Версия для печати

Монополизация по схеме

Новая модель теплоснабжения подчистит рынок для своих разработчиков

В Красноярске завершилась разработка новой схемы теплоснабжения города, рассчитанная до 2033 года. 16 марта она была выложена на официальном сайте мэрии. Двумя днями позже ее разработчики и заказчики: «Всероссийский технический институт», администрация Красноярска и Сибирская генерирующая компания (СГК) — встретились с журналистами, чтобы пояснить, в чем суть этого проекта и чего ждать от него красноярцам.

— Основная задача новой схемы — обеспечение приоритета комбинированной выработки тепла и электричества в городе, — пояснил один из разработчиков проекта — инженер «Всероссийского технического института» Александр Григорьев.

По его словам, для достижения этой цели до 2025 в Красноярске планируется поэтапно закрыть (либо отправить в резерв) 21 котельную, которые находятся в черте города и вырабатывают только тепло. Выпавшие же мощности компенсируют с помощью трех недозагруженных сейчас ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, распределив между ними нагрузку примерно поровну. Правда, эти ТЭЦ тоже находятся в черте города.

— Перевод теплоснабжения на ресурсы ТЭЦ, даже при условии их нахождения в черте города, снизит экологическую нагрузку на него, — заверил собравшихся Григорьев, — поскольку ТЭЦ имеют более высокие трубы и, соответственно, обеспечивают лучшее рассеивание выбросов в атмосфере.

grigoriev_press_konf.jpg

К тому же, освободившиеся от котельных территории вполне могут стать зонами перспективной застройки, на которых можно будет возводить коммерческие здания, строить жилье или объекты соцкультбыта, а то и просто разбивать парки и скверы.

Продолжил рассказывать о преимуществах новой схемы теплоснабжения и директор красноярского филиала СГК Александр Шлегель. Особенно в том, что касалось перехода к 2022 году на закрытую систему горячего водоснабжения. Оно и понятно — с этим шагом все эти сезонные отключения и сопутствующие им тазики, чайники и прочее уйдут в прошлое. Правда, деталей этого перехода он не раскрыл, отметив лишь, что обойдется это в 1,5 млрд рублей денег, которые нельзя включить в тариф.

Не обошел вниманием Шлегель и тему экологии:

— На ТЭЦ, как правило, установлены более совершенные системы очистки газов, чем установлены на котельных. А на некоторых из них вообще нет золо… — видимо, хотел сказать «золоотвалов», но вовремя вспомнив, что и у СГК, которому принадлежат три фигурирующие ТЭЦ, с этим вопросом не все гладко, решил лишний раз не дразнить гусей и закончил: — подобного оборудования.

В конце выступления Александр Шлегель добавил, что реализация схемы в ее сегодняшнем виде приведет к минимизации тарифов на тепло для потребителей, поскольку стоимость тепла от ТЭЦ ниже, чем от котельных.

shlegel_press-konf.jpg

Это заявление, однако, убедило далеко не всех присутствовавших на встрече. Дело в том, что одним из смыслов создания новой схемы теплоснабжения является появление в городе так называемой «единой теплоснабжающей организации». И предложенный план мероприятий говорит о том, что СГК, даже сейчас контролирующая порядка 80 процентов городского рынка теплоснабжения, уже видит себя в этой роли.

— А в современной истории России не было, пожалуй, ни одного случая, когда естественная монополия понижала бы тарифы, — высказал опасение один из присутствующих журналистов, — притом, что рычаги для повышения тарифа у СГК есть.

Топ-менеджер СГК на эти слова ответил, что тарифы на тепло регулируются государством, и устанавливает их не компания, а региональная энергетическая комиссия (правда, считает она их по средним значениям стоимости тепла в городе, а на балансе СГК есть несколько электробойлерных, стоимость гигакалории которых много выше, чем на ТЭЦ или котельной — прим. ред.).

Александр Григорьев из «Всероссийского технического института» добавил, что единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), несмотря на ее наименование, будет не одна компания, а несколько.

— Статус ЕТО присваивается всей системе теплоснабжения города. Мы рассчитываем, что после утверждения схемы в Красноярске будет 11 теплоснабжающих организаций, каждая из которых будет работать в своей зоне, — пояснил он.

Преимущество ЕТО по сравнению с сетью из множества котельных и теплотранспортных организаций, по словам Григорьева, в том, что потребитель будет знать, кому непосредственно жаловаться в случае появления проблем:

— Сейчас потребитель может не знать, кто снабжает его теплом, в какую организацию жаловаться, если оно пропало. После введения статуса ЕТО у потребителя будет «одно окно», куда адресовать все вопросы.

Оказавшиеся на встрече с прессой владельцы малых котельных, которым в случае принятие предложенной схемы теплоснабжения грозит ликвидация, резко раскритиковали проект. Так, директор котельной «Фармэнерго», которая обслуживает завод «Красфарма», Вадим Павлив заявил, что в ней много «серьезных ляпов».

— Например, — начал он, — для функционирования завода «Красфарма» необходима нагрузка 35 тонн пара в час. Наше предприятие способно вырабатывать 118 тонн пара в час. Вы предлагаете его закрыть, и на этом же месте построить новую котельную на 35 тысяч тонн. И все это мы должны сделать за свои средства.

teplo_tahometr_davl.jpg

Похожая ситуация складывается с котельной Региональной тепловой компанией (РТК), которая отапливает Солнечный и Солонцы и при принятии схемы теплоснабжения в сегодняшнем варианте также будет закрыта. Для того чтобы компенсировать выпадение ее мощностей в схеме, предлагается закупить дополнительные водогрейные котлы для ТЭЦ-3, то есть, по сути, построить такую же котельную, что у РТК, но уже принадлежащую СГК.

Вадим Павлив поставил под сомнение и будущее снижение тарифов для потребителей:

— На кого ляжет бремя этих 50 миллиардов инвестиций, необходимых для реализации проекта новой схемы теплоснабжения? Это однозначно будут жители Красноярска, пусть даже опосредованно — через тариф на подключение новых домов или через тарифы на теплоснабжение.

Разработчики схемы не стали оспаривать последнюю часть утверждения, заявив, что проекты по подключению новых потребителей и развитию теплосетей финансируются из платы за подключение, а затраты, «связанные с обеспечением надежности и системными мероприятиями», покрываются за счет тарифа — таков закон.

Под занавес критики схемы вспомнили и о том, что СГК является одним из заказчиков схемы — то есть непосредственно финансирует ее разработку. Это дало повод Павливу сказать, что разрабатывает схему компания «конкретно под себя».

Александр Шлегель, впрочем, никакого противоречия здесь не видит:

— Если бы схема не обсуждалась так открыто, то еще можно было бы рассматривать такие обвинения. Но нам месяц дается на то, чтобы все желающие эту схему посмотрели, задали свои вопросы, дали предложения. Дальше начинаются публичные слушания. То есть у каждого есть возможность задать вопрос, получить ответ. Поэтому, какая разница, кто профинансировал разработку?

Александр Микусев


Сейчас на главной