Версия для печати

Нон-стоп: Все в дыму… война в родном краю!

Вот и потеплело… На улицах появились растяжки и баннеры, на световых опорах развешиваются флажки. Плакаты украшают общественный транспорт, точки торговли и общественного питания. Все готово к празднику Победы. Кино — тоже готово.

Конечно, вряд ли ветераны толпами ринутся смотреть нынешние «новоделы» про Великую Отечественную в кинотеатрах: уж скорее в 100-й раз посмотрят по телику «В шесть часов вечера после войны» или «Два бойца». Однако это не отменяет того, что каждый год на экраны страны выходят не самые плохие фильмы, посвященные тем или иным подвигам нашего народа. В этом году — сразу два: «Матч» и «Белый тигр».

Честно говоря, второй фильм меня несколько озадачил. Потому как его Карен Шахназаров снял. Кто бы мог ожидать военной приключенческой драмы от автора «Курьера» и «Мы из джаза». Конечно, были у него и драматичные «Цареубийца» или «Город Зеро», но чтобы про войну…? С настоящими сражениями?… Тем более что режиссер уже три года ничего не снимал! Тем не менее, как он сам говорит, каждый режиссер его поколения должен снять хотя бы один фильм о войне. Чтобы не получилось «развесистой клюквы», в таких случаях важен хороший сценарий. За это сразу можно было не волноваться, так как сценаристом выступил постоянный автор Шахназарова Александр Бородянский, который, по идее, халтуру не может написать (причем это уже их двенадцатый совместный фильм). Однако смущала сама идея. Фантастические, конечно, мотивы у нас в «кино про войну» уже были — «Мы из будущего» или «Туман». Но вот «мистические»…

beliytigrfilm.jpegИстория о том, как советский танкист, чуть не сгорев целиком, возвращается к жизни, а потом и в бой, чтобы «найти и уничтожить» легендарный и неуловимый немецкий «Белый тигр», который одним выстрелом способен спалить целую батарею наших машин. Тут как бы ни получилась история о «неуловимом Джо»… Причем сначала именно так и думаешь. На экране авторы увлеченно играют в «танчики». Машины носятся, стреляют, взрывают и взрываются… Полное впечатление, что съемочная группа хорошо проштудировала Николая Озерова и его монументальное «Освобождение», где (по-моему, в третьей серии) просто грандиозно поставлено знаменитое сражение под Прохоровкой, которое по праву считается самым главным танковым сражением не только ВОВ, но и в мире вообще. В общем, оператору фильма Александру Кузнецову большой респект — снято шикарно.

Зато в середине фильм вдруг меняет свою «направленность» — ты с удивлением «узнаешь», что герой пребывает в забытьи, и все это ему снится… А в последней трети ты опять-таки «удивляешься» — потому что авторы вдруг резко бросают и эту линию (о том, как обгоревший до смерти танкист на уровне собственного подсознания ведет вечный бой со своими фантомами) и начинают снимать что-то вроде смеси того же «Освобождения» с «Падением Берлина», этакую фреску о том, как «победили зло» и «воцарили мир» — совершенно затянутое подписание капитуляции и совершенно ненужные диалоги Гитлера со своей совестью. По мнению американского публициста А.Я.Бернштейна «фильм состоит из чисто информативных, лишенных психологизма и плохо связанных с собой эпизодов». Это, правда, написано еще про «Падение Берлина» и насчет «психологизма» можно поспорить… но в целом — верно. Лично у меня сложилось впечатление, что либо Шахназаров хотел снять как раз на манер «Освобождения» многосерийную эпопею, да ему не выделили необходимые финансы, либо два разных фильма: приключенческий «экшен» и драматический эпик, но ему, опять же, дали деньги только на один. Однако, несомненно, в ряду всяких «поделок» (особенно по ТВ) про ВОВ «Белый тигр» выгодно отличается, хотя бы тем, что его интересно смотреть. Даже несмотря на всю «фантастичность» сюжета.

matchfilm.jpegПро «Матч» говорить особо нечего: очередной бенефис Сергея Безрукова. «Весь вечер на арене…» и опять с Лизой Боярской — периодичненько они так вместе снимаются… Вообще все, что было сказать по поводу «матча смерти» (матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве 9 августа 1942 года между советской и немецкой командами; после чего ряд советских футболистов оказался в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны, по легенде, за отказ проиграть встречу) уже сказано. Смотрите великолепный фильм «Третий тайм» 1962 года со всеми тогдашними «звездами» нашего кино: там были и Куравлев, и Невинный, и Юрий Назаров, и Глеб Стриженов, и Алексей Эйбоженко и множество других известных лиц. Но надо же было ко Дню Победы снять что-то, что и молодежи будет интересно. Тем более, скоро на Украине Чемпионат Европы по футболу начинается.

Вот и… «совместили». Задействовали создателя «Диверсанта» и «Мы из будущего» режиссера Андрея Малюкова (причем, чуть ли не год ждали, когда он освободится от съемок «Побега» для Первого канала), пригнали 25-тысячную массовку, взяли Безрукова, Боярскую, Катю Климову… Зрелищно, конечно получилось. Граждане украинцы, как и с «Мы из будущего-2» опять возмутились и кино запретили: дескать, опять мы их показываем «не так, как надо». Правда, как надо — не объяснили! Тем не менее, Безруков играет отлично — и в прямом смысле и в переносном — хоть сейчас бери на Euro запасным вратарем. Ну, это и не удивительно — сам Сергей Овчинников тренировал. Причем, что интересно, вратарь Овчинников тренирует актера Безрукова, чтобы тот сыграл вратаря Трусевича (в фильме Раневича), который тренировал актера Григория Плужника, чтобы тот сыграл «вратаря республики» в известном фильме «Вратарь», который 75 лет назад снимался в том же Киеве. Если учесть, что именно Овчинников изображен на обложке современного издания одноименной книги Льва Кассиля по которой и снимали «Вратаря», то подумаешь… и прямо — мистика.

