МУЗЕЙ… КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ!

Теперь, согласно энциклопедии, так называют научно-исторические или научно-просветительские учреждения. Именно они осуществляют комплектование, хранение, а также изучение памятников культуры и истории. Не ХРАМ, а учреждение, которое чего-то там должно комплектовать. Тем не менее, в эпоху «затхлого социализма» оно было одним из самых посещаемых мест простым народом. Почему? Во-первых, с развлечениями было не очень, а во-вторых – просто интересно. Помню, лет до 10 почти каждый месяц ходил в краеведческий музей посмотреть на скелет мамонта. Кстати, до перестройки в стране насчитывалось порядка 1,2 тысячи музеев: маленьких, больших, исторических, художественных и так далее. А осталось сегодня в половину меньше. Сколько безвозвратно пропало экспонатов – подсчитывают до сих пор.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ИСТОРИЯ

«Человек, не помнящий своей истории, крайне убогое создание…»

Франсуа де Ларошфуко

По идее в музеях должна храниться наша память, а ее потихоньку «растаскивают». Но народ без памяти… так, дикое племя. В лучшем случае.

В стародавние времена, а именно 12 февраля 1889 года в Красноярске произошло важное культурное событие. По инициативе местной интеллигенции Иннокентия Алексеевича и Юлии Петровны МАТВЕЕВЫХ был открыт городской музей. В него вошли коллекции нумизмата и этнографии, которые супруги собирали всю жизнь. И картина «Милосердный самаритянин», подаренная основательнице местным художником Василием Суриковым. Тогдашние власти в стороне тоже не остались, они выделили в копилку музея часть своих коллекций картин, гербариев, средневекового оружия. В те годы собирательством занималась вся интеллигенция и купцы. Благо, исторических мест в крае предостаточно и копать могильники мог кто угодно. Сколько золотых украшений эпохи гуннов и скифов было переплавлено по всей Сибири в XIXXVII веках!

В общем, через три года Красноярский музей показывал собрания костей и камней на Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии в Москве. Со временем в городе специально для музея было выстроено отдельное здание в египетском стиле по проекту красноярского художника и архитектора Л.А. Чернышева.

В постсоветские времена казалось, что «безвременье» коснулось и его – уж больно надолго растянулась реставрация здания. Однако, это было не первое испытание музея. Точно такой же период (проблемы, безденежье) он пережил еще в 1892-1903 годах. «Второе дыхание» и стабильность музей обрел, когда его передали в ведение Красноярского Подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (очччень знаменитая и известная во всей Европе организация была).

Вплоть до 1920 года это было подлинным Ренессансом краеведческого музея: череда непрерывных научных экспедиций по всему краю, приток этнографических, исторических, археологических экспонатов. Здесь трудились известные ученые: специалист по доисторической археологии, австриец Г. Мергарт, ученый-орнитолог А.Я. Тугаринов (директор) миколог А.Л. Яворский, (впоследствии первый директор заповедника «Столбы») и другие.

В 1911 году на Западно-промышленной выставке Тугаринов получит малую золотую медаль, а сам музей высшую награду – Почетный диплом.

Кстати, мало кто знает, что во время Первой мировой войны в недостроенном здании музея были сначала казармы, потом – госпиталь. Пережил музей и большой Красноярский пожар 1920 года. Патриотизм – великая вещь. Чернышев в 1927-1929-х годах восстановил его. А после окончательной победы Советов в 1920 году музей «повысили в звании» – он стал губернским. В те годы в его фонды поступил уникальный книжный фонд центрального книгохранилища Енисейской губернии. Музей ведет активную экспозиционно-выставочную работу, и в 1934-м году получает краевой статус.

Полная версия статьи на Sibterra.ru