу борьбы. Посмотрим, посмотрим…

УШЛИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ?

Если появление одного из заместителей губернатора в роли преемника Пимашкова было ожидаемым событием, то уход из краевой администрации правой руки губернатора Льва Кузнецова стал громом среди ясного неба.

Лев Владимирович был неофициальным «премьер-министром» Красноярского края, и многие социально-экономические сценарии, которые сейчас разворачиваются в регионе, были разработаны под его чутким руководством. Его многое связывает с губернатором, которому он не раз помогал в кризисных ситуациях. Замена на Александра Новака пока выглядит не совсем равноценной: все-таки финансы финансами, но комплексные проблемы региональной экономики более сложная материя.

Официальная причина ухода – семейные обстоятельства. Чета Кузнецовых успешно решает демографическую проблему: недавно у них появился четвертый ребенок. Но вряд ли именно это стало главным фактором. Вполне возможно, что сыграло свою роль и пресловутое отсутствие драйва. Но, скорее всего, главную причину переезда Кузнецова в златоглавую следует искать в известном «разводе» никелевых королей Владимира Потанина и Михаила Прохорова. Проходит он не без проблем. Вполне вероятно, что Кузнецова поставили перед жестким выбором: «Ты за «белых» или за «красных»?» Кузнецов предпочел пойти под знамена своего старого друга Прохорова. Хотя некоторые коллеги-политологи отмечают, что, возможно, Кузнецов еще вернется к Хлопонину. Во всяком случае, краю от этого хуже не будет. Тем более что проблема преемника может через какое-то время встать и перед самим Хлопониным, которому, кстати, в ближайшее время предстоит встретиться с президентом Путиным. Кто знает, что ему может предложить Владимир Владимирович?

Из других событий в коридорах власти отметим серьезное усиление влияния Эдхама Акбулатова, которому досталось наследство Боброва – промышленная политика. А также Сергея Пономаренко, ставшего руководителем аппарата губернатора. Информированные источники сообщают, что в последних кадровых рокировках очень активное участие принимал бывший заместитель губернатора Юрий Олейников, который два года назад стал видным функционером в «Единой России». Но нынешние кадровые перестановки еще не все – главные новости из коридоров краевой власти нас ждут, когда будет окончательно утрясен проект создания регионального правительства.

Ждать осталось недолго.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