Ну а вообще… если посмотреть на художественные достоинства фильма. Малюков мог бы выжать из этой истории превосходную военную драму в стиле своего же «Я — русский солдат», но, увы, последнее время военные драмы… они как-то не в «моде». Пиплу (то есть нам) подавай что-то в духе «Брестской крепости» и «Утомленных Солнцем-2». Причем, это не мы с вами так думаем, а создатели такой кинотелепродукции, причем, весьма многочисленной. Недавний теле-«МУР» тому пример. Уж такая-то благодатная тема — угро во время войны… и ту загубили. Хотя чего проще, снимали бы по «тексту» (Э.Хруцкого), так нет… Итог: бандитам — смешно, работникам милиции — больно, а простые зрители — просто плюются. Вот и в «Матче» пошло-поехало… какие-то карикатурные немцы, эпоха 40-х, которой не веришь…

matchfilm2.jpgЧто касается правды документальной, то в 1942 году действительно в Киеве собрали команду «Старт», которая, начиная с 7 июня, играла и со сборной венгерского гарнизона, и с воинской командой «RSG» (сборная железной дороги, Германия)… Всего 6 встреч — и все выиграли. Практически все матчи судил обер-лейтенант по имени Эрвин, который никому не подсуживал. В историю же СССР как «Матч смерти» вошла игра 9 августа 1942 года (которую наши тоже выиграли 5:3). Перед матчем якобы в раздевалку советских футболистов вошел немецкий полковник и под угрозой лагерей и расстрела потребовал проиграть. Наши не проиграли, а 16 августа выиграли еще и у «Руха» (служащие органов власти и рабочие киевских фабрик). После чего 18 числа девять футболистов было арестовано. В справке, составленной начальником контрразведки НКО «Смерш» Первого Украинского фронта генерал-майором Осетровым в ноябре 1943 г., о причине ареста футболистов говорится: «Чтобы избавиться от столь сильного конкурента, предатели, состоявшие на секретной службе в гестапо, донесли, что все бывшие динамовцы являются сотрудниками НКВД и оставлены в Киеве с разведывательной целью». Около месяца футболистов держали в гестапо, затем отправили в Сырецкий концентрационный лагерь. Но обстановка на фронте уже менялась — наши наступали. Соответственно у немцев «сдавали нервы» — в лагерях случались массовые расстрелы. В результате поздней зимой 1943 погиб и ряд футболистов. Самое интересное, что дело о «матче смерти» было даже в 1974 году возбуждено прокуратурой Гамбурга. Его закрыли только в феврале 2005 с заключением, что «Настоящую причину ареста футболистов установить не удалось. Футболисты Трусевич, Кузьменко и Клименко расстреляны вместе с другими узниками в Сырецком концлагере по приказу начальника лагеря Пауля Радомского весной 1943 г. Возможно, что поводом для массового расстрела узников в Сырецком лагере была попытка покушения на шефа гестапо, однако точных данных об этом нет… Расстрел был проведен неизвестными полицейскими, фамилии которых установить не удалось…».

В общем, был ли при чем «матч» или нет, все равно наши ребята (пусть в основном киевские «динамовцы») — молодцы и герои. И жалко, что фильм, посвященный времени этих незаурядных событий, получился, хотя и зрелищным, но насквозь пафосным и шаблонно-лубочно-картонным. Но, в принципе, в своем ряду. Так у нас нынче принято снимать «про войну».

mstiteli.jpegНу, у нас своя война, а у американцев — своя. У нас День Победы, а им некогда — надо в очередной раз мир спасать.

Что они с успехом и делают. Если фильмы об отдельных супергероях собирают много денег, то (НАВЕРНОЕ!), если их собрать в «спецбригаду», они принесут очень много денег. Или даже очень-очень много. Что ж, за 250 «лимонов», объединим в организацию «Щ.И.Т.» Халка, Капитана Америку, Железного человека, Соколиного Глаза, Черную Вдову и Тора и поручим им спасти мир. Причем в качестве главного злодея, не мудрствуя лукаво, взяли коварного Локи из блокбастера «Тор». Если кто забыл, он там тоже был главным «плохишом» — строил козни своему братцу и почти погубил родного папу. Тот, в общем, еще тип. Сюжет рассказывать принципиально не буду — господи, ну какой еще сюжет может быть, кроме как уже сказанного…!!! Зато сражения сняты просто здорово — все взрывается, супергерои летают, метают, искрят и галдят… Пиршество для глаз, минимум затрат для мозгов. Концовка же до боли напоминает что-то очень родное: после победы, глава «Щ.И.Т.а» разрешает Мстителям разъехаться, замечая, что когда человечеству будет угрожать новый враг, герои снова придут на помощь… Ну да… «Если над миром снова грянет гром, небо вспыхнет огнем, вы нам только шепните…». А дальше так и просится титр: «Скоро! Новые приключения мстителей»!

Кстати, специально для тех, кто не смотрит фильмы до САМОГО конца, и не не разбирается в американской мифологии: после титров идет сцена, где повелитель Чатаури в своем мире извиняется за провал вторжения перед некой фигурой, говоря, что люди не такие уж и слабаки. Товарищ поворачивается и оказывается… что это Танос — могущественнейший космический суперзлодей. Так что ждите «Танос наносит ответный удар!».

Засим, всех с праздником Победы!
Нашей Победы!
С.Бондов


Сейчас на главной